Внеклассное мероприятие по русскому языку « Путешествие по стране Грамматике».
Цель: формирование интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.
Задачи:
Обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся.
Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку.
Воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, умения работать коллективно.
Ожидаемые результаты: улучшение качества знаний учащихся, развитие интереса к русскому языку как учебному предмету.
Оформление: воздушные шарики, высказывание по русскому языку, паровозик, станции,
Оборудование: компьютер, проектор, плакаты с высказываниями о русском языке, буквы для составления названия команд, задания для участников.
Формы работы: в группах
Продолжительность использования: 40 минут.
«С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.» (Слайд 2)
Вступление. Вед: Добрый день, дорогие друзья!
Ребята, сегодня мы вместе с вами будем открывать тайны русского языка. Мне очень хочется, чтобы вы с радостью, с интересом изучали язык, на котором мы разговариваем. Нелегко изучать орфограммы, но сегодня мы будем учиться весело и интересно.
-Все любят путешествовать, и мы это делаем всегда с огромным удовольствием. 1
Правда? (да)
Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие —в страну Грамматику. Нам предстоит побывать на различных станциях и выполнить множество различных заданий, но чтобы путешествие было увлекательное, мы его проведём в виде соревнований.
-Вы согласны? (да)
-Тогда вперёд.
Приветствуем вас на игре «Путешествие по стране Грамматике»! Слайд 1
Сегодня здесь начнутся состязанья.
Потребуют они упорства и вниманья.
Покажут знания ребята,
А остальным у них учиться надо.
Мы вам желаем творческих успехов.
Заданья трудные не будут пусть помехой.
Ну что ж, желаем всем «Ни пуха - ни пера!»
Ведь будет сложная игра!
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Кто сейчас играет с нами,
Тот становится умней!
На нашем путешествии, друзья, соревнуются 2 команды:
Представление команд
1 команда: «Слово»
Девиз: «К бою честному готовы
Ребята из команды «Слово»
Приветствие соперникам: «Победу, а не пораженье
Мы Вам желаем, «Предложенье»!
2 команда: «Предложенье»
Девиз: «Мы команда «Предложенье»!
Пусть нам сопутствует везенье»
Приветствие соперникам: «У нас приветствие готово
Ребятам из команды «Слово».
Соперник наш, не позабудь!
К победе очень труден путь»!
Учитель:
-А чтобы работать командой, нужно знать некоторые правила: (слайд 3-4)
Работать дружно, все вместе;
Уметь выслушать своего товарища;
Не обижать товарища, который сделал ошибку;
Не смеяться над командой, которая проигрывает;
Не злиться, если вы проиграете.
-Ну, теперь можно отправляться в путешествие. Готовы? (да)
В это время помощник включает музыку «Мы едем, едем, едем»
ДЕТИ ПОЮТ ПЕСНЮ:
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Хорошие соседи,
Весёлые друзья.
Нам весело поётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся,
А том как мы живём.
Припев:
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Все слова исправим, друг!
Точки, запятые, знаки дорогие,
Орфограммы, сочетания –
- Интересные задания?
Мы едем, едем, едем
В далёкие края
И вот мы подъезжаем
На станцию, друзья
Звучит гудок
Помощник объявляет Станция «Орфографическая»
Конкурс «Найди ошибку»
1.Жыла ф саду пивунья. Ана была жолтенькая, на галофке хохолок.
2. Славный был униёгалосок.
Но скорапивунья за зналась и по теряла голас.
Подсказка: ошибок столько, сколько дней в неделе.
Звучит гудок
И снова в путь, друзья пора
Отправиться нам дружно,
Ведь ждёт игра и не одна,
Опаздывать не нужно.
Помощник объявляет Станция «Фразеологическая»
1.«Почему мы так говорим?» знакомство со значением фразеологизмов
2.»Угадайка» угадывание слова по его определению.
4 балла если угадали по1 определению, 2б - по 2, 1 бал - по 4.
Звучит гудок
Помощник объявляет Станция «Лексическая»
На этой станции, друзья,
Придётся думать, не спеша.
1.«Слово–змейка».
Команда за 1 минуту должна записать на листе слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого.
Слово
Предложение
Адрес, салют,….
Колос, сапог,….
2. «Шифровальщик»
а)Аталоп (лопата),отаткел (котлета), кимхенат ( техника), куринос (рисунок).
б) «Сколько слов»букв 7, а слов?
3.»Догадайся» Ответить на вопрос одним словом.
Уч-ся поют
Мы едем, едем, едем
В далёкие края
И вот мы подъезжаем
На станцию, друзья.
Звучит гудок
Помощник объявляет Станция «Словообразовательная».
Чтобы успешно пройти испытанье
Вам нужно собрать
Всё своё вниманье.
1. «Четвёртый лишний»байди лишнее слово.
Рис, рисунок, рисовать, рисую.
Гусь, гусята, гусеница, гусыня.
2. « Составь слово»,
С «Составь гусята, гусеница, гус
а)Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученик. (подснежник)
б) Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода. (завязка)
3. «Волшебные превращения»танцию, лодрузья.На станцию, 22аааа) Скажи одним словом существительным. (каждой команде по 5 слов)
Хвастливый – …
Сильный – …
Ленивый – …
Глупый –…
Смелый – …
Старый – …
Болтливый – …
Крепкий – …
Храбрый – …
Шаловливый – …
б) Скажи одним словом – прилагательным.
(каждой команде по 5 слов)
Повязка на рукаве – нарукавная.
Календарь на стене – настенный.
Переход под землёй – подземный.
Камни под водой – подводные.
Час перед рассветом – предрассветный.
Доска для класса – классная.
Занятие в группе – групповое.
Вечер в субботу – субботний.
Поле для хоккея – хоккейное.
Мячи для тенниса – теннисные.
Звучит гудок
Вот станция «Конечная»
и закончилась игра.
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И конечно отличился?
Жюри подводит итоги
Заключение:
Русский язык – великий, богатый,
Как много секретов хранит он, ребята!
Вы эти секреты все разгадайте
И с радостью русский язык изучайте.
Тогда очень грамотным станет ваш класс,
А русский язык будет другом для вас!
Рефлексия: уч-ся раздаются листочки, на которых они пишут свои впечатления о мероприятии.
Кимхенат (техника)
Куринос (рисунок)
Кричалка
«Сочиняем сказку».
Старый замок в гуще леса, в этом замке спит ….
Лес дремучий замок прячет, принц отважный к замку …
Ясно всем, что дальше будет: принц красавицу …
Злой Кащей совсем не глуп: сторожит он старый …
На цепи из ста колец золотой висит ….
Тот ларец стеречь – не шутка, заяц в нём, а в зайце ….
На Кащея утка зла, в ней – яйцо, а в нём - …
Кто иглу тайком достанет, тот сильней Кащея ….
Заключение:
Русский язык – великий, богатый,
Как много секретов хранит он, ребята!
Вы эти секреты все разгадайте
И с радостью русский язык изучайте.
Тогда очень грамотным станет ваш класс,
А русский язык будет другом для вас!
Наша игра пришла к финалу.
Мы потрудились все на славу.
Пора итоги подводить,
И победителей определить!