kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Юные филологи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лингвистическая викторина «Юные филологи» 

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Девиз:     Нам без улыбки трудно жить,

                Улыбкой нужно дорожить.

Цели:

 

 Расширение кругозора учащихся, развитие познавательных интересов, тренировка логического мышления, развитие широкой эрудиции, увеличение словарного запаса;

- вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку и литературе;

- развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов   русского языка и литературы;

- развитие творческих способностей, познавательных интересов;

- развитие общей эрудиции участников.

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! Мы рады вас приветствовать. Сегодня в нашем зале  мы собрались на лингвистической викторине по русскому языку, чтобы  блеснуть своими знаниями, эрудицией, смекалкой.
           Главное  правило- необходимо говорить громко, чётко, выразительно.   Прежде чем начать викторину, давайте познакомимся с нашими   участниками.  В игре принимают участие  5 команд   учащихся 

 7– х классов. Команды придумывают названия, связанные с русским языком, выбирают капитана.

А сейчас познакомимся с жюри, которое будет оценивать ваши ответы. (Представление жюри.)

Мы начинаем викторину.

Пусть будут интересны всем

Словесной битвы результаты.

Удачи всем! Вперёд, ребята!

  1. Разминка

«Верите ли вы, что…»

  1. Существительное тюль в русском языке мужского рода? (Да.)
  2. В русском языке 33 буквы? (Да.)
  3. Букву э придумал Петр 1? (Да.)
  4. Причастие –это самостоятельная часть речи? (Нет, форма глагола.)
  5. В слове обороноспособность 7 букв о? (Да.)
  6. Фразеологизм «авгиевы конюшни» обозначает «неубранное место, находящееся в беспорядке место»? (Да.)
  7. Самый древний знак препинания – запятая? (Нет, точка.)
  8. У глагола вынуть нет корня вообще? (Да.)
  9. Существительное ножища относится к  среднему роду. (Нет, к женскому – нога).
  10. Глагол читать относится к 1 спряжению. (Да.)
  11. Слово пожелтевший – это деепричастие. (Нет, причастие)
  12.  Правильно торты. (Да.)
  13. Существительное ночь относится ко 2 склонению. (Нет, к 3-му.)
  14. Числительное пятый порядковое. (Да.)
  15. Причастие работающий страдательное( Нет,действительное)
  1. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным,  употребленным в значении существительного? (Русские.)
  2. Образуйте форму множественного числа от слова дно. (Донья.)

3.     С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь? (Малина.)

4.     От какого слова произошло название сказочного персонажа Кощей? (Кость.)

5.     В русском языке для обозначения артистки балет используется слова балерина. Образуйте слово мужского рода, называющее эту профессию. (Солист балета.)

6.     Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Тире, кавычки, многоточие.)

7.     Чем отличается невежа от невежды? (Невежа – невоспитанный человек, невежда – необразованный.)

8.     Вы шляпу оденете или наденете? (Надеть.)

9.     Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

10.           Какое слово принадлежит тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

  1. Конкурс «Знаем ли мы пословицы?»

 Закончить пословицу или поговорку.

Горек…обед без (хлеба).
Нет друга, так ищи, …(а нашел – береги).
Умный любит учиться, а …(дурак – учить).
Новых друзей наживай, (а старых не теряй).
Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня).
Дружба дружбой – (а служба службой).
Без терпенья – (нет ученья).
Доброе слово (лучше мягкого пирога).
Чтение – лучшее (учение
).

Кто не работает…

Любишь кататься…

Ученье - свет…

Лежачего…

Копейка…

Без труда не…

o  Один в поле …

o  На чужой каравай …

o  Всякий кулик…

o  С миру по нитке …

o  Куй железо…

o  Маленькое дело лучше…     

o  Лучше синица в руке…

o  Терпение и труд …

o  Как аукнется …

  1. Конкурс «Путаница»

Прочитать стихотворение К.Чуковского. Разделить его на предложения, поставить, где надо, точки.

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова.

  1. Конкурс «Доскажи фразеологизм»

 

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

А) Дружнее этих двух ребят

На  свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой не разольешь»)

Б) Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперек

И так  устали мы в дороге,

Что еле … волочили ноги.

В)Фальшивят, путают слова,

Поют (кто в лес, кто по дрова)

Г) Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь (медвежью услугу)

 Д) Ничего я не пойму

Что? К чему? И почему?

Мыслей в голове – сто две.

Вот так …(каша в голове.)

Не умеет дятел петь.

Нет у дятла слуха.

Говорят, ему.( медведь

Наступил на ухо).

  1. Конкурс «Синтаксический»

1)Исправьте ошибки в предложениях:

1. Дедушка присел на пенёк, собиравший грибы.

2. Мама подогрела сыну обед, который пришёл из школы.

3. Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.

4. Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы.

Ответы:

  1. Дедушка, собиравший грибы, присел на пенёк.
  2. Мама подогрела обед сыну, который пришёл из школы.

 3. Пастух,заночевавший в горах, увидел наш костёр.

4.Самолёт, вылетевший из Москвы, сел на аэродром.

 

«Теперьяподнимитетоже» -   эта фраза, если ее разбить на части,  может обозначать несколько речевых ситуаций (т.е. смысловых вариантов), которые отличаются интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также знаками препинания и орфографическим оформлением. Определите эти варианты.

          (Команды выполняют это задание на листочках и сдаю жюри)

Ответ:

1.   Теперь я, под ними те тоже.                

2.   Теперь я, поднимите тоже. 

3.   Теперь я, подними те тоже. 

4.   Теперь я под ними, те тоже. 

5.   Теперь я под ним, и те тоже. 

6.   Те перья подними, те тоже. 

7.   Те перья под ними, те тоже. 

8.   Те перья под ним, и те тоже. 

9.   Те перья поднимите тоже.

 

6.Конкурс «Скороговорочный»

  1. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  2. Подорожник по дороге собирал прохожий строгий. Выбирал себе прохожий подорожник подороже. 
  3. Идет козел с косой козой. Идет козел с босой козой. Идет козa с косым козлом. Идет козa с босым козлом
  4. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
  5. Косарь Касьян косой косит сено. Не скосит Касьян-косарь покоса

7.Конкурс «Орфографический»

Замените следующие словосочетания

одним словом. Удвоенная согласная.

1) Больничный лист - бюллетень.

2) Товарищ по работе - коллега.

3) Вид городского транспорта - троллейбус

4) Популярная игра на льду - хоккей

5) Спортивный бег - кросс

6) Сотрудник журнала- корреспондент

7) Один из видов игры в мяч -теннис

8) Обучение животных -дрессировка

9) Рисунки в журнале, газете, книге- иллюстрация

10) Помещение в школе- класс

11) Сквозной проезд, прорытый под землёй – туннель

12) Свидетельство об окончании школы – аттестат

Конкурс капитанов – переводчик

Переведите на современный язык устаревшие слова. Задания капитаны выполняют одновременно.

Каково ваше порекло? (прозвище)

1.      Покажите длани  ( ладонь).

2.      Покажите потылицу (затылок).

3.      Поднимите шуйцу (левая рука).

4.      Покажите чело (лоб).

5.      Какого цвета у вас ланиты?

6.      Расправьте свои рамена.(рамо-плечо)Левую руку положите на правое рамо, а правую –на левое. (плечо).

7.      Правой рукой заденьте выю (шея).

8.      Обхватите свое чрево (живот).

9.      Помашите десницей (правая рука).

Конкурс «Лексический»

1.Угадайте слово по его лексическому значению:

         - сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от нагревания или остывания  (термос);

         -начальный момент спортивного соревнования по преодолению какого-либо расстояния на скорость (старт);

         -городская наземная электрическая железная дорога (трамвай);

         -устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг);

         -дословная выдержка из какого-либо текста (цитата).

2.Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества; сохранился он и в нашем языке. Мы пользуемся греческими математическими, астрономическими и прочими терминами. Многие из нас носят  древнегреческие имена: Андрей – мужественный, храбрый; Алексей – защитник; Елена – светлая.

Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – испытать счастье. А однокоренное имя означает счастье. Назовите это имя и это кушанье. (Макар, макароны).

3.Замените заимствованные слова русскими синонимами: традиция, атеист, банкротство, маркетинг, триумф

(Обычай, неверующий, разорение, рынок или сбыт, победа).

Ведущий

Всем спасибо за участье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья, обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет кратка наша речь:

Говорим мы: до свиданья,

   До счастливых новых встреч.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "Юные филологи"»

Лингвистическая викторина «Юные филологи»


Внеклассное мероприятие по русскому языку


Девиз:     Нам без улыбки трудно жить,

                Улыбкой нужно дорожить.


Цели:


Расширение кругозора учащихся, развитие познавательных интересов, тренировка логического мышления, развитие широкой эрудиции, увеличение словарного запаса;

- вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку и литературе;

- развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов   русского языка и литературы;

- развитие творческих способностей, познавательных интересов;

- развитие общей эрудиции участников.




Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! Мы рады вас приветствовать. Сегодня в нашем зале  мы собрались на лингвистической викторине по русскому языку, чтобы блеснуть своими знаниями, эрудицией, смекалкой.
           Главное правило- необходимо говорить громко, чётко, выразительно.   Прежде чем начать викторину , давайте познакомимся с нашими участниками. В игре принимают участие 5 команд учащихся

7– х классов . Команды придумывают названия, связанные с русским языком, выбирают капитана.

А сейчас познакомимся с жюри, которое будет оценивать ваши ответы. (Представление жюри.)



Мы начинаем викторину.

Пусть будут интересны всем

Словесной битвы результаты.

Удачи всем! Вперёд, ребята!









  1. Разминка

«Верите ли вы , что…»

  1. Существительное тюль в русском языке мужского рода? (Да.)

  2. В русском языке 33 буквы? (Да.)

  3. Букву э придумал Петр 1? (Да.)

  4. Причастие –это самостоятельная часть речи? (Нет, форма глагола.)

  5. В слове обороноспособность 7 букв о? (Да.)

  6. Фразеологизм «авгиевы конюшни» обозначает «неубранное место, находящееся в беспорядке место»? (Да.)

  7. Самый древний знак препинания – запятая? (Нет, точка.)

  8. У глагола вынуть нет корня вообще? (Да.)

  9. Существительное ножища относится к среднему роду. (Нет, к женскому – нога).

  10. Глагол читать относится к 1 спряжению. (Да.)

  11. Слово пожелтевший – это деепричастие. (Нет, причастие)

  12. Правильно торты. (Да.)

  13. Существительное ночь относится ко 2 склонению. (Нет, к 3-му.)

  14. Числительное пятый порядковое. (Да.)

  15. Причастие работающий страдательное( Нет,действительное)





  1. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, употребленным в значении существительного? (Русские.)

  2. Образуйте форму множественного числа от слова дно. (Донья.)

  3. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь? (Малина.)

  4. От какого слова произошло название сказочного персонажа Кощей? (Кость.)

  5. В русском языке для обозначения артистки балет используется слова балерина. Образуйте слово мужского рода, называющее эту профессию. (Солист балета.)

  6. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Тире, кавычки, многоточие.)

  7. Чем отличается невежа от невежды? (Невежа – невоспитанный человек, невежда – необразованный.)

  8. Вы шляпу оденете или наденете? (Надеть.)

  9. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

  10. Какое слово принадлежит тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?



  1. Конкурс «Знаем ли мы пословицы?»

Закончить пословицу или поговорку.

Горек…обед без (хлеба).
Нет друга, так ищи, …(а нашел – береги).
Умный любит учиться, а …(дурак – учить).
Новых друзей наживай, (а старых не теряй).
Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня).
Дружба дружбой – (а служба службой).
Без терпенья – (нет ученья).
Доброе слово (лучше мягкого пирога).
Чтение – лучшее (учение
).

Кто не работает…

Любишь кататься…

Ученье - свет…

Лежачего…

Копейка…

Без труда не…


  • Один в поле …

  • На чужой каравай …

  • Всякий кулик…

  • С миру по нитке …

  • Куй железо…

  • Маленькое дело лучше…

  • Лучше синица в руке…

  • Терпение и труд …

  • Как аукнется …




  1. Конкурс «Путаница»



Прочитать стихотворение К.Чуковского. Разделить его на предложения, поставить, где надо, точки.

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова.





  1. Конкурс «Доскажи фразеологизм»



За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.


А) Дружнее этих двух ребят

На  свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой не разольешь»)

 

Б) Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперек

И так  устали мы в дороге,

Что еле … волочили ноги.


В)Фальшивят, путают слова,

Поют (кто в лес, кто по дрова)

 

Г) Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь (медвежью услугу)


 Д) Ничего я не пойму

Что? К чему? И почему?

Мыслей в голове – сто две.

Вот так …(каша в голове.)




Не умеет дятел петь.

Нет у дятла слуха.

Говорят, ему..( медведь

Наступил на ухо).




  1. Конкурс «Синтаксический»


1)Исправьте ошибки в предложениях:


1. Дедушка присел на пенёк, собиравший грибы.

2. Мама подогрела сыну обед, который пришёл из школы.

3. Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.

4. Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы.

Ответы:

  1. Дедушка, собиравший грибы, присел на пенёк.

  2. Мама подогрела обед сыну, который пришёл из школы.

3. Пастух ,заночевавший в горах, увидел наш костёр.

4.Самолёт, вылетевший из Москвы, сел на аэродром.


«Теперьяподнимитетоже» -   эта фраза, если ее разбить на части,  может обозначать несколько речевых ситуаций (т.е. смысловых вариантов), которые отличаются интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также знаками препинания и орфографическим оформлением. Определите эти варианты.

          (Команды выполняют это задание на листочках и сдаю жюри)

Ответ:

  1. Теперь я, под ними те тоже.                

  2. Теперь я, поднимите тоже. 

  3. Теперь я, подними те тоже. 

  4. Теперь я под ними, те тоже. 

  5. Теперь я под ним, и те тоже. 

  6. Те перья подними, те тоже. 

  7. Те перья под ними, те тоже. 

  8. Те перья под ним, и те тоже. 

  9. Те перья поднимите тоже.




6.Конкурс «Скороговорочный»



  1. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

  2. Подорожник по дороге собирал прохожий строгий. Выбирал себе прохожий подорожник подороже. 

  3. Идет козел с косой козой. Идет козел с босой козой. Идет козa с косым козлом. Идет козa с босым козлом

  4. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.

  5. Косарь Касьян косой косит сено. Не скосит Касьян-косарь покоса



7.Конкурс «Орфографический»


Замените следующие словосочетания

одним словом. Удвоенная согласная.


1) Больничный лист - бюллетень.

2) Товарищ по работе - коллега.

3) Вид городского транспорта - троллейбус

4) Популярная игра на льду - хоккей

5) Спортивный бег - кросс

6) Сотрудник журнала- корреспондент

7) Один из видов игры в мяч -теннис

8) Обучение животных -дрессировка

9) Рисунки в журнале, газете, книге- иллюстрация

10) Помещение в школе- класс

11) Сквозной проезд, прорытый под землёй – туннель

12) Свидетельство об окончании школы – аттестат


Конкурс капитанов – переводчик


Переведите на современный язык устаревшие слова. Задания капитаны выполняют одновременно.

Каково ваше порекло? (прозвище)

1. Покажите длани ( ладонь).

2. Покажите потылицу (затылок).

3. Поднимите шуйцу (левая рука).

4. Покажите чело (лоб).

5. Какого цвета у вас ланиты?

6. Расправьте свои рамена.(рамо-плечо)Левую руку положите на правое рамо, а правую –на левое. (плечо).

7. Правой рукой заденьте выю (шея).

8. Обхватите свое чрево (живот).

9. Помашите десницей (правая рука).




Конкурс «Лексический»


1.Угадайте слово по его лексическому значению:

- сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от нагревания или остывания (термос);


-начальный момент спортивного соревнования по преодолению какого-либо расстояния на скорость (старт);


-городская наземная электрическая железная дорога (трамвай);


-устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг);


-дословная выдержка из какого-либо текста (цитата).


2.Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества; сохранился он и в нашем языке. Мы пользуемся греческими математическими, астрономическими и прочими терминами. Многие из нас носят древнегреческие имена: Андрей – мужественный, храбрый; Алексей – защитник; Елена – светлая.

Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – испытать счастье. А однокоренное имя означает счастье. Назовите это имя и это кушанье. (Макар, макароны).


3.Замените заимствованные слова русскими синонимами: традиция, атеист, банкротство, маркетинг, триумф

(Обычай, неверующий, разорение, рынок или сбыт, победа).



   

Ведущий

Всем спасибо за участье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья, обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет кратка наша речь:

Говорим мы: до свиданья,

До счастливых новых встреч.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Юные филологи"

Автор: Антошук Марина Викторовна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Внеклассное мероприятие по русскому языку "Юные филологи""
    ["seo_title"] => string(66) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-russkomu-iazyku-iunyie-filologhi-1"
    ["file_id"] => string(6) "253754"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447661542"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Внеклассное мероприятие по русскому языку "КВН юных филологов""
    ["seo_title"] => string(69) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-russkomu-iazyku-kvn-iunykh-filologhov"
    ["file_id"] => string(6) "263440"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449549336"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Викторина "Юный филолог""
    ["seo_title"] => string(24) "viktorina_iunyi_filologh"
    ["file_id"] => string(6) "465985"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1523544468"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства