Литературный ринг: внеклассное мероприятие в 6 – 7 классах
Цель: умение применять полученные знания на практике; развитие мышления, воображения, памяти; развитие интереса к предмету; закрепление знаний по литературе и русскому языку.
Оборудование: портреты писателей, рисунки, стенгазеты, карточки с заданиями.
Ход мероприятия:
В начале мероприятия создается положительная мотивация чтением девиза.
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она,
Что есть страна литературия.
Учитель приветствует учителей, учащихся, членов жюри, а затем приглашает на ринг участников и представляет 2 команды: «Дружные ребята» и «Находчивые друзья».
1 раунд. «Приветствие»
Команды приветствуют соперников, болельщиков, жюри в произвольной форме.
2 раунд. Разминка «Собери пословицу»
Задание: собрать из отдельных слов пословицу.
-
Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
-
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
-
Книга подобна воде, дорогу пробьет везде.
-
Прочел хорошую книгу – встретился с другом.
-
Словами туда – сюда, делом – никуда.
-
Языком играй, а рукам воли не давай.
3 раунд. «Кто быстрее?»
Задание: продолжить фразеологизм.
Рвать и … (метать).
Вгонять … (в краску).
Золотые … (руки).
Не долго … (думая).
Изо дня … (в день).
Ни жив … (ни мертв).
Ломать … (голову).
До поры … (до времени).
От нечего … (делать).
С горем … (пополам).
Спустя … (рукава).
Как снег … (на голову).
Кто в лес … (кто по дрова).
Утереть … (нос).
Конкурс болельщиков.
Загадки:
1.Она и бантик носит,
Она и травы косит. (Коса)
2. На меня она похожа
Будто я шагаю лежа,
Не могу ее поднять
Не могу и обогнать. (Тень)
3. Он может жажду утолить
И двери дома отворить. (Ключ)
4. Только что из магазина,
А дырявый, как корзина. (Дуршлаг)
5. Он родился без рубашки,
Оттого на нем мурашки. (Огурец)
-
Носит бороду она,
Без нее нам не нужна. (Швабра)
4 раунд. Конкурс капитанов.
1.Задание: вспомнить известные названия жилища.
Кто назовет последним, тот и выиграл.
2. Шуточные вопросы:
В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? (Делать из мухи слона.)
Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)
5 раунд. «Словарный запас»
Задание: командам выбрать одно слово, написанное на карточке.
За 2 минуты команда должна написать как можно больше слов, состоящих из букв этого слова.
Слова: жизнерадостный, любознательный
Конкурс болельщиков.
Задание: отгадать, кто написал телеграмму.
-
Отнесу пирожки вашей бабушке. (Красная шапочка)
-
Прекрасный квартет ищет работу. (Мартышка, осел, козел и косолапый мишка)
-
Утеряна туфелька. Нашедшего прошу вернуть за вознаграждение. (Золушка)
-
Сдаю в аренду крышу. Оплата кондитерскими изделиями. (Карлсон)
Конкурс болельщиков.
Задание: расшифровать перевертыши из названий книг, т.е. подобрать слова с противоположным по смыслу значением.
-
Квадратик (Колобок)
-
Мышка в босоножках (Кот в сапогах)
-
Собачья конура (Кошкин дом)
-
Солнечный принц (Снежная королева)
-
Петушок бесцветный (курочка Ряба)
-
Девочка с ладошку (Мальчик с пальчик)
-
Прекрасный лебедь (Гадкий утенок)
6 раунд. «Школа начинающих поэтов»
Домашнее задание: написать продолжение стихотворения.
Однажды я бродил в лесу…
7 раунд. «Языковое ассорти»
1. Задание: написать под диктовку слова: аббревиатура, генералиссимус, закоулок, пессимист, ровесник, сверстник.
2. Задание: придумать рифмы к словам:
Библиотека, сказка, газета, книжка.
Конкурс болельщиков.
Задание: ведущий диктует слово, первой команде болельщиков надо назвать синоним, второй команде болельщиков - антоним.
Дружба – товарищество – вражда
Хороший – замечательный – плохой
Смелый – храбрый – трусливый
Трудиться – работать – бездельничать
Ложь – обман – правда
Накормленный – сытый – голодный
Скучно – грустно – весело
Обеспеченный – богатый – бедный
8 раунд. «Литературное лото»
Задание: назвать автора и произведение (команда подымает сигнальную карточку).
-
Пацюк (Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»)
-
Купава (А. Н. Островский «Снегурочка»)
-
Остап (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»)
-
Ванюшка (М. А. Шолохов «Судьба человека»)
-
Иван Васильевич (М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)
9 раунд. Домашнее задание
Задание: подготовить инсценировку литературного произведения.
-
команда: сказка «Репка» (на новый лад)
-
команда: И. Крылов «Лебедь, щука и рак».
Конкурс болельщиков Викторина «Юмористическая»
1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
2. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка)
3. Кто из сказочных героев очень любил поговорку «Одна голова хорошо, а две лучше? (Змей Горыныч)
4. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья? («Теремок»)
5. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко поплатился за это? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
6. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом. Как ее за это прозвали? (Золушка)
7. Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору. (Красная Шапочка)
8. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)
9. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай? (Буратино)
10. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгметаллов? Как ее звали? (Курочка Ряба)
Ведущий: Итак, ребята, подошел к завершению наш литературный ринг, который показал, что «с литературой мы дружны». Настало время подвести итоги.
Список использованной литературы:
-
Александрова Г. В. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург: «Тригон», 1997.
-
Журналы «Внеклассная работа в школе», 2006 – 2009.
-
Занимательные материалы по русскому языку. 6 класс./Сост. Н. Ф. Штейнле. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
-
Зейнелова А. Е. Нескучная грамматика. Развивающие игры по русскому языку в казахской школе. Кокшетау: «Келешек»-2030», 2008.