Мероприятие проводится в виде двух команд школьников. Представление команд, конкурс капитанов, разминка_ все это помогает настроить детей на соревновательный дух. Масса лингвистических конкурсов: составление буриме, слова, что летают по тексту.Хорошие слайды, яркие и занимательные. Промежуточное подведение итогов жюри заставляет ребят быть собранными и быстрыми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в страну занимательной грамматики. Путь будет долгим, и если вы постараетесь интересным. Разные трудности предстоят нам на пути, но с нами будут наши верные помощники – наши знания.
Вам надо быть очень внимательными, активно, быстро, но, подумав, выполнять те задания, которые вам будут даваться, так как мы проведем соревнование между командами пятых классов . А чтобы вам было веселее, мы будем играть,состязаться в познаниях по русскому языку.А наше уважаемое жюри будет вести подсчет баллов,за каждое выполненное задание по одному баллу.
Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Но он непрост в изучении, имеет множество разделов и правил, орфограмм и упражнений. И грамотному человеку следует их знать и понимать.
А сейчас, мы с вами начнём наше путешествие. (СЛАЙД 1)
Сначала я загадаю загадки для первой команде. Отгадав загадку, вы будете получать таблички с буквами ответов на загадки.
Так же будет и для второй команды.
1.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД (СЛАЙД 2).
1 Команда:
1) Рукавом махнул, дерева погнул. (ветер) В
2) Плывёт пароход, то взад, то вперед. (утюг) У
3) Два братца В воду глядятся, Век не сойдутся. (берега) Б
4) Растёт на суше, голова из плюша. (камыш) К,
5) Красные и черные, кислые и сладкие,
Так и просятся в рот, и варенья, и компот. (ягоды) Ы
Из этих букв составьте слово. Это будет название вашей команды.
2 Команда:
1) Не огонь, а жжётся (крапива) К
2) Кто на себе свой дом таскает? (улитка) У
3) Чёрненька собачка, Свернувшись, лежит, Не лает, не кусает, А в дом не пускает. (замок) З
4) Два братца - Пошли в воде купаться (вёдра) В
5) Что находится между горой и долиной? (буква И) И
- Теперь из букв составьте название своей команды.
Получатся названия команд – “БУКВЫ” и “ЗВУКИ”.
2.ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД
1 команда(СЛАЙД 3,4)
И пусть острей кипит борьба
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
2 команда(СЛАЙД 4)
Мы отвечаем дружно
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
- Ребята, слово сопровождает нас в течение всей жизни, и оно само её часть, дух и плоть.
Известный русский философ Н. Бердяев писал: “Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве”. Пусть будет оно всегда чистым и новым.
1.Разминка«Назовите одним словом» (СЛАЙД 5)
- зарубить на носу (запомнить)
-богатый человек (богач)
-в час по чайной ложки (медленно)
-веселый человек (весельчак)
-повесить нос (грустить)
-сильный человек (силач)
2. КОНКУРС «Кто больше найдет» (СЛАЙД 6)
Из букв слова транспорт составьте как можно больше слов
-Да, ребята, есть слова, которые пишутся одинаково, но обозначают разные понятия. Если слова произносить нечетко, то может получиться как у наших ребят в следующей сценке«Лучше не болеть»
4. КОНКУРС «УДАРЕНИЕ – ВОЛШЕБНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ» (СЛАЙД 9)
- Нередко одно слово может иметь несколько значений, если изменить ударение.
Например: замок – замок, рожки – рожки.
Для каждой команды даётся задание – упражнение.
Правильно расставить ударение в предложенных стихотворных строчках, в словах с одинаковым написанием.
Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!
Взбей яичные белки, И печенье испеки.
В дом войти никто не мог: На двери висел замок.
Я песок руками рою, Королевский замок строю.
Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.
Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.
Из стенки гвоздики торчат, Повешу я на них плакат.
Гвоздики, розы, маргаритки Растут на клумбе у калитки.
Следующая наша миниатюрапокажет, какова роль ударения в русском языке« Мальчик и портфель».
5. КОНКУРС «Слово спрятано в слове» (СЛАЙД 10)
Образец:ХЛЕВ – ЛЕВ.
1 ком.- УТОЧКА,СТОЛБ,ЩЕЛЬ,МРАК,ПОЛК;
2 ком.- ЗУБР, КОСА,УДОЧКА,ДРАМА,ЩЕЛЬ .
6. КОНКУРС «ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ!»
- Я буду называть слово. Если это слово обозначает предмет, который летает, то вы хором говорите: “Летает!” и поднимаете руки.
Если наоборот, то “Не летает!”, и руки должны быть опущены.
Команда “БУКВЫ”
Самолёт, ворона, дерево, дом, синица, сова, голова, воробей, корова.
- Я буду читать отрывки из стихотворений, но только по строчке,а вы будете продолжать и назвать автора.
Команда “БУКВЫ”
У лукоморья дуб зеленый…. (Златая цепь на дубе том. И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом.)
А. ПУШКИН «У лукоморья.»
2)Команда “ЗВУКИ”
Три девицы под окном….
(Пряли поздно вечерком.»)
А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатырке князе Гвидоне Салтановиче
и о прекрасной царевне Лебеди»
-Богатство языка определяется не только богатством словаря, но и разнообразием фразеологических сочетаний и оборотов, которые сложились издавна в народной речи и делают наш язык метким, гибким, красочным. К фразеологическим сочетаниям относят пословицы и поговорки, в которых отразилась мудрость народа. Недаром говорится: “Пословица не на ветер молвится”.А.М.Горький справедливо говорил: “…Пословицы… краткие, а ума и чувства вложено в них на целые книги”
9.КОНКУРС «Занимательный» (СЛАЙД 13)
Отгадайте пословицу
1 команда
Свет, тьма (Ученье - свет, а не ученье- тьма).
Погибай ,выручай (Сам погибай, а товарища выручай)
2 команда
Труд, лень (Труд кормит, а лень портит)
погонишься - ни одного не поймаешь
(За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь)
10. КОНКУРС « У кого получится ». (СЛАЙД 14)
1 команда
1)Мамаша Ромаше дала сыворотку из – под простокваши.
2)Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
2 команда
1)На семеро саней по семеро в сани уселись сами
2)Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так без Прокопа кипит укроп.
На этой веселой нотке мы подошли к концу. Попросим жюри подсчитать баллы и объявить победителя сегодняшнего урока.
- На этом мы заканчиваем, большое спасибо вам, ребята, за работу, а вам, уважаемые гости, за внимание!!!