kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Юные филологи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лингвистическая викторина «Юные филологи» 

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Девиз:     Нам без улыбки трудно жить,

                Улыбкой нужно дорожить.

Цели:

 

 Расширение кругозора учащихся, развитие познавательных интересов, тренировка логического мышления, развитие широкой эрудиции, увеличение словарного запаса;

- вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку и литературе;

- развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов   русского языка и литературы;

- развитие творческих способностей, познавательных интересов;

- развитие общей эрудиции участников.

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! Мы рады вас приветствовать. Сегодня в нашем зале  мы собрались на лингвистической викторине по русскому языку, чтобы  блеснуть своими знаниями, эрудицией, смекалкой.
           Главное  правило- необходимо говорить громко, чётко, выразительно.   Прежде чем начать викторину, давайте познакомимся с нашими   участниками.  В игре принимают участие  5 команд   учащихся 

 7– х классов. Команды придумывают названия, связанные с русским языком, выбирают капитана.

А сейчас познакомимся с жюри, которое будет оценивать ваши ответы. (Представление жюри.)

Мы начинаем викторину.

Пусть будут интересны всем

Словесной битвы результаты.

Удачи всем! Вперёд, ребята!

  1. Разминка

«Верите ли вы, что…»

  1. Существительное тюль в русском языке мужского рода? (Да.)
  2. В русском языке 33 буквы? (Да.)
  3. Букву э придумал Петр 1? (Да.)
  4. Причастие –это самостоятельная часть речи? (Нет, форма глагола.)
  5. В слове обороноспособность 7 букв о? (Да.)
  6. Фразеологизм «авгиевы конюшни» обозначает «неубранное место, находящееся в беспорядке место»? (Да.)
  7. Самый древний знак препинания – запятая? (Нет, точка.)
  8. У глагола вынуть нет корня вообще? (Да.)
  9. Существительное ножища относится к  среднему роду. (Нет, к женскому – нога).
  10. Глагол читать относится к 1 спряжению. (Да.)
  11. Слово пожелтевший – это деепричастие. (Нет, причастие)
  12.  Правильно торты. (Да.)
  13. Существительное ночь относится ко 2 склонению. (Нет, к 3-му.)
  14. Числительное пятый порядковое. (Да.)
  15. Причастие работающий страдательное( Нет,действительное)
  1. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным,  употребленным в значении существительного? (Русские.)
  2. Образуйте форму множественного числа от слова дно. (Донья.)

3.     С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь? (Малина.)

4.     От какого слова произошло название сказочного персонажа Кощей? (Кость.)

5.     В русском языке для обозначения артистки балет используется слова балерина. Образуйте слово мужского рода, называющее эту профессию. (Солист балета.)

6.     Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Тире, кавычки, многоточие.)

7.     Чем отличается невежа от невежды? (Невежа – невоспитанный человек, невежда – необразованный.)

8.     Вы шляпу оденете или наденете? (Надеть.)

9.     Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

10.           Какое слово принадлежит тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

  1. Конкурс «Знаем ли мы пословицы?»

 Закончить пословицу или поговорку.

Горек…обед без (хлеба).
Нет друга, так ищи, …(а нашел – береги).
Умный любит учиться, а …(дурак – учить).
Новых друзей наживай, (а старых не теряй).
Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня).
Дружба дружбой – (а служба службой).
Без терпенья – (нет ученья).
Доброе слово (лучше мягкого пирога).
Чтение – лучшее (учение
).

Кто не работает…

Любишь кататься…

Ученье - свет…

Лежачего…

Копейка…

Без труда не…

o  Один в поле …

o  На чужой каравай …

o  Всякий кулик…

o  С миру по нитке …

o  Куй железо…

o  Маленькое дело лучше…     

o  Лучше синица в руке…

o  Терпение и труд …

o  Как аукнется …

  1. Конкурс «Путаница»

Прочитать стихотворение К.Чуковского. Разделить его на предложения, поставить, где надо, точки.

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова.

  1. Конкурс «Доскажи фразеологизм»

 

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

А) Дружнее этих двух ребят

На  свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой не разольешь»)

Б) Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперек

И так  устали мы в дороге,

Что еле … волочили ноги.

В)Фальшивят, путают слова,

Поют (кто в лес, кто по дрова)

Г) Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь (медвежью услугу)

 Д) Ничего я не пойму

Что? К чему? И почему?

Мыслей в голове – сто две.

Вот так …(каша в голове.)

Не умеет дятел петь.

Нет у дятла слуха.

Говорят, ему.( медведь

Наступил на ухо).

  1. Конкурс «Синтаксический»

1)Исправьте ошибки в предложениях:

1. Дедушка присел на пенёк, собиравший грибы.

2. Мама подогрела сыну обед, который пришёл из школы.

3. Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.

4. Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы.

Ответы:

  1. Дедушка, собиравший грибы, присел на пенёк.
  2. Мама подогрела обед сыну, который пришёл из школы.

 3. Пастух,заночевавший в горах, увидел наш костёр.

4.Самолёт, вылетевший из Москвы, сел на аэродром.

 

«Теперьяподнимитетоже» -   эта фраза, если ее разбить на части,  может обозначать несколько речевых ситуаций (т.е. смысловых вариантов), которые отличаются интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также знаками препинания и орфографическим оформлением. Определите эти варианты.

          (Команды выполняют это задание на листочках и сдаю жюри)

Ответ:

1.   Теперь я, под ними те тоже.                

2.   Теперь я, поднимите тоже. 

3.   Теперь я, подними те тоже. 

4.   Теперь я под ними, те тоже. 

5.   Теперь я под ним, и те тоже. 

6.   Те перья подними, те тоже. 

7.   Те перья под ними, те тоже. 

8.   Те перья под ним, и те тоже. 

9.   Те перья поднимите тоже.

 

6.Конкурс «Скороговорочный»

  1. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  2. Подорожник по дороге собирал прохожий строгий. Выбирал себе прохожий подорожник подороже. 
  3. Идет козел с косой козой. Идет козел с босой козой. Идет козa с косым козлом. Идет козa с босым козлом
  4. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
  5. Косарь Касьян косой косит сено. Не скосит Касьян-косарь покоса

7.Конкурс «Орфографический»

Замените следующие словосочетания

одним словом. Удвоенная согласная.

1) Больничный лист - бюллетень.

2) Товарищ по работе - коллега.

3) Вид городского транспорта - троллейбус

4) Популярная игра на льду - хоккей

5) Спортивный бег - кросс

6) Сотрудник журнала- корреспондент

7) Один из видов игры в мяч -теннис

8) Обучение животных -дрессировка

9) Рисунки в журнале, газете, книге- иллюстрация

10) Помещение в школе- класс

11) Сквозной проезд, прорытый под землёй – туннель

12) Свидетельство об окончании школы – аттестат

Конкурс капитанов – переводчик

Переведите на современный язык устаревшие слова. Задания капитаны выполняют одновременно.

Каково ваше порекло? (прозвище)

1.      Покажите длани  ( ладонь).

2.      Покажите потылицу (затылок).

3.      Поднимите шуйцу (левая рука).

4.      Покажите чело (лоб).

5.      Какого цвета у вас ланиты?

6.      Расправьте свои рамена.(рамо-плечо)Левую руку положите на правое рамо, а правую –на левое. (плечо).

7.      Правой рукой заденьте выю (шея).

8.      Обхватите свое чрево (живот).

9.      Помашите десницей (правая рука).

Конкурс «Лексический»

1.Угадайте слово по его лексическому значению:

         - сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от нагревания или остывания  (термос);

         -начальный момент спортивного соревнования по преодолению какого-либо расстояния на скорость (старт);

         -городская наземная электрическая железная дорога (трамвай);

         -устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг);

         -дословная выдержка из какого-либо текста (цитата).

2.Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества; сохранился он и в нашем языке. Мы пользуемся греческими математическими, астрономическими и прочими терминами. Многие из нас носят  древнегреческие имена: Андрей – мужественный, храбрый; Алексей – защитник; Елена – светлая.

Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – испытать счастье. А однокоренное имя означает счастье. Назовите это имя и это кушанье. (Макар, макароны).

3.Замените заимствованные слова русскими синонимами: традиция, атеист, банкротство, маркетинг, триумф

(Обычай, неверующий, разорение, рынок или сбыт, победа).

Ведущий

Всем спасибо за участье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья, обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет кратка наша речь:

Говорим мы: до свиданья,

   До счастливых новых встреч.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "Юные филологи"»

Лингвистическая викторина «Юные филологи»


Внеклассное мероприятие по русскому языку


Девиз:     Нам без улыбки трудно жить,

                Улыбкой нужно дорожить.


Цели:


Расширение кругозора учащихся, развитие познавательных интересов, тренировка логического мышления, развитие широкой эрудиции, увеличение словарного запаса;

- вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку и литературе;

- развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов   русского языка и литературы;

- развитие творческих способностей, познавательных интересов;

- развитие общей эрудиции участников.




Ведущий. Добрый день, дорогие ребята! Мы рады вас приветствовать. Сегодня в нашем зале  мы собрались на лингвистической викторине по русскому языку, чтобы блеснуть своими знаниями, эрудицией, смекалкой.
           Главное правило- необходимо говорить громко, чётко, выразительно.   Прежде чем начать викторину , давайте познакомимся с нашими участниками. В игре принимают участие 5 команд учащихся

7– х классов . Команды придумывают названия, связанные с русским языком, выбирают капитана.

А сейчас познакомимся с жюри, которое будет оценивать ваши ответы. (Представление жюри.)



Мы начинаем викторину.

Пусть будут интересны всем

Словесной битвы результаты.

Удачи всем! Вперёд, ребята!









  1. Разминка

«Верите ли вы , что…»

  1. Существительное тюль в русском языке мужского рода? (Да.)

  2. В русском языке 33 буквы? (Да.)

  3. Букву э придумал Петр 1? (Да.)

  4. Причастие –это самостоятельная часть речи? (Нет, форма глагола.)

  5. В слове обороноспособность 7 букв о? (Да.)

  6. Фразеологизм «авгиевы конюшни» обозначает «неубранное место, находящееся в беспорядке место»? (Да.)

  7. Самый древний знак препинания – запятая? (Нет, точка.)

  8. У глагола вынуть нет корня вообще? (Да.)

  9. Существительное ножища относится к среднему роду. (Нет, к женскому – нога).

  10. Глагол читать относится к 1 спряжению. (Да.)

  11. Слово пожелтевший – это деепричастие. (Нет, причастие)

  12. Правильно торты. (Да.)

  13. Существительное ночь относится ко 2 склонению. (Нет, к 3-му.)

  14. Числительное пятый порядковое. (Да.)

  15. Причастие работающий страдательное( Нет,действительное)





  1. Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, употребленным в значении существительного? (Русские.)

  2. Образуйте форму множественного числа от слова дно. (Донья.)

  3. С какой ягодой сравнивают очень хорошую, привольную жизнь? (Малина.)

  4. От какого слова произошло название сказочного персонажа Кощей? (Кость.)

  5. В русском языке для обозначения артистки балет используется слова балерина. Образуйте слово мужского рода, называющее эту профессию. (Солист балета.)

  6. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Тире, кавычки, многоточие.)

  7. Чем отличается невежа от невежды? (Невежа – невоспитанный человек, невежда – необразованный.)

  8. Вы шляпу оденете или наденете? (Надеть.)

  9. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

  10. Какое слово принадлежит тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?



  1. Конкурс «Знаем ли мы пословицы?»

Закончить пословицу или поговорку.

Горек…обед без (хлеба).
Нет друга, так ищи, …(а нашел – береги).
Умный любит учиться, а …(дурак – учить).
Новых друзей наживай, (а старых не теряй).
Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня).
Дружба дружбой – (а служба службой).
Без терпенья – (нет ученья).
Доброе слово (лучше мягкого пирога).
Чтение – лучшее (учение
).

Кто не работает…

Любишь кататься…

Ученье - свет…

Лежачего…

Копейка…

Без труда не…


  • Один в поле …

  • На чужой каравай …

  • Всякий кулик…

  • С миру по нитке …

  • Куй железо…

  • Маленькое дело лучше…

  • Лучше синица в руке…

  • Терпение и труд …

  • Как аукнется …




  1. Конкурс «Путаница»



Прочитать стихотворение К.Чуковского. Разделить его на предложения, поставить, где надо, точки.

В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова.





  1. Конкурс «Доскажи фразеологизм»



За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.


А) Дружнее этих двух ребят

На  свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой не разольешь»)

 

Б) Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперек

И так  устали мы в дороге,

Что еле … волочили ноги.


В)Фальшивят, путают слова,

Поют (кто в лес, кто по дрова)

 

Г) Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь (медвежью услугу)


 Д) Ничего я не пойму

Что? К чему? И почему?

Мыслей в голове – сто две.

Вот так …(каша в голове.)




Не умеет дятел петь.

Нет у дятла слуха.

Говорят, ему..( медведь

Наступил на ухо).




  1. Конкурс «Синтаксический»


1)Исправьте ошибки в предложениях:


1. Дедушка присел на пенёк, собиравший грибы.

2. Мама подогрела сыну обед, который пришёл из школы.

3. Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах.

4. Самолёт сел на аэродром, вылетевший из Москвы.

Ответы:

  1. Дедушка, собиравший грибы, присел на пенёк.

  2. Мама подогрела обед сыну, который пришёл из школы.

3. Пастух ,заночевавший в горах, увидел наш костёр.

4.Самолёт, вылетевший из Москвы, сел на аэродром.


«Теперьяподнимитетоже» -   эта фраза, если ее разбить на части,  может обозначать несколько речевых ситуаций (т.е. смысловых вариантов), которые отличаются интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также знаками препинания и орфографическим оформлением. Определите эти варианты.

          (Команды выполняют это задание на листочках и сдаю жюри)

Ответ:

  1. Теперь я, под ними те тоже.                

  2. Теперь я, поднимите тоже. 

  3. Теперь я, подними те тоже. 

  4. Теперь я под ними, те тоже. 

  5. Теперь я под ним, и те тоже. 

  6. Те перья подними, те тоже. 

  7. Те перья под ними, те тоже. 

  8. Те перья под ним, и те тоже. 

  9. Те перья поднимите тоже.




6.Конкурс «Скороговорочный»



  1. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

  2. Подорожник по дороге собирал прохожий строгий. Выбирал себе прохожий подорожник подороже. 

  3. Идет козел с косой козой. Идет козел с босой козой. Идет козa с косым козлом. Идет козa с босым козлом

  4. Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.

  5. Косарь Касьян косой косит сено. Не скосит Касьян-косарь покоса



7.Конкурс «Орфографический»


Замените следующие словосочетания

одним словом. Удвоенная согласная.


1) Больничный лист - бюллетень.

2) Товарищ по работе - коллега.

3) Вид городского транспорта - троллейбус

4) Популярная игра на льду - хоккей

5) Спортивный бег - кросс

6) Сотрудник журнала- корреспондент

7) Один из видов игры в мяч -теннис

8) Обучение животных -дрессировка

9) Рисунки в журнале, газете, книге- иллюстрация

10) Помещение в школе- класс

11) Сквозной проезд, прорытый под землёй – туннель

12) Свидетельство об окончании школы – аттестат


Конкурс капитанов – переводчик


Переведите на современный язык устаревшие слова. Задания капитаны выполняют одновременно.

Каково ваше порекло? (прозвище)

1. Покажите длани ( ладонь).

2. Покажите потылицу (затылок).

3. Поднимите шуйцу (левая рука).

4. Покажите чело (лоб).

5. Какого цвета у вас ланиты?

6. Расправьте свои рамена.(рамо-плечо)Левую руку положите на правое рамо, а правую –на левое. (плечо).

7. Правой рукой заденьте выю (шея).

8. Обхватите свое чрево (живот).

9. Помашите десницей (правая рука).




Конкурс «Лексический»


1.Угадайте слово по его лексическому значению:

- сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от нагревания или остывания (термос);


-начальный момент спортивного соревнования по преодолению какого-либо расстояния на скорость (старт);


-городская наземная электрическая железная дорога (трамвай);


-устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг);


-дословная выдержка из какого-либо текста (цитата).


2.Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества; сохранился он и в нашем языке. Мы пользуемся греческими математическими, астрономическими и прочими терминами. Многие из нас носят древнегреческие имена: Андрей – мужественный, храбрый; Алексей – защитник; Елена – светлая.

Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – испытать счастье. А однокоренное имя означает счастье. Назовите это имя и это кушанье. (Макар, макароны).


3.Замените заимствованные слова русскими синонимами: традиция, атеист, банкротство, маркетинг, триумф

(Обычай, неверующий, разорение, рынок или сбыт, победа).



   

Ведущий

Всем спасибо за участье,

За задор и звонкий смех,

За азарт соревнованья, обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет кратка наша речь:

Говорим мы: до свиданья,

До счастливых новых встреч.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Юные филологи"

Автор: Антошук Марина Викторовна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 253753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Внеклассное мероприятие по русскому языку "Юные филологи""
    ["seo_title"] => string(66) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-russkomu-iazyku-iunyie-filologhi-1"
    ["file_id"] => string(6) "253754"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447661542"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Внеклассное мероприятие по русскому языку "КВН юных филологов""
    ["seo_title"] => string(69) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-russkomu-iazyku-kvn-iunykh-filologhov"
    ["file_id"] => string(6) "263440"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449549336"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Викторина "Юный филолог""
    ["seo_title"] => string(24) "viktorina_iunyi_filologh"
    ["file_id"] => string(6) "465985"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1523544468"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства