kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фразеологическое путешествие
Цели: 
•    обобщить и расширить знания обучающихся о фразеологизмах, познакомить с историей  возникновения  некоторых фразеологизмов; активизировать познавательные и творческие способности обучающихся;
•    развивать речь обучающихся, формировать познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету; дать возможность учащимся проявить смекалку и эрудицию;
•    воспитывать культуру умственного труда,  толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы. 
Оборудование: карта, паровозик, путевые листы, звездочки, компьютер, презентация, карточки с заданиями, предметы.
Эпиграф : (слайд 1)«…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Н.В.Гоголь
Ход  игры.
1.Вступительное  слово. 
Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности (чтение эпиграфа).
– Да, действительно, возможности слова огромны. Послушаем стихотворение и поможем дополнить его. (Ученик читает наизусть)
Бывает частенько, что слово одно, 
Но служит по-разному людям оно. 
Примеры тут можно найти без труда 
Возьмем хоть короткое слово «вода». 
Вот был я мальчишкой, да детство ушло, 
С тех пор уже много воды утекло. 
Случалось, что в школе я правил не знал, 
Молчал при опросе: воды в рот набрал. 
Зато болтуну мы заметить не прочь: 
– Не хватит  ли воду-то в ступе толочь! 
Не прочь и другому сказать невзначай: 
– Довольно лить воду! Ты дело давай! 
О смелом мы вправе сказать наперед:
– Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет! 
И утки и гуси – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода! 
Лентяй отдыхает, а время идет, –
Под камень лежачий вода не течет. 
Лгунишка  наврет, не поймешь для чего, – 
На чистую воду выводят его. 
Работать впустую? Что скажут потом? 
Не дело, мол, воду носить решетом. 
Стихи я пишу, не жалея труда, 
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»   (В. Суслов) 
-Как  называются такие выражения?  Именно с фразеологизмами связано наше мероприятие. 
Знакомство с правилами игры. Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие  по  стране, которая называется Фразеология. (слайд 2) Передвигаться будем на нашем паровозике. Путешествовать нам будет помогать карта, на ней представлены станции, на которых мы будем останавливаться. Их 8. В путешествие отправляются две команды: «Умники» и «Знатоки». За правильный ответ каждая команда получает балл (звезду) в путевой лист. По количеству полученных «звезд» подводятся итоги игры.

1 станция – «Выбери меня» (слайд 3-7)
Команды должны найти в стихотворных отрывках фразеологизмы. (Учитель читает отрывки, команды по очереди называют фразеологизмы, зрители помогают) 
1. Живите, ближнего любя! 
    Ведь это просто и понятно:
    Не трудно выйти из себя,
    А как войти потом обратно 
2. В жизни есть тропики, есть пути. 
    Выбирай их очень осторожно! 
    Тяжело в доверие войти –
    Выйти из него мгновенно можно! 
3. Оказался молодцом, 
    Смог осилить ношу – 
    Не ударил в грязь лицом 
    И не сел в галошу. 
4. Мы исходили городок 
    Буквально вдоль и поперек
    И так устали мы в дороге, 
    Что еле волочили ноги. 
5. Дружнее этих двух ребят 
    На свете не найдешь 
   О них обычно говорят:
   «Водой не разольешь». 
6. Товарищ твой просит украдкой 
    Ответы списать из тетрадки.
    Не надо! Ведь этим ты другу 
    Окажешь медвежью услугу. 

2 станция – «Театральная»  (слайд 8-9)
Передайте лексическое значение записанного на карточке фразеологизма с помощью жестов, мимики и подручных средств. (Карточки выбирают капитаны) 

Водить за нос   
Переливать из пустого в порожнее    

Заткнуть за пояс  
Смотреть сквозь пальцы
 Засучив рукава             

Намылить шею 
Нос к носу 
В трех соснах заблудился
 Хоть глаз выколи 
Связаны руки

– А пока команды готовятся, предлагаю зрителям, проявив смекалку, ответить на мои вопросы (три попытки). (За каждый правильный ответ зрители получают жетоны).
О чем так говорят?
1.  Его вешают, приходя в унынье, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело   (нос)
2.  Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные   (уши)
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез, на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ветер)
4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело, ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться, ее просит рваная обувь, она в голове у путаников  (каша).
5. Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом, ее набирают в рот, ею нельзя разлить неразлучных друзей, в нее прячут концы нечестные люди,  некоторые выходят из нее сухими   (вода).
6. Его проглатывают, упорно не желая говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко, за него тянут или дергают, заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего  (язык).
Выступление команд. Жюри подводит итоги
3 станция «Угадай-ка» (слайд 10-19)
Команды должны угадать фразеологизм, который изображен на рисунке (на доску проецируются рисунки)  и объяснить его значение.
Вылететь в трубу 
Стоять на часах 
С камнем на шее -  
Сидеть под замком 
Кот наплакал 
Как две капли воды 
Курам на смех 
Скатертью дорога 
Собаку съел 
Как кошка с собакой 
– Настало время  конкурса капитанов, мы прибыли на.
4 станция –  «Ты и твое имя»
Капитаны берут карточки, на которых написаны имена. Они должны вспомнить и назвать фразеологизмы с этими именами. Пока капитаны готовятся, вопросы зрителям.
Федот  
Сидор  
Макар  
Фома  
Маланья  
Ерема   
Емеля 

Вопросы зрителям («В двух  словах »)
Подберите   фразеологизм, который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.
1.    Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим? (редко, да метко)
2.    Дядя Миша умеет все: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает, и планер. Как можно назвать дядю Мишу? (мастер на все руки)
3.    Только мы что вспоминали о Викторе, а он тут как тут, пришел. Что говорят шутя в таком случае? (легок на помине)
4.    Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (вышел сухим из  воды )
5.    Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всему классу. Что мы сделаем? (выведем на чистую  воду )
Выступление капитанов 
Жюри оценивает конкурс, подводит итоги.
5 станция – «Лексическая» ( слайд 20)
Подобрать синонимы (одной команды) и антонимы (другой команде) к записанным на карточке фразеологизмам.
Выступление команд
Синонимы:                                                                
Ни слуху ни духу    (как в воду канул)                                          
Пальчики оближешь (язык проглотишь)                                        
Тьма кромешная  (ни зги не видно, хоть глаз выколи)                                                  
Закрывать глаза на что-то  (смотреть сквозь пальцы)                                
Куры не клюют   (хоть пруд пруди, как на Маланьину свадьбу)                                          
Антонимы:
Жить душа в душу (как кошка с собакой)
 Хоть пруд пруди (кот наплакал, с гулькин нос) 
Рукой подать  как у черта на куличках), (за тридевять земель)
Чуть свет (к шапочному разбору)
Давать волю языку (держать язык за зубами)

Пока  команды  готовятся,  зрителям предстоит   вспомнить известные  устойчивые выражения и распределить  между животными слова из списка. Что кому? Каково значение данных идиом? 
Собаке –                                   пятая нога,
Слону –                                     дробина
Рыбке –                                     зонтик,
Коту –                                      масленица,
Кобыле –                                  хвост,
Корове –                                   седло. 
6 станция – «Историческая» (слайд 21)
 Домашняя работа с этимологическим словарём (презентация). В некоторых фразеологизмах встречаются слова, которые в современном русском языке не употребляются. Нашим  игрокам было дано домашнее задание «перевести» с русского на русский.  

Точить лясы
канитель тянуть
тютелька в тютельку
лезть на рожон
затрапезный вид
попасть в переплёт
гол как сокол
тёртый калач
бить баклуши
зарубить на носу

7 станция – «Бюро находок»
На этом столе лежат вещи, которые потерялись. Вы должны определить, в каких фразеологизмах упоминаются эти вещи, тем самым вы вернете их на место.
Шляпа   
Галоша  
Мыло 
Решето  
Очки  
 Сапоги 
 Камень   
 Яблоко 
Палка 
Чайная ложка 
Рукавицы 
Мешок 
(Если команды затрудняются, помогают болельщики) 

И, наконец, мы прибыли на конечную станцию. 

8 станция – «Аукцион» 
Это конкурс, к которому задание было объявлено заранее. Это аукцион, а по закону аукциона, желаемая вещь достается тому участнику, который последним назовет более высокую цену. На нашем аукционе команде, последней сказавшей  слово, достанутся 3 (три) балла. А другой – 1 балл.
Команды по очереди называют фразеологизмы, в которые входит название животного 
 Заключительное слово учителя
 Подведение итогов жюри 
 Награждение победителей (слайд 22)
 Утешительный приз проигравшей команде

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка внеклассного мероприятия по русскому языку »

Фразеологическое путешествие

Цели:

  • обобщить и расширить знания обучающихся о фразеологизмах, познакомить с историей возникновения некоторых фразеологизмов; активизировать познавательные и творческие способности обучающихся;

  • развивать речь обучающихся, формировать познавательный интерес к русскому языку как учебному предмету; дать возможность учащимся проявить смекалку и эрудицию;

  • воспитывать культуру умственного труда, толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы.

Оборудование: карта, паровозик, путевые листы, звездочки, компьютер, презентация, карточки с заданиями, предметы.

Эпиграф : (слайд 1)«…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Н.В.Гоголь

Ход игры.

1.Вступительное слово.

Русский язык – один из самых богатых языков мира. Он имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами для обозначения всех необходимых понятий в любой сфере человеческой деятельности (чтение эпиграфа).

– Да, действительно, возможности слова огромны. Послушаем стихотворение и поможем дополнить его. (Ученик читает наизусть)

Бывает частенько, что слово одно,
Но служит по-разному людям оно.
Примеры тут можно найти без труда
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство ушло,
С тех пор уже много воды утекло.
Случалось, что в школе я правил не знал,
Молчал при опросе: воды в рот набрал.
Зато болтуну мы заметить не прочь:
– Не хватит  ли воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
– Довольно лить воду! Ты дело давай!
О смелом мы вправе сказать наперед:
– Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!
И утки и гуси – сухие всегда.
Заметили люди: как с гуся вода!
Лентяй отдыхает, а время идет, –
Под камень лежачий вода не течет.
Лгунишка  наврет, не поймешь для чего, –
На чистую воду выводят его.
Работать впустую? Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом.
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!» (В. Суслов)

-Как называются такие выражения? Именно с фразеологизмами связано наше мероприятие.

Знакомство с правилами игры. Дорогие ребята, уважаемые гости, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране, которая называется Фразеология. (слайд 2) Передвигаться будем на нашем паровозике. Путешествовать нам будет помогать карта, на ней представлены станции, на которых мы будем останавливаться. Их 8. В путешествие отправляются две команды: «Умники» и «Знатоки». За правильный ответ каждая команда получает балл (звезду) в путевой лист. По количеству полученных «звезд» подводятся итоги игры.



1 станция – «Выбери меня» (слайд 3-7)

Команды должны найти в стихотворных отрывках фразеологизмы. (Учитель читает отрывки, команды по очереди называют фразеологизмы, зрители помогают)

1. Живите, ближнего любя!
Ведь это просто и понятно:
Не трудно выйти из себя,
А как войти потом обратно

2. В жизни есть тропики, есть пути...
Выбирай их очень осторожно!
Тяжело в доверие войти
Выйти из него мгновенно можно!

3. Оказался молодцом,
Смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом
И не сел в галошу.

4. Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили ноги.

5. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь
О них обычно говорят:
«Водой не разольешь».

6. Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь медвежью услугу.



2 станция – «Театральная» (слайд 8-9)

Передайте лексическое значение записанного на карточке фразеологизма с помощью жестов, мимики и подручных средств. (Карточки выбирают капитаны)

Водить за нос

Переливать из пустого в порожнее Заткнуть за пояс
Смотреть сквозь пальцы

Засучив рукава

Намылить шею

Нос к носу

В трех соснах заблудился

Хоть глаз выколи

Связаны руки


– А пока команды готовятся, предлагаю зрителям, проявив смекалку, ответить на мои вопросы (три попытки). (За каждый правильный ответ зрители получают жетоны).

О чем так говорят?

1.  Его вешают, приходя в унынье, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)
2.  Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные (уши)
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез, на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ветер)
4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело, ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться, ее просит рваная обувь, она в голове у путаников (каша).
5. Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом, ее набирают в рот, ею нельзя разлить неразлучных друзей, в нее прячут концы нечестные люди, некоторые выходят из нее сухими (вода).
6. Его проглатывают, упорно не желая говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко, за него тянут или дергают, заставляя высказаться, его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего (язык).

Выступление команд. Жюри подводит итоги

3 станция «Угадай-ка» (слайд 10-19)

Команды должны угадать фразеологизм, который изображен на рисунке (на доску проецируются рисунки) и объяснить его значение.

Вылететь в трубу

Стоять на часах

С камнем на шее -

Сидеть под замком

Кот наплакал

Как две капли воды

Курам на смех

Скатертью дорога

Собаку съел

Как кошка с собакой

– Настало время  конкурса капитанов, мы прибыли на ...

4 станция –  «Ты и твое имя»

Капитаны берут карточки, на которых написаны имена. Они должны вспомнить и назвать фразеологизмы с этими именами. Пока капитаны готовятся, вопросы зрителям.

Федот

Сидор
Макар
Фома
Маланья
Ерема

Емеля



Вопросы зрителям («В двух  словах »)

Подберите  фразеологизм , который бы кратко и образно выразил основной смысл описанного.

  1. Вадим немногословен, говорит он не часто, но замечания его всегда «бьют в цель». Как говорит Вадим? (редко, да метко)

  2. Дядя Миша умеет все: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает, и планер. Как можно назвать дядю Мишу? (мастер на все руки)

  3. Только мы что вспоминали о Викторе, а он тут как тут, пришел. Что говорят шутя в таком случае? (легок на помине)

  4. Егор напроказничал, но каким-то образом остался безнаказанным, уклонился от наказания. Как говорят об этом? (вышел сухим из  воды )

  5. Но мы этого так не оставим. Мы раскроем его проделки и расскажем о них всему классу. Что мы сделаем? (выведем на чистую  воду )

Выступление капитанов

Жюри оценивает конкурс, подводит итоги.

5 станция – «Лексическая» ( слайд 20)

Подобрать синонимы (одной команды) и антонимы (другой команде) к записанным на карточке фразеологизмам.

Выступление команд

Синонимы:                                                                

Ни слуху ни духу    (как в воду канул)                                         
Пальчики оближешь (язык проглотишь)                                        
Тьма кромешная  (ни зги не видно, хоть глаз выколи)                                                 
Закрывать глаза на что-то  (смотреть сквозь пальцы)                               
Куры не клюют   (хоть пруд пруди, как на Маланьину свадьбу)                                          

Антонимы:

Жить душа в душу (как кошка с собакой)

Хоть пруд пруди (кот наплакал, с гулькин нос)

Рукой подать как у черта на куличках), (за тридевять земель)

Чуть свет (к шапочному разбору)

Давать волю языку (держать язык за зубами)



Пока  команды  готовятся,  зрителям предстоит  вспомнить известные устойчивые выражения и распределить между животными слова из списка. Что кому? Каково значение данных идиом?
Собаке – пятая нога,
Слону – дробина
Рыбке – зонтик,
Коту – масленица,
Кобыле – хвост,
Корове – седло.

6 станция – «Историческая» (слайд 21)

Домашняя работа с этимологическим словарём (презентация). В некоторых фразеологизмах встречаются слова, которые в современном русском языке не употребляются. Нашим игрокам было дано домашнее задание «перевести» с русского на русский.



Точить лясы
канитель тянуть
тютелька в тютельку

лезть на рожон

затрапезный вид


попасть в переплёт

гол как сокол

тёртый калач

бить баклуши

зарубить на носу


7 станция – «Бюро находок»

На этом столе лежат вещи, которые потерялись. Вы должны определить, в каких фразеологизмах упоминаются эти вещи, тем самым вы вернете их на место.

Шляпа   
Галоша 
Мыло
Решето
Очки  

 Сапоги

 Камень

Яблоко

Палка

Чайная ложка

Рукавицы

Мешок

(Если команды затрудняются, помогают болельщики)



И, наконец, мы прибыли на конечную станцию.


8 станция – «Аукцион»

Это конкурс, к которому задание было объявлено заранее. Это аукцион, а по закону аукциона, желаемая вещь достается тому участнику, который последним назовет более высокую цену. На нашем аукционе команде, последней сказавшей  слово, достанутся 3 (три) балла. А другой – 1 балл.

Команды по очереди называют фразеологизмы, в которые входит название животного

 Заключительное слово учителя

 Подведение итогов жюри

 Награждение победителей (слайд 22)

 Утешительный приз проигравшей команде






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
разработка внеклассного мероприятия по русскому языку

Автор: Агаркова Елена Анатольевна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку "Величие родного слова!""
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaiarazrabotkavnieklassnoghomieropriiatiiaporusskomuiazykuvielichiierodnoghoslova"
    ["file_id"] => string(6) "290307"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454942743"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Методическая разработка внеклассного мероприятия  "Сильное звено" "
    ["seo_title"] => string(73) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-sil-noie-zvieno"
    ["file_id"] => string(6) "235018"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1443563554"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку "Английские стихи в творчестве С.Я. Маршака""
    ["seo_title"] => string(101) "razrabotkavnieklassnoghomieropriiatiiapoanghliiskomuiazykuanghliiskiiestikhivtvorchiestviesiamarshaka"
    ["file_id"] => string(6) "259041"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448634880"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку"
    ["seo_title"] => string(56) "razrabotka_vneklassnogo_meropriiatiia_po_russkomu_iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "485455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1542120764"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая разработка внеклассного мероприятия по произведению В.Жвалевского, Е. Пастернак "Время всегда хорошее""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_vneklassnogo_meropriiatiia_po_proizvedeniiu_v_zhvalevs"
    ["file_id"] => string(6) "602925"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1647942708"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства