Данное мероприятие проводится в форме внеклассного мероприятия в 3-4 классах.Форма проведения интеллектуальной игры очень интересна для обучающихся третьего класса, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детского коллектива.Данная форма очень нравится детям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Своя игра" конспект мероприятия »
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Своя игра"
Цели:
• активизировать познавательную деятельность детей,
• развивать логику, интеллект,
• способствовать повышению интереса к изучению русского языка,
• воспитывать чувство коллективизма.
Ход игры
Вопрос 1
Среди всех книг, созданных человечеством, на первое место по общему тиражу изданий занимает
Библия. А как переводится на русский язык это греческое слово? (Ответ: книги)
Вопрос 2
Всем знаком фразеологизм “От а до я”. Назовите греческий вариант. (Ответ: от альфы до омеги)
Вопрос 3
Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир я отражаю.
Но одну букву замени –
Я по болоту зашагаю.
(Ответ: капля – цапля)
Вопрос 4
Я цвет одинаковый часто имею:
И с г зеленею, и с к зеленею,
Но с к вам со мною рискованно быть:
Могу и до слез довести, и убить.
(Ответ: лук – луг)
Вопрос 5-8
Вставьте пропущенные слова в составе фразеологизмов и объясните значение: ахиллесова ____, прокрустово ____, ариаднина ____, эзопов ____. (Ответ: ахиллесова пята – слабое место, прокрустово ложе – мерка, под которую насильственно что-либо подгоняется, ариаднина нить – способ, помогающий выйти из трудного положения, эзопов язык - иносказание)
Вопрос 9
Какую строчку не сможет прочитать ни один человек? (швейную)
Вопрос 10
Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (ямы)
Вопрос 11
Какое имя числительное приказывает? (три)
Вопрос 12
Решите звуковую пропорцию: в : ф = з : ? (с)
3 этап. Отборочный – 2 тур
Вопрос 1
Какое слово можно составить из 5-й, 11-й и 16-й букв русского алфавита? (Йод)
В каком слове при произношении звучат только твердые согласные? (Драться)
Вопрос 3
Именно это является наименьшей единицей устной речи. (Звук)
Вопрос 4
Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
Вопрос 5
Эта часть слова служит для образования форм слова. (Окончание)
Вопрос 6
Определите способ образования слова подоконник. (Приставочно-суффиксальный)
Вопрос 7
Эта часть речи указывает на предметы, признаки, принадлежность и количество, может быть любым членом предложения. (Местоимение)
Вопрос 8
В этом словаре можно найти информацию о происхождении слова. (Этимологический)
4 этап. 1 тур «Своей игры»
Фонетика
1.Сколько гласных букв и звуков в русском языке. (10 букв и 6 звуков)
2.Четыре девочки встретили незнакомого мальчика. “Как тебя зовут?” - спросили они его. “А как зовут вас?” - спросил мальчик вместо ответа. Девочки представились: “Поля, Лена, Рита, Валя”. Подумав, мальчик сказал: “Если ваши имена записать в столбик, мое имя прочитается по диагонали”. Как звали мальчика?
(Ответ: Петя) 1-3
3.Даны слова: лен, шел, яр. Поставьте в каждом из них звуки в обратном порядке. Транскрипции каких трех новых слов получились у вас.
(Ответ: ноль, ложь, рай)
4.Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья.
Пять сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки.
Какие буквы опоздали? (Ответ:ё, й, ъ, ы, ь)
Лексика
1.Найдите заимствованные слова во фразе “Устами младенца глаголет истина”. Замените их исконно русскими соответствиями.
(Ответ: Все слова в этом предложении заимствованы из старославянского и церковно-славянского языков. Русский вариант: Ртом ребенка говорит правда)
Этимология
1.В буквальном переводе с латинского это –“переписывание”. А обозначает этот термин условную передачу звучащего слова с помощью графических знаков. (Транскрипция (“trans-” – пере- “criptio” - писать))
2.“Баю-баюшки, баю” из колыбельной песни. Переведите с древнего языка смысл этой привычной, но непонятной фразы.
(Ответ: Баюшки баю, буквально “сказываю сказочки”. Баять – говорить, сказывать. Отсюда диалектное слово “байка”)
3.Заимствованные слова – неотъемлемая часть любого языка. Карате (в японском – “голыми руками”), кайф (в арабском – “послеполуденный отдых”), шАбаш (в еврейском - суббота). А какое слово, заимствованное из китайского языка, в языке-источнике обозначает “большой ветер”.
(Ответ: тайфун)
4.Откуда взялось выражение “жить на широкую (большую) ногу?”
(Ответ: В XIV веке в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак рядового дворянина был в полтора фута, башмак барона – в два фута, а князя – в 2,5 фута. Впоследствии вместо “жить на большую ногу” стали говорить “жить на широкую ногу”)
Грамматика
1.Сколько частей речи в русском языке? (10)
2.Поставьте числительное двести пятьдесят шесть в родительный падеж. (Двухсот пятидесяти шести)