Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов.
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов.
Лингвистическая игра "В стране Грамматике". Цель: организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях, развивать интерес к русскому языку, способствовать развитию диалогической и монологической речи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов.»
Урок-игра «В стране Грамматике»
Цель: Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях, развивать интерес к русскому языку, способствовать развитию диалогической и монологической речи, содействовать развитию у детей умений общаться.
Оборудование: компьютер, карточки.
2 команды учащихся, зрители-болельщики.
Ход игры
Стихотворение «Родной язык».
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно – певучий.
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Страницы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
«А» - Здравствуйте! Мы рады вам, нашим дорогим гостям!
«Я» -И девочек, и мальчиков ждёт страна Грамматика!
«А» - Если очень постараетесь, хорошо позанимаетесь, то в волшебной той стране не придётся вам краснеть.
«Я» - Ждут вас приключения, удачи, огорчения, продвиженье вверх и вниз, а в финале ждёт вас приз!
Как вы уже поняли, мои верные друзья буквы А и Я пригласили вас в путешествие по волшебной стране Русской Грамматике.
Слово «грамматика» образовано от греческого «грамма», что значит «буква», «знак». Сначала под словом «грамматика»понимали умение(искусство) читать и писать буквы. В настоящее время словом «грамматика» называют раздел науки о языке, в который входят морфология и синтаксис.
Страна Грамматика очень интересная, но на её территории скрывается много опасностей: крутые повороты, высокие горы, глубокие ущелья, которые вам нужно будет пройти.
Вам будут выданы карты нашей страны, где препятствия и опасные места зашифрованы и обозначены волшебной формулой. Вам надо разгадать, что это за препятствие, где находится. За это на каждом опасном участке вы будете получать специальную отметку или знак о том, что вы его прошли.
Итак, в путь! Удачи!
Препятствие 1
Орфографическое ( безударные гласные и сомнительные согласные)
(Пока команды выполняют задание, работают зрители.)
Отгадайте загадку. О чём идёт речь? О букве ? Знаке?
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу?.
За свой характер я плачу-
За то, что много знать хочу.( вопрос. знак)
Первый слог – местоимение, второй –звук, который издаёт лягушка. Вместе –овощ.( ты-ква)
Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (Камень)
Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)
Препятствие 3.
ПОСЛОВИЦЫ.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе - не беда.
И наша речь красна пословицей!
Ну что ж, приступим, господа?
А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости
КОНКУРС «НАЙДИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ»
Человеческое слово… по полёту.
Видно птицу… острее стрелы.
Речи что мёд, … книга растит человека.
Испокон века… а дела – что полынь.
За правильное выполнение задания – 1 балл.
Вопросы зрителям
Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Особенно обогащает речь чтение. Если при чтении встретились новые слова, нужно выяснить их значение и постараться запомнить.
-К какому словарю нужно обратиться, чтобы выяснить значение слова? (Толковому)
«Школьный толковый словарь русского языка»М.С.Лапатухина, «Толковый словарь живого великорусского слова «В.И.Даля, «Толковый словарь» С.И.Ожегова и др.
- А чтобы написать слово правильно? (орфографическому)
Словарный запас современного образованного человека составляет примерно 10 000-30 000 слов)
Препятствие 4
Определи слово по его значению (анимированный кроссворд)
Айсберг
Брошюра
Гантель
Кабинет
Лауреат
Позёмка
Сувенир
Препятствие 5
Синтаксическое
Расставьте правильно знаки препинания.
Едят там вилками компот
Там пьют из чашек бутерброд
Из хлеба с сыром там котлеты
Из мяса свежего конфеты
С начинкой сладкой суп с фасолью
В тарелке всё там варят с солью.
( игра со зрителями анимированный кроссворд члены предложения)
Препятствие 6
Фонетическое
Буквы в словах обозначают звуки. Количество букв и звуков не всегда совпадает. Сосчитайте количество букв и звуков в этих словах.
Ячмень: букв _______, звуков_____
Пять: букв_________, звуков______
Яркое: букв_________, звуков_____
Отъезд: букв________, звуков______
Знает: букв________, звуков______
Дочь: букв________, звуков________
Задание зрителям:
С мягким Л я под землёй,
Бываю каменный и бурый.
А с твёрдым – в комнате любой,
В геометрической фигуре.
( уголь-угол)
Когда я с Т, на мне плывут,
Когда я с Д, меня сорвут.
(плот-плод)
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
второй – с бараньей головы.
Откройте печь, и там найдите
То, что не раз едали вы.( пи-рог)
Какие два местоимения мешают машинам? (я-мы)
Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)
Со звонким на конце он значит примерно то же, что «не стар»
С глухим – по наковальне скачет, звенит в ушах его удар. (молод-молот)
Как называется это фонетическое явление? (оглушение на конце слова)
Препятствие 7
Ущелье Сообразительное.
Нет ни склада тут, ни лада. Переделай всё, как надо.
Пингвины – жители пустыни,
Ужата очень любят дыни.
Шофёры знают толк в малине,
Ребята ползают в трясине,
Верблюды плавают на льдине,
Медведи возят груз в машине,
Неспешно ходит черепаха,
Колючий лев в траве таится,
Могучий ёж не знает страха,
за ним охотится лисица.
(Пингвины плавают на льдине,
Ужата ползают в трясине,
Шофёры возят груз в машине,
Ребята очень любят дыни,
Верблюды – жители пустыни,
Медведи знают толк в малине,
Неспешно ходит черепаха,
Могучий лев не знает страха.
Колючий ёж в траве таится,
За ним охотится лисица.)
Задание зрителям. Знаете ли вы правила разгадывания ребусов? Вот некоторые.
Первая буква ребусной азбуки – запятая. Если перед рисунком, то исключается 1 буква, её не нужно читать. Если после рисунка, то исключается последняя буква.
Вторая буква ребусной азбуки – зачёркнутая буква. Это значит, что нужно исключить эту букву из названия рисунка. Буква находится где-то в середине рисунка. Если рядом с зачёркнутой буквой написана другая, то её надо поставить на место исключаемой.
Если рисунок перевёрнут «вверх ногами», то название рисунка следует читать справа налево( дог –год)
Если возле рисунка выписан ряд цифр, то это указывает, что в названии рисунка буквы нужно переставить, поставить в том порядке, в каком расставлены цифры.
Бывают рисунки (чаще буквы) расположены один в другом, впереди или за рисунком. Это значит, что нужно прибавить соответствующий предлог (в, на, за, у, над, под, с, к, от, перед, по, из)
Отгадывают ребусы.
Препятствие 8
Нам необходимо пройти через долину Лексика.
Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.
Язык –живой организм, одни слова устаревают, другие появляются.
Наша задача заменить устаревшие слова близкими по значению современными словами.
Анимированный кроссворд 1.
Чело-лоб
Ланиты-щёки
Уста-губы
Очи-глаза
Льзя-можно
Перст-палец
Брань-битва
Зрачный- видный
Глаголет-говорит
Брадобрей-парикмахер
Анимированный кроссворд 2
Слова, которые одинаково читаются слева направо и справа налево, называются пилиндромами (от греческого palindromeo – бегу назад). Назовите такие слова.
дед
боб
кок
4.тот
Казак
шалаш
*** ( доп. задание)
Скажи одним словом
· Во весь дух. (Быстро)
· Рукой подать. ( Близко)
· Сломя голову. (Быстро)
· Прикусить язык. (Замолчать)
На этом игра для наших команд заканчивается , и мы даём время жюри для подведения итогов, а в это время я задам несколько вопросов зрителям.
Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
Какой город летает? (Орёл)
Как большой дом превратить в маленький?( дом –домик)
Сколько значений имеет слово пол…скал?
В начале октября
Ищи слог первый мой,
В начале ноября ищи второй,
А в дом жилой войдёшь –
Там целое найдёшь. (ок-но)
С твёрдым Л я на стене,
Книга, например, на мне,
Но как только Л смягчите, сразу в танец превратите.
С Ч- летаю над волною,
С Л – не дам волкам покою,
С М – рубашка-безрукавка,
С З – скачу в лесу по травке,
С Г – меня крепи к детали из железа или стали ( чайка- лайка- майка- зайка- гайка)
Подведение итогов.
Слово о пользе изучения русского языка.
Без языка невозможны жизнь человека, развитие общества, науки, техники, искусства. Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно, образно. Этому нужно учиться. Писатель А.Н.Толстой говорил «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как; неточно, приблизительно, неверно.»
Изучение русского языка поможет вам лучше говорить и писать. Берегите и любите слово. Ведь с него начинается наш родной русский язык.