Вступительное слово учителя: Добрый день, любители русского языка! Я рада приветствовать Вас на нашем конкурсе «Знаем русский». Он будет состоять из пяти туров. Жюри рассудит нас. За каждый правильный ответ вы получите один балл. В случае подсказки один балл снимается.
Представление команд
1тур. Конкурс капитанов
9кл. Слова мужского рода преобразовать в слова женского рода:
повар – повариха , портной – портниха, купец- купчиха, храбрец - нет, ворон – ворона, бык - нет, свистун – нет, конь – лошадь, жеребёнок – нет.
10кл. Множественное число преобразовать в единственное:
певцы – певец, венцы – венец, концы – конец, щипцы – нет , орехи – орех, успехи- успех, доспехи- нет, ворота – нет, слова – слово.
11 кл. Глаголы неопределённой формы преобразовать в глаголы 1 лица:
9кл. “Баю-баюшки, баю” из колыбельной песни. Переведите с древнего языка смысл этой привычной, но непонятной фразы. (Ответ: Баюшки баю, буквально “сказываю сказочки”. Баять – говорить, сказывать. Отсюда диалектное слово “байка”)
10кл. Заимствованные слова – неотъемлемая часть любого языка. Карате (в японском – “голыми руками”), кайф (в арабском – “послеполуденный отдых”), шАбаш (в еврейском - суббота). А какое слово, заимствованное из китайского языка, в языке-источнике обозначает “большой ветер”. (Ответ: тайфун) 11кл. Откуда взялось выражение “жить на широкую (большую) ногу?” (Ответ: В XIV веке в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак рядового дворянина был в полтора фута, башмак барона – в два фута, а князя – в 2,5 фута. Впоследствии вместо “жить на большую ногу” стали говорить “жить на широкую ногу”)
3 тур. Блиц - ответ
9кл.
1. Что стоит в слове перед корнем? (приставка)
2. В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)
3. Являются ли слова подводный и водитель однокоренными? (Нет)
4. Сколько падежей в русском языке? (6)
5. На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого, чего)
6. Сколько спряжений у глагола? (2)
7. Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)
Расправьте свои рамена.(рамо-плечо)Левую руку положите на правое рамо, а правую –на левое. (плечо).
Правой рукой заденьте выю (шея).
Обхватите свое чрево (живот).
Помашите десницей (правая рука).
4 тур. Язык художественной литературы
9 класс:Назвать произведение, автора.
Почему герой был возмущён шуткой и какой?
Он - умён, образован, влюблён в неё. Она - умна, красива, влюблена в другого. Другой ни в кого не влюблён, но делает вид, в жизни всё может пригодиться. Она – девушка с юмором, любит иногда пошутить. Взяла да и пошутила жестоко. Узнав об этом, он возмущается. Какими словами! Всё цензурные. И любовь как рукой сняло. Великая вещь – уметь мило пошутить. (А.С.Грибоедов Комедия «Горе от ума», сумасшествием, не ожидал такого поступка от любимой девушки)
10 класс: Назвать автора, произведение. (Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»)
Холодный, ненастный день с порывистым ветром и дождем, перемешанным со снегом, неприветливо встретил партию, выступавшую за ворота душного этапа. Она (Катерина Львовна) вышла довольно бодро, но только что стала в ряд, как вся затряслась и позеленела. В глазах у нее стало темно; все суставы ее заныли и расслабели.
Назовите имя героини. Что увидела она? Почему ей стало так плохо?
(Перед Катериной Львовной стояла Сонетка в хорошо знакомых той синих шерстяных чулках с яркими стрелками. Катерина Львовна двинулась в путь совсем неживая; только глаза ее страшно смотрели на Сергея и с него не смаргивали).
11 класс: Назвать автора, произведение. (И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»)
Он твёрдо был уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное. Для такой уверенности у него был довод.
Какой довод (доводы) был у героя?
(что, во - первых, он был богат, а во-вторых только что приступил к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет. До этой поры не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но всё же возлагал все надежды на будущее. Он работал не покладая рук, - китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! – и, наконец, увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе на образец, и решили передохнуть)
5 тур.В мастерской художника слова (проявите творчество).
Инсценировать басню в жанре комедии, трагедии, драмы.
Басня Сергея Михалкова. Две подруги.
«Красиво ты живёшь, Любезная сестрица! — Сказала с завистью в гостях у Крысы Мышь. — На чём ты ешь и пьёшь, На чём сидишь, Куда ни глянешь — всё из-за границы!» — «Ах, если б, душенька, ты знала, — Со вздохом Крыса отвечала, — Я вечно что-нибудь ищу! Я день-деньской в бегах за заграничным — Всё наше кажется мне серым и обычным, Я лишь заморское к себе в нору тащу Вот волос из турецкого дивана! Вот лоскуток персидского ковра! А этот нежный пух достали мне вчера — Он африканский. Он от Пеликана!» — «А что ты ешь? — спросила Крысу Мышь — Есть то, что мы едим, тебе ведь не пристало!» — «Ах, душенька! — ей Крыса отвечала. — Тут на меня ничем не угодишь! Вот разве только хлеб я ем и сало!..» *** Мы знаем, есть ещё семейки, Где наше хают и бранят, Где с умилением глядят На заграничные наклейки… А сало… русское едят! Источник:http://pritchi.ru/id_5495
Или
Перелетев с помойки на цветок, Лентяйка Муха Пчелку повстречала- Та хоботком своим цветочный сок По малым долькам собирала… “Летим со мной! – так, обратясь к Пчеле, Сказала Муха, глазками вращая.- Я угощу тебя! Там – в доме, на столе- Такие сладости остались после чая! На скатерти – варенье, в блюдцах – мёд. И все – за так! Все даром лезет в рот!- “Нет! Это не по мне!” – ответила Пчела. “Тогда валяй трудись!” – лентяйка прожужжала И полетела в дом, где уж не раз была, Но там на липкую бумагу вдруг попала…
Не так ли папенькины дочки и сынки, Бездумно проводя беспечные деньки, Безделье выдают за некую отвагу
И в лености своей, от жизни далеки, Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!
Подведение итогов.
Награждение победителей
Приложение
- Герой какого произведения считал, что дверь – это прилагательное, потому что она приложена к своему месту? «Недоросль», «Ревизор» или «Горе от ума» - Какой прием используют писатели в названии произведения «Отцы и дети», «Война и мир? Аллегория, антитеза, гипербола. - Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» ( да ест) - Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы) - На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?) - Назовите местоимения второго лица? (ты, вы) - Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма) - Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран) - Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус) - С каким врагом сражается Илья Муромец? с Чингисханом, со Змеем Горынычем, Соловьём- Разбойником. - Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли ) - Кто автор произведения «Дети подземелья», «Слепой музыкант» ? (Короленко) - Каким ключом невозможно открыть замок? (скрипичным) - Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский ) - Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер) - Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»?( сравнение) - Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы) - Какое наречие пишется с двумя черточками и двумя мягкими знаками: бок о бок, чуть –чуть, точь – в- точь - Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь) - Печь – это глагол или существительное? (и то и другое) - От какого суффикса зависит написание корней – мир - - мер-, -тир- -тер-, -бир- -бер-? (-â-) - Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать) - Сколько –н- пишется в слове серебряный? ( одно) - Закончите пословицу: «терпение и труд … ? ( все перетрут) - Кто из героев народных сказок похож на мяч? ( колобок) - К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род) - Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка) - Можно ли у существительных неряха, соня, плакса, грязнуля определить род? ( общий род) - Как правильно сказать: извините или извиняюсь? - Поставьте ударение: договор или договор? - Обладателя этой вещи все с первого взгляда принимают за отличника? (очки) - Что указала путь не только Ивану – Царевичу, но и Тесею в лабиринте?(клубок) - Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня? С помощью каких наречий ( позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра) Жюри подводит итоги. Один участник покидает игру.
1. Что стоит в слове перед корнем? (приставка).
2.В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)
3.- Являются ли слова «подводный» и «водитель» однокоренными? (нет)
4. Сколько падежей в русском языке? (6)
5.На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого?, чего?)
6.Сколько спряжений у глагола? (2)
7. Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33) 8. Назовите окончание существительных 1 го склонения? (ж. и м.р.- IаI, - IяI)