Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "В мире фразеологизмов" (конкурс с учащимися 8-х классов) »
Тема внеклассного мероприятия: «В мире фразеологизмов».
Конкурс с учащимися 8-х классов
Цель урока: 1.проверить и закрепить знания по фразеологии;
2.формировать навыки усвоения и распознавания смысловых значений фразеологизмов;
обогатить фразеологический запас учащихся;
активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе знакомства
с теоретической информацией;
3.воспитывать интерес учащихся к русскому языку.
Наглядность: презентация, иллюстрации, рисунки с фразеологизмами,
плакаты с высказываниями, карточки с заданиями.
Ход урока:
1.Приветствие.
Ученики 8 класса разделены на 2 группы по 5 человек. Те, кто не занят в команде, являются болельщиками.
В каждой группе выбирается капитан команды. У членов жюри есть бланки с правильными ответами.
Представление команд, членов жюри.
Дорогие ребята! Я очень рада вас видеть. Вы сегодня такие нарядные, ваши лица сияют от улыбок. У нас сегодня праздник русского языка. Мне хочется, чтобы хорошее настроение никогда вас не покидало.
2.Начало конкурса. Конкурс «Блиц опрос».
В русском языке есть один раздел, который изучает устойчивые выражения слов.
Как он называется? (фразеология).
Фразеологизм - это языковое средство, которое позволяет сделать нашу речь образнее, эмоциональнее.
Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. И сегодня мы с вами в этом убедимся. Достаточно взять простое слово «рука». Фразеологизмов, в которых встречается это слово, больше пятидесяти: рука об руку, рукой подать, быть под рукой, носить на руках, держать в руках, ухватиться обеими руками, золотые руки, подвернуться под руку и др.
- Как вы понимаете выражение «бить баклуши»?
- Какое блюдо бывает у некоторых в голове?
- Что такое ахиллесова пята?
- Его держат за зубами, иногда прикусывают, а ещё он бывает без костей. Что это?
- Если на него наступит одно животное, то музыкант из вас не получится. Что это?
- Он в голове у легкомысленного человека, на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
- Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не бельё, а их развешивают.
( Ответы: ничего не делать, каша, уязвимое место, язык, ухо, яблоко, ветер, уши)
Как баран на новые ворота. (Недоуменно, тупо, не понимая, глуповато, растерянно).
3. Конкурс «Восстанови фразеологизм» (текст на экране):
- Запретный плод…. (сладок)
- Волк в овечьей… (шкуре)
- Нужен как собаке… (пятая нога)
- …. Скребут на душе (кошки)
- Как с … вода (гуся)
- Прожужжать …. (все уши)
- Вертится как … (белка в колесе)
- По горячим … (следам)
- Обвести … (вокруг пальца)
- Зарубить … ( на носу)
4. Конкурс « Замени выделенное слово фразеологизмом» (на экране)
Всю четверть ученик трудился усердно.
Денег в кошельке очень мало.
От мальчишек я бежал быстро.
Иванов работает здесь недавно.
Соседнее село от нас совсем близко.
Это правило нужно запомнить навсегда.
5. «Одним словом».
Первой команде: подобрать синонимы к фразеологизмам: 1.Работать не покладая рук, засучив рукава, до седьмого пота, не жалея сил. (Прилежно трудиться) 2.Отгадывание фразеологической загадки: Ее ломают, когда не решается трудная задача. (Голова)
1.Второй команде: подобрать синонимы к фразеологизмам: как в воду канул, как сквозь землю провалился, как ветром сдуло, след простыл. (Исчез) 2.Отгадывание фразеологической загадки: Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. (Язык)
6. Шуточные вопросы.
1. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить , что у человека не две ноги, а больше?
(Бежать со всех ног).
2. Есть ли ноги у газеты, книги? (Есть, когда их держат «вверх ногами»).
3. Существует фразеологизм «повесить нос», т.е.приуныть. А какой фразеологизм указывает, куда именно вешать нос? (Музыканты, подскажите! Повесить нос на квинту).
4. В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?
(Знать как дважды два).
7. Как об это говорят?
1. Об очень большой тесноте в помещении? (Яблоку негде упасть)
2. О полной тишине. (Слышно, как муха пролетает)
3. О первых признаках появления чего – нибудь хорошего, радостного. (Первая ласточка)
4. Об удачливом, счастливом человеке. (В рубашке родился).
5. О состоянии тоски, тревоги, беспокойства. (На душе кошки скребут).
6. О том, к чему трудно придраться. (Комар носа не подточит)
8. «Окончи фразеологизм».
Золотые …
Изо дня …
Ломать …
Спустя …
Как снег …
Зарубить …
Тише воды …
Кто в лес …
9. Вопросы болельщикам. Пока команды выполняют задание, у болельщиков появилась возможность помочь своей команде. Предлагаем вам ответить на несколько вопросов:
1.Как правильно сказать? У рыб нет зуб. У рыбов нет зубов. У рыбей нет зубей. (У рыб нет зубов)
2. Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на швейной машине).
3. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?( Суббота) 4. Какой падеж существительных никогда не употребляется с предлогом? (Именительный падеж) 5. Какую часть слова можно в земле найти? (Корень.) 6. Каким членом предложения является обращение? (Обращение не является членом предложения.) 7. Может ли в слове быть сто одинаковых букв (стол, стон, стог).
9. Итог урока. Подведение итогов, подсчёт очков.
10. Заключительное слово учителя.
Употребление фразеологизмов делает нашу речь образной, живописной и выразительной. Поэтому их часто используют мастера слова.
Дорогие ребята! Старайтесь обогатить свой язык фразеологизмами и учитесь уместно их употреблять.