Внеклассное мероприятие «Занимательная грамматика» в 5 классе
Дата: 13.02.2015. Школа: СШ №10 им. Н. К. Крупской Класс: 5 Предмет: Русский язык
Тема внеклассного мероприятия: Занимательная грамматика
Цель: повысить интерес к русскому языку, проверить знания учащихся
Задачи:
Образовательные: учащиеся выполнят задания творческого и проблемного характера с
целью определения уровня ЗУН; способствовать повышению интереса уровня грамотности, умения использовать полученные на практике.
Развивающие: учащиеся разовьют устную и письменную речь, творческое мышление, орфографическую зоркость, обогатят и закрепят словарный запас слов,
разовьют логическое мышление, память, воображение.
Воспитательные: воспитают наблюдательность, любознательность, внимательность, толерантность, самостоятельность, культуру речевого этикета
Ресурсы: экран, проектор, смайлики, стикеры, плакаты А3 (ватман), маркеры, магнитики, магнитная доска
М/п связи: казахский язык, литература, самопознание, этика, история.
Технологии: КМ, игровая, групповая.
Ход урока.
- Актуализация внеклассного мероприятия. Психологический настрой. Просмотр притчи «Притча о человеческих отношениях, о любви»
- Слово учителя.
- Сегодня, ребята, у нас необычное – внеклассное мероприятие «Занимательная грамматика».
«Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек» - гласит мудрая пословица. Вы владеете казахским языком, изучаете русский и английский языки. Человек, знающий и владеющий несколькими языками, намного образованнее, духовно богаче, т.к. посредством языка знакомится с культурой и историей другого народа, у него появляется возможность читать произведения классиков в подлинном издании. Великий Абай говорил: «Знание чужого языка делает человека равноправным с народом», поэтому хочется выразить пожелание: изучайте русский язык, ведь знание русского языка сближает народы нашей республики, укрепляет их дружбу.
*Чтение стихотворения о знании нескольких языков из учебника русского языка для 7 класса (ученик читает наизусть)
*Знакомство учащихся с членами жюри
*Деление на группы методом выбора фигурок
*Название команд (групп). Подготовка девиза о языке в группе
*Представление команд (групп)
*Задания для команд (групп) – решение ребуса
Команда «Лингвисты»
Конкурс «Внимательный ли ты ?»
Расставь буквы в другом порядке (названия овощей):
кадерис, качёбак, тусакап, допирам, комровь, кваты, фокартель, сатал
Конкурс «Кто быстрее?»
Из каждого слова исключи по одному звуку, чтобы получилось новое слово, например : горсть – гость.
Клуб, удочка, стол, смех, олень.
Конкурс «Самый сообразительный»
Прямое значение – переносное значение
Железный гвоздь, холодный ветер, волк воет, золотое кольцо, горячий суп
Скажите одним словом:
Зарубить на носу –
Куры не клюют –
Вставлять палки в колёса –
Пальчики оближешь –
О ком так говорят?
Белая ворона; желторотый птенец; собаку съел;
«Наоборот»:
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово «Высоко»
А ты ответишь «Низко»
Скажу я слово «Далеко»
А ты ответишь «………»
Скажу я слово «Потолок»
А ты ответишь «……….»
Переведите на русский. язык Какое слово получилось из первых букв?
Шеге - ойын - сут – жiп
Прочитайте надпись:
ГУРД ЙИШЧУЛ – АГИНК
Гря_ка, заря_ка, тра_ка, голу_ка
Радос_ный, извес_ный, вкус_ный, мес_ный
Камыш_, лыж_, мыш_, ч_до, ч_сы, щ_вель
Конкурс «Внимательный ли ты ?»
Расставь буквы в другом порядке (названия животных):
рковао, ольдша, цаво, нараб, окза, етконлё, ежбёконер.
Конкурс «Кто быстрее?»
Из каждого слова исключи по одному звуку, чтобы получилось новое слово, например : горсть – гость.
Снаряд, скот, краски, крот, тепло.
Конкурс «Самый сообразительный»
Прямое значение – переносное значение
Человек улыбается, деревянная ложка, стеклянная посуда, ребёнок идёт, дитя плачет.
Скажите одним словом:
Себе на уме –
Прикусить язык –
Обвести вокруг пальца –
Бить баклуши –
О ком так говорят?
Звёзд с неба не хватает; язык без костей; и швец, и жнец, и на дуде игрец.
«Наоборот»:
И нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово «Высоко»
А ты ответишь «Низко»
Скажу я слово «Потерял»,
И скажешь ты «………..»
Скажу я слово «Трус»,
Ответишь ты «Храбрец»
Теперь «Начало» я скажу. Ну, отвечай : «…………»
Переведите на русский язык
Какое слово получилось из первых букв? Кала – бiрлiк – кол – кой
Прочитайте надпись:
ЕИНЕЧУ ЕЕШЧУЛ ТОВ - ЕИНЕТЧ
Ука-ка, ска_ка, селё_ка, морко_ка
Ненас_ный, опас_ный, прекрас_ный, чудес_ный
Ж_знь, ч_лан, щ_ка, ж_р, маш_на, ч_щ_
Работа с болельщиками:
1. Переведите на русский язык. Какое слово получилось из первых букв?
Ит-….., есім-…, сут-…, су-…., от-…, жаз-
2. Вставьте как можно быстрее вместо точек нужные слова:
Александр Сергеевич ………
Абай …..
Бибигуль …..
Пословицы и ……
Абылхан …..
Русский……
3. Игра «Четвёртый лишний»:
1. Хоть пруд пруди 2 Слово в слово 3 Во все лопатки
Кот наплакал Тютелька в тютельку Сломя голову
Тьма-тьмущая Вилами на воде писано Черепашьим шагом
Яблоку негде упасть Комар носа не подточит В мгновенье ока
4. Отделите государство от столицы: КААСЗАХТАСТНААН
5. Отделите один язык от другого: КАРУЗАСИИЙХСКИЙСК
6. Скороговорки
Выговори без запинки:
Уж и ужи в луже.
Опять пять ребят нашли пять опят
Итог.
Слово учителя:
- Наше внеклассное мероприятие завершается и, несомненно, каждый из вас ощутил радость поиска, показал свои способности, проявил инициативу. Я уверена, что вы выберете путь в Мир Знаний, который будет беспрепятственным и лёгким!
Слово жюри: Баллы, награждения, напутственные слова.