kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Турнир знатоков русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кызылординская область район Шиели

КГП “Средняя школа № 244 имени И. Жахаева»

(лингвистическая  игра)

10 класс

Учитель русского языка и литературы

Алиханова Гулзия К

ПРАВИЛА  ПРОВЕДЕНИЯ ТУРНИРА

Оргкомитет: ведущий, три ассистента, жюри (три человека).

Оборудование: классная доска, мел, губка; плакаты с за­даниями, требующими визуального восприятия; блокноты и ручки для участников; жетоны, которые ассистенты вруча­ют за каждый правильный ответ.

        В турнире знатоков русского языка участвуют все школь­ники - участники олимпиады. Мероприятие проводится и актовом зале. На сцене - стол для жюри и два стула для финалистов. Пять мест первого ряда предназначены для побе­дителей I тура, которые занимают их до конца игры.

        Турнир открывает разминка, имеющая целью подгото­вить и вовлечь участников в деловую игру. Затем начинается I тур. Ведущий задаёт вопросы всем находящимся в зале. От­веты оцениваются жюри и поощряются жетонами. Пять человек, правильно ответившие на три вопроса, пересаживаются на места в первом ряду.

         Во II туре право отвечать на вопрос первыми предоставля­ется тем, кто вошёл в пятёрку лидеров. В случае, когда они не дают правильного ответа, ведущий адресует вопрос залу. Финалистами, участниками III тура, становятся два человека, первыми набравшие по пять жетонов.

         III тур. Финалисты занимают почётные места на сцене. Ведущий задаёт им вопросы. Если они не дают правильных ответов, то эти вопросы адресуются сначала пятёрке, а потом залу. Лучшим знатоком русского языка объявляется участник,  который в III туре первым дал пять правильных ответов. Турнир завершается награждением победителя и двух призеров - участников, занявших (по количеству баллов) 2-е  и 3 - е моста, - почётными грамотами и призами.

РАЗМИНКА

ПОСЛОВИЦЫ

1. Закончите пословицу.

Рыба ищет, где глубже,. (а человек, где лучше).

Голод не тётка —. (пирожка не подсунет).

Чудеса в решете:. (дыр много, а вылезти негде).

За морем телушка - полушка. (да перевоз - рубль).

Козла бойся спереди, коня сзади,. (а лихого человека со всех сторон).

2. Начните пословицу (дано окончание).

.царь в голове. (Свой ум-.)

.из песни слова не выкинешь. (Из чашки края не выкусишь,.)

.не вырубишь топором. (Что написано пером —.)

.надо в воду лезть. (Чтобы рыбку съесть,.)

.быть без грибков. (Бояться волков —.)

ЗАГАДКИ

Ходит весь век, а не человек. (Часы)

Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой)

Есть и корешок, есть и шляпка, а не гриб. (Зонтик)

Кланяется, кланяется, а домой придёт — растянется. (Топор)

Сам худ, а голова с пуд. (Молоток)

СКОРОГОВОРКИ

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса, песочку.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

На дворе трава, на траве дрова; раз дрова, два дрова - не коли дрова на траве двора.

Около кола колокола.

І ТУР

1.      В книге лингвиста А. И. Моисеева «Звуки и буквы, буквы и цифры» (М., 1987) читаем:

«Группа туристов в Новгороде Великом подошла к па­мятнику "Тысячелетие России" скульптора Михаила Оси­повича Микешина. Экскурсовод рассказывал о том, как создавался этот величественный памятник и кто здесь увековечен. Туристы внимательно слушали. Один из них спросил: "Почему на щите воина в надписи «STO» первая буква нерусская?"»

Что же означает эта надпись?

  1. Назовите русского учёного, который первым в отечествен­ном языкознании назвал гласные О и Е беглыми в случа­ях типа сон - сна, день - дня.
  2. Иностранные крылатые выражения в литературе нередко цитируются на языке оригинала. Из какого языка при­шли данные выражения и что они означают?

а)    Sine cura.

б)    Tabula rasa.

в)    Tres faciunt collegium.

г)     Vox populi - vox dei.

д)    Alma mater.

4.      Назовите авторов данных крылатых выражений.

а)     Нельзя объять необъятное.

б)    Ну как не порадеть родному человечку!

в)     Покой нам только снится.

г)     Нет на свете мук сильнее муки слова.

д)    Если в начале пьесы на стене висит ружьё, то в конце оно должно выстрелить.

5.      Кто авторы этих крылатых слов?

а)     Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

б)    Жребий брошен.

в)     Вместе с водой выплеснуть и ребёнка.

г)     Суха, мой друг, теория везде, а древо жизни пышно зе­ленеет.

д)    Дайте мне точку опоры, и я сдвину землю.

6.      Объясните смысл библейских выражений:
а) Агнец Божий.

б)      Иов многострадальный.

в)      Валтасаров пир.

г)      Всемирный потоп.

д)      Соломоново решение.

  1. Что такое перифраз (перифраза)?
  2. Чьи имена заменяют эти перифразы:

а)      соловей старого времени,

б)      русский Гамлет,

в)      великий писатель земли русской?

9.  Почему этимологи утверждают, что слова пижон и насу­питься имеют «птичье» происхождение?

10. Вспомните, кому из российских поэтов принадлежат эти строки о языке:

Вовек отеческим языком не гнушайся,

И не вводи в него

               Чужого ничего,

Но собственной своей красою украшайся.

II ТУР

  1. Как вы понимаете смысл поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля: «Сам ни  аза в глаза, а людей ижицей тычет»?
  2. Как известно, в кириллице (древнерусской азбуке) все буквы имели названия: А- аз (я), Б- буки (буквы), Б- веди (ведать - знать). Расшифруйте следующие сочетания  букв:

а)      А. Б. В.

б)      Г. Д. Е.

в)      Р. С. Т.

3.  Человек под фразеологическим микроскопом. Вспомните, какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам и качествам.

а)      Человек очень высокого роста.

б)      Очень умный человек.

в)      Опытный, бывалый, много испытавший человек.

г)      Слишком откровенный, прямодушный по характеру че­ловек.

д)      Пышущий здоровьем человек.

4.  Назовите пословицы и поговорки, связанные со следу­ющими эпизодами русской военной истории:

а)      Полтавской битвой 1709 года;

б)      Отечественной войной 1812 года.

  1. Какой лингвистический термин используется примени­тельно к санскриту, латинскому и старославянскому язы­кам?
  2. В. И. Даль придумал замену некоторым «чужесловам» заимствованным иноязычным словам: широколица, небозём, душеслов, ловкосилие, сверкалъцы. О каких общеупотреби­тельных словах, известных носителям русского языка как родного, идёт речь? Почему слова, предложенные Далем, не вошли в речевую практику русского народа?
  3. Приведите десять глаголов, образованных от существи­тельных - названий животных, рыб и птиц.
  4. Приведите десять глаголов со значением зрительного вос­приятия.
  5. Какое значение имеет фразеологизм без сучка, без задо­ринки? Каково его происхождение?

10. В каких случаях так говорят: «Или грудь в крестах, или голова в кустах»?

III ТУР

  1. Что вам известно о жизни и трудах лингвиста Д. Н. Уша­кова?
  2. Что такое эсперанто и кто его создал?
  3. Какие научные и научно-популярные (учебные) этимоло­гические словари вам известны?
  4. Назовите слово, которое вас заинтересовало и побудило об­ратиться к этимологическому словарю. Какую информа­цию можно получить о слове в данном словаре?
  5. Назовите основные принципы русской орфографии.
  6. Объясните суть и приведите пример, иллюстрирующий морфологический принцип русской орфографии.
  7. Объясните суть и приведите пример, иллюстрирующий фонетический принцип русской орфографии.
  1. Объясните суть и приведите пример, иллюстрирующий традиционный (исторический) принцип русской орфогра­фии.
  2. Назовите семь слов, которые оканчиваются на - дром. Что означает часть - дром и каково её происхождение?

10.    Расшифруйте сложносокращённые слова:

а)      метизы,

б)      кожимит,

в)      бомж,

г)      нейлон.

11.    Кому из русских писателей принадлежит следующее вы­сказывание о русском языке:

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценнее самой вещи»?

  1. Одинаковы ли по значению слова ровесник и сверстник?
  2. Какой фразеологический оборот можно использовать, ког­да речь идёт о человеке, который обо всём судит только со своих позиций?
  3. Назовите персидское слово, ставшее общеупотребитель­ным в русском языке, которое имеет буквальное значение  «шах умер».
  4. Назовите три пословицы о языке, слове, речи (по одной о каждом понятии).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Турнир знатоков русского языка.»

Средняя школа №50 имени Абая
























(лингвистическая игра)

10 класс



Подготовила:

Жанабаева А.П.,

учитель русского языка и литературы












2011



ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ТУРНИРА

Оргкомитет: ведущий, три ассистента, жюри (три человека).

Оборудование: классная доска, мел, губка; плакаты с за­даниями, требующими визуального восприятия; блокноты и ручки для участников; жетоны, которые ассистенты вруча­ют за каждый правильный ответ.

В турнире знатоков русского языка участвуют все школь­ники - участники олимпиады. Мероприятие проводится и актовом зале. На сцене - стол для жюри и два стула для финалистов. Пять мест первого ряда предназначены для побе­дителей I тура, которые занимают их до конца игры.

Турнир открывает разминка, имеющая целью подгото­вить и вовлечь участников в деловую игру. Затем начинается I тур. Ведущий задаёт вопросы всем находящимся в зале. От­веты оцениваются жюри и поощряются жетонами. Пять человек, правильно ответившие на три вопроса, пересаживаются на места в первом ряду.

Во II туре право отвечать на вопрос первыми предоставля­ется тем, кто вошёл в пятёрку лидеров. В случае, когда они не дают правильного ответа, ведущий адресует вопрос залу. Финалистами, участниками III тура, становятся два человека, первыми набравшие по пять жетонов.

III тур. Финалисты занимают почётные места на сцене. Ведущий задаёт им вопросы. Если они не дают правильных ответов, то эти вопросы адресуются сначала пятёрке, а потом залу. Лучшим знатоком русского языка объявляется участник, который в III туре первым дал пять правильных ответов. Турнир завершается награждением победителя и двух призеров - участников, занявших (по количеству баллов) 2-е и 3 - е моста, - почётными грамотами и призами.


























РАЗМИНКА


ПОСЛОВИЦЫ

1. Закончите пословицу.

Рыба ищет, где глубже, ... (а человек, где лучше).

Голод не тётка — ... (пирожка не подсунет).

Чудеса в решете: ... (дыр много, а вылезти негде).

За морем телушка - полушка... (да перевоз - рубль).

Козла бойся спереди, коня сзади, ... (а лихого человека со всех сторон).

2. Начните пословицу (дано окончание).

...царь в голове. (Свой ум- ...)

...из песни слова не выкинешь. (Из чашки края не выкусишь, ...)

...не вырубишь топором. (Что написано пером — ...)

...надо в воду лезть. (Чтобы рыбку съесть, ...)

...быть без грибков. (Бояться волков — ...)

ЗАГАДКИ

Ходит весь век, а не человек. (Часы)

Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой)

Есть и корешок, есть и шляпка, а не гриб. (Зонтик)

Кланяется, кланяется, а домой придёт — растянется. (Топор)

Сам худ, а голова с пуд. (Молоток)

СКОРОГОВОРКИ

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса, песочку.

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

На дворе трава, на траве дрова; раз дрова, два дрова - не коли дрова на траве двора.

Около кола колокола.

І ТУР

1. В книге лингвиста А. И. Моисеева «Звуки и буквы, буквы и цифры» (М., 1987) читаем:

«Группа туристов в Новгороде Великом подошла к па­мятнику "Тысячелетие России" скульптора Михаила Оси­повича Микешина. Экскурсовод рассказывал о том, как создавался этот величественный памятник и кто здесь увековечен. Туристы внимательно слушали. Один из них спросил: "Почему на щите воина в надписи «STO» первая буква нерусская?"»

Что же означает эта надпись?

  1. Назовите русского учёного, который первым в отечествен­ном языкознании назвал гласные О и Е беглыми в случа­ях типа сон - сна, день - дня.

  2. Иностранные крылатые выражения в литературе нередко цитируются на языке оригинала. Из какого языка при­шли данные выражения и что они означают?

а) Sine cura.

б) Tabula rasa.

в) Tres faciunt collegium.

г) Vox populi - vox dei.

д) Alma mater.

4. Назовите авторов данных крылатых выражений.

а) Нельзя объять необъятное.

б) Ну как не порадеть родному человечку!

в) Покой нам только снится.

г) Нет на свете мук сильнее муки слова.

д) Если в начале пьесы на стене висит ружьё, то в конце оно должно выстрелить.

5. Кто авторы этих крылатых слов?

а) Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

б) Жребий брошен.

в) Вместе с водой выплеснуть и ребёнка.

г) Суха, мой друг, теория везде, а древо жизни пышно зе­ленеет.

д) Дайте мне точку опоры, и я сдвину землю.

6. Объясните смысл библейских выражений:
а) Агнец Божий.

б) Иов многострадальный.

в) Валтасаров пир.

г) Всемирный потоп.

д) Соломоново решение.

  1. Что такое перифраз (перифраза)?

  2. Чьи имена заменяют эти перифразы:

а) соловей старого времени,

б) русский Гамлет,

в) великий писатель земли русской?


9. Почему этимологи утверждают, что слова пижон и насу­питься имеют «птичье» происхождение?

10. Вспомните, кому из российских поэтов принадлежат эти строки о языке:

Вовек отеческим языком не гнушайся,

И не вводи в него

Чужого ничего,

Но собственной своей красою украшайся.

II ТУР

  1. Как вы понимаете смысл поговорки из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля: «Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет»?

  2. Как известно, в кириллице (древнерусской азбуке) все буквы имели названия: А- аз (я), Б- буки (буквы), Б- веди (ведать - знать). Расшифруйте следующие сочетания букв:

а) А. Б. В.

б) Г. Д. Е.

в) Р. С. Т.

3. Человек под фразеологическим микроскопом. Вспомните, какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам и качествам.

а) Человек очень высокого роста.

б) Очень умный человек.

в) Опытный, бывалый, много испытавший человек.

г) Слишком откровенный, прямодушный по характеру че­ловек.

д) Пышущий здоровьем человек.

4. Назовите пословицы и поговорки, связанные со следу­ющими эпизодами русской военной истории:

а) Полтавской битвой 1709 года;

б) Отечественной войной 1812 года.

  1. Какой лингвистический термин используется примени­тельно к санскриту, латинскому и старославянскому язы­кам?

  2. В. И. Даль придумал замену некоторым «чужесловам» заимствованным иноязычным словам: широколица, небозём, душеслов, ловкосилие, сверкалъцы. О каких общеупотреби­тельных словах, известных носителям русского языка как родного, идёт речь? Почему слова, предложенные Далем, не вошли в речевую практику русского народа?

  3. Приведите десять глаголов, образованных от существи­тельных - названий животных, рыб и птиц.

  4. Приведите десять глаголов со значением зрительного вос­приятия.

  5. Какое значение имеет фразеологизм без сучка, без задо­ринки? Каково его происхождение?

10. В каких случаях так говорят: «Или грудь в крестах, или голова в кустах»?


III ТУР

  1. Что вам известно о жизни и трудах лингвиста Д. Н. Уша­кова?

  2. Что такое эсперанто и кто его создал?

  3. Какие научные и научно-популярные (учебные) этимоло­гические словари вам известны?

  4. Назовите слово, которое вас заинтересовало и побудило об­ратиться к этимологическому словарю. Какую информа­цию можно получить о слове в данном словаре?

  5. Назовите основные принципы русской орфографии.

  6. Объясните суть и приведите пример, иллюстрирующий морфологический принцип русской орфографии.

  7. Объясните суть и приведите пример, иллюстрирующий фонетический принцип русской орфографии.

  1. Объясните суть и приведите пример, иллюстрирующий традиционный (исторический) принцип русской орфогра­фии.

  2. Назовите семь слов, которые оканчиваются на - дром. Что означает часть -- дром и каково её происхождение?

10. Расшифруйте сложносокращённые слова:

а) метизы,

б) кожимит,

в) бомж,

г) нейлон.

11. Кому из русских писателей принадлежит следующее вы­сказывание о русском языке:

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценнее самой вещи»?

  1. Одинаковы ли по значению слова ровесник и сверстник?

  2. Какой фразеологический оборот можно использовать, ког­да речь идёт о человеке, который обо всём судит только со своих позиций?

  3. Назовите персидское слово, ставшее общеупотребитель­ным в русском языке, которое имеет буквальное значение «шах умер».

  4. Назовите три пословицы о языке, слове, речи (по одной о каждом понятии).











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Турнир знатоков русского языка.

Автор: Алиханова Г?лзия ??рбан?али?ызы

Дата: 09.12.2015

Номер свидетельства: 264221

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект кружкового занятия на тему "Турнир знатоков русского языка" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-kruzhkovogho-zaniatiia-na-tiemu-turnir-znatokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "246015"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446280404"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Внеклассное мероприятие "Турнир Знатоков русского языка". "
    ["seo_title"] => string(63) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-turnir-znatokov-russkogho-iazyka-1"
    ["file_id"] => string(6) "196325"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428045544"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Турнир  знатоков  русского  языка (обобщение  по  теме  «Причастие») "
    ["seo_title"] => string(69) "turnir-znatokov-russkogho-iazyka-obobshchieniie-po-tiemie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "185518"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426187769"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Турнир знатоков русского языка"
    ["seo_title"] => string(33) "turnir_znatokov_russkogo_iazyka_2"
    ["file_id"] => string(6) "559065"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1601792261"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Турнир "Знатоки русского языка" "
    ["seo_title"] => string(31) "turnir-znatoki-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "194997"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427828194"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства