План-конспект внеклассного мероприятия на тему: Церковный раскол в XVII веке
План-конспект внеклассного мероприятия на тему: Церковный раскол в XVII веке
План-конспект внеклассного мероприятия
На тему: Церковный раскол в XVII веке
Цель: сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.
Задачи:
способствовать изучению нового материала учениками самостоятельно, создавать условия для применения полученных знаний;
расширить представления о событиях начала XVII века;
углубить знания учащихся о церковном расколе;
усилить интерес учащихся к патриарху Никону;
осветить проблемы в отношениях между церковью и государством;
выявить причины и последствия церковного раскола;
воспитывать уважительное отношение к представителям разной веры (толерантность);
способствовать развитию у учащихся умений понимать проблему, рассуждать и аргументировать свою точку зрения;
развивать у учащихся навыки аналитического мышления, память;
воспитывать у учащихся познавательный интерес;
направить деятельность учащихся на закрепление знаний.
Методы: выступление учителя, показ фотоиллюстраций, ответы учащихся, решение кроссворда. Использование метода проверки знаний в виде кроссворда позволяет:
- снять эмоциональное напряжение вовремя контроля благодаря игровой форме проверки;
- угадать забытое слово, зная остальные;
- сократить время на запись ответа;
- уменьшить трудоемкость проверки.
Форма проведения: игра из трех туров.
Оборудование: фотоиллюстрации с изображением участников событий, интерактивное оборудование компьютер и проектор, кроссворд на листе формата А4 с вопросами к нему (2шт.), ручки и карандаши.
Домашнее задание: Ученики должны были внимательно прочитать параграф 7 Власть и церковь. Церковный раскол в учебнике по истории России для 7 класса А.А. Данилова, а также самостоятельно найти информацию по теме, чтобы быстрее соперников отвечать на вопросы.
Участники: две команды семиклассников по 8 человек.
Продолжительность мероприятия: 1час 30 мин
Ход мероприятия. Вводная речь ведущего (учителя):
- В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. В ходе нашего мероприятия, мы ответим на следующие вопросы: какую роль играла Русская православная церковь? Чем была вызвана необходимость церковной реформы? Причины разногласий между церковной и светской властью? Последствия церковного раскола? Наше мероприятие будет проходить в форме игры, а «игра, - как писал А.М. Горький, - путь детей к познанию мира».
Далее ведущий разъясняет, что игра будет состоять из 3х туров, в ходе которых учащиеся будут зарабатывать баллы для своих команд.
I Тур.
Ведущий (учитель) через проектор будет показывать фотоиллюстрации с изображением участников событий церковного раскола. Участники команд по очереди должны угадать, кто изображен на снимке. Время для ответа на вопрос ограничено и составляет одну минуту. За правильный ответ команде начисляется 2 балла. Если участники затрудняются с ответом, на вопрос может ответить другая команда.
Царь Алексей Михайлович
Патриарх Никон
Патриарх Филарет
Протопоп Аввакум
II Тур.
Обеим командам раздается лист формата А4, на котором нарисован кроссворд, на дополнительном листе написаны вопросы. Цель: разгадать кроссворд быстрее, чем это сделает другая команда или вписать как можно больше правильных ответов. За каждое правильно угаданное слово 1балл. Время ограничено 30 минут.
Вопросы:
По горизонтали:
1. Напишите имя царя, по инициативе которого Никона избрали новой главой Русской православной церкви? (Алексей Михайлович –» Алексей)
4. Какую должность занимал Никон в Новоспасском монастыре в Москве? (архимандрит)
5. Обиходное название старшего православного священника? (протопоп)
7. Главное произведение Аввакума? (Житие)
8. Кем приходился Филарет царю Михаилу Федоровичу? (отец)
9. Сколько лет митрополит Филарет находился в польском плену? (восемь)
По вертикали:
2.
3. При каком патриархе значительно выросло значение церкви в жизни государства? (Филарет)
4. Руководитель старообрядцев? (Аввакум)
6. Фамилия Аввакума? (Петров)
10. Настоящая фамилия Никона? (Никита Минов)
III Тур.
Ведущий задает вопросы участникам команд. Тот, кто знает ответ, должен первым поднять руку. Вопросы будут задаваться разной сложности, за правильный ответ будут начисляться баллы от 1 до 3.
1 балл начисляется за ответы на вопросы:
1. В каком году Никон стал патриархом? (1651г)
2. Когда началась церковная реформа? (1653г)
3. Годы жизни патриарха Никона? (1605-1681)
4. Годы жизни протопопа Аввакума? (1620-1682)
5. В каком году Никона лишили сана патриарха? (1666г)
6. Что такое анафема? (отлучение от церкви)
2 балла начисляются за ответы на вопросы:
1.Как звали переемников патриарха Филарета? (Иосафа I, Иосиф)
2. В каком монастыре Никон был монахом? (Соловецкий монастырь)
3. Как назывался кружок, в который входил протопоп Аввакум? (Кружок ревнителей благочестия)
4. Куда отправили в ссылку Никона? (Ферапонтов монастырь)
3 балла начисляются за ответы на вопросы:
1. Из-за чего возникли разногласия между Никоном и царем Алексеем Михайловичем? (Никон хотел делить власть с царем)
2. Когда и при каких обстоятельствах ушел из жизни Никон? (В 1681г Никон возвращался из ссылки, но по дороге скончался в Ярославле)
3. Когда и при каких обстоятельствах ушел из жизни Аввакум?(11 апреля 1682 – казнь, сожжение)
4. Назовите изменения, введенные в ходе церковной реформы?
(троеперстие вместо двоеперстия; поясной поклон вместо земного; крестный ход против солнца, а не по солнцу; трегубая «аллилуйя» вместо сугубой; написание имени Иисус вместо Исус; книги и иконы исправлены по греческим образцам)
Далее подведение итогов и объявление победителей.
Заключительное слово учителя.
Ребята! Теперь вы знаете, как изменилась церковь после раскола. Какие были мотивы, содержание, методы и результаты церковной реформы XVII. Реформы Никона вызвали раскол в обществе на два лагеря: те, кто выступал за реформы и те, кто против (старообрядцы). Это не означает, что кто-то из них был не прав, все они правы по-своему, и я, в свою очередь, призываю вас быть терпимыми к представителям разных верований. Предлагаю на этом завершить наше мероприятие. Хочу всех поблагодарить за активное участие.
Деятельность детей. Детям игра была очень интересна. Было видно, что ребята дома хорошо готовились к предстоящим вопросам. Учащиеся научились работать в команде, игра их сплотила. В ходе мероприятия дети были очень активны, участвовали все без исключения. Дети рады были блеснуть знаниями перед одноклассниками. Дух соревнования витал по классу.
Саморефлексия учителя. Игра получилась довольно интересной, ученики старались ответить на все вопросы правильно. Благодаря ей дети запомнили и усвоили даже такой сложный материал. Первый тур детям очень понравился, они любят разглядывать фотоиллюстрации. Второй тур вызвал ажиотаж – все хотели поучаствовать в решении кроссворда. В третьем туре ребята старались ответить правильно на все вопросы, чтобы получить максимальное количество очков. Дети хорошо ориентировались в событиях, датах, лицах.
Вывод: проведение такого рода мероприятий очень полезно и плодотворно влияет на развитие учащихся, но требует тщательной подготовки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«План-конспект внеклассного мероприятия на тему: Церковный раскол в XVII веке»
План-конспект внеклассного мероприятия
На тему: Церковный раскол в XVII веке
Цель: сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.
Задачи:
способствовать изучению нового материала учениками самостоятельно, создавать условия для применения полученных знаний;
расширить представления о событиях начала XVII века;
углубить знания учащихся о церковном расколе;
усилить интерес учащихся к патриарху Никону;
осветить проблемы в отношениях между церковью и государством;
выявить причины и последствия церковного раскола;
воспитывать уважительное отношение к представителям разной веры (толерантность);
способствовать развитию у учащихся умений понимать проблему, рассуждать и аргументировать свою точку зрения;
развивать у учащихся навыки аналитического мышления, память;
воспитывать у учащихся познавательный интерес;
направить деятельность учащихся на закрепление знаний.
Методы: выступление учителя, показ фотоиллюстраций, ответы учащихся, решение кроссворда. Использование метода проверки знаний в виде кроссворда позволяет:
- снять эмоциональное напряжение вовремя контроля благодаря игровой форме проверки;
- угадать забытое слово, зная остальные;
- сократить время на запись ответа;
- уменьшить трудоемкость проверки.
Форма проведения: игра из трех туров.
Оборудование: фотоиллюстрации с изображением участников событий, интерактивное оборудование компьютер и проектор, кроссворд на листе формата А4 с вопросами к нему (2шт.), ручки и карандаши.
Домашнее задание: Ученики должны были внимательно прочитать параграф 7 Власть и церковь. Церковный раскол в учебнике по истории России для 7 класса А.А. Данилова, а также самостоятельно найти информацию по теме, чтобы быстрее соперников отвечать на вопросы.
Участники: две команды семиклассников по 8 человек.
Продолжительность мероприятия: 1час 30 мин
Ход мероприятия. Вводная речь ведущего (учителя):
- В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей. Наша задача сегодня – разобраться с этим явлением в жизни страны, извлечь уроки из случившегося, чтобы не допустить повторения этих страшных событий. В ходе нашего мероприятия, мы ответим на следующие вопросы: какую роль играла Русская православная церковь? Чем была вызвана необходимость церковной реформы? Причины разногласий между церковной и светской властью? Последствия церковного раскола? Наше мероприятие будет проходить в форме игры, а «игра, - как писал А.М. Горький, - путь детей к познанию мира».
Далее ведущий разъясняет, что игра будет состоять из 3х туров, в ходе которых учащиеся будут зарабатывать баллы для своих команд.
I Тур.
Ведущий (учитель) через проектор будет показывать фотоиллюстрации с изображением участников событий церковного раскола. Участники команд по очереди должны угадать, кто изображен на снимке. Время для ответа на вопрос ограничено и составляет одну минуту. За правильный ответ команде начисляется 2 балла. Если участники затрудняются с ответом, на вопрос может ответить другая команда.
Царь Алексей Михайлович
Патриарх Никон
Патриарх Филарет
Протопоп Аввакум
II Тур.
Обеим командам раздается лист формата А4, на котором нарисован кроссворд, на дополнительном листе написаны вопросы. Цель: разгадать кроссворд быстрее, чем это сделает другая команда или вписать как можно больше правильных ответов. За каждое правильно угаданное слово 1балл. Время ограничено 30 минут.
Вопросы:
По горизонтали:
1. Напишите имя царя, по инициативе которого Никона избрали новой главой Русской православной церкви? (Алексей Михайлович –» Алексей)
4. Какую должность занимал Никон в Новоспасском монастыре в Москве? (архимандрит)
5. Обиходное название старшего православного священника? (протопоп)
7. Главное произведение Аввакума? (Житие)
8. Кем приходился Филарет царю Михаилу Федоровичу? (отец)
9. Сколько лет митрополит Филарет находился в польском плену? (восемь)
По вертикали:
2. Часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Никона? (старообрядцы)
3. При каком патриархе значительно выросло значение церкви в жизни государства? (Филарет)
4. Руководитель старообрядцев? (Аввакум)
6. Фамилия Аввакума? (Петров)
10. Настоящая фамилия Никона? (Никита Минов)
а
л
е
к
с
е
й
т
ф
а
а
р
х
и
м
а
н
д
р
и
т
в
л
о
в
а
о
а
р
б
к
е
п
р
о
т
о
п
о
п
у
т
я
е
м
д
ж
и
т
и
е
о
т
е
ц
р
ы
в
о
с
е
м
ь
в
и
н
о
в
III Тур.
Ведущий задает вопросы участникам команд. Тот, кто знает ответ, должен первым поднять руку. Вопросы будут задаваться разной сложности, за правильный ответ будут начисляться баллы от 1 до 3.
1 балл начисляется за ответы на вопросы:
1. В каком году Никон стал патриархом? (1651г)
2. Когда началась церковная реформа? (1653г)
3. Годы жизни патриарха Никона? (1605-1681)
4. Годы жизни протопопа Аввакума? (1620-1682)
5. В каком году Никона лишили сана патриарха? (1666г)
6. Что такое анафема? (отлучение от церкви)
2 балла начисляются за ответы на вопросы:
1.Как звали переемников патриарха Филарета? (Иосафа I, Иосиф)
2. В каком монастыре Никон был монахом? (Соловецкий монастырь)
3. Как назывался кружок, в который входил протопоп Аввакум? (Кружок ревнителей благочестия)
4. Куда отправили в ссылку Никона? (Ферапонтов монастырь)
3 балла начисляются за ответы на вопросы:
1. Из-за чего возникли разногласия между Никоном и царем Алексеем Михайловичем? (Никон хотел делить власть с царем)
2. Когда и при каких обстоятельствах ушел из жизни Никон? (В 1681г Никон возвращался из ссылки, но по дороге скончался в Ярославле)
3. Когда и при каких обстоятельствах ушел из жизни Аввакум?(11 апреля 1682 – казнь, сожжение)
4. Назовите изменения, введенные в ходе церковной реформы?
(троеперстие вместо двоеперстия; поясной поклон вместо земного; крестный ход против солнца, а не по солнцу; трегубая «аллилуйя» вместо сугубой; написание имени Иисус вместо Исус; книги и иконы исправлены по греческим образцам)
Далее подведение итогов и объявление победителей.
Заключительное слово учителя.
Ребята! Теперь вы знаете, как изменилась церковь после раскола. Какие были мотивы, содержание, методы и результаты церковной реформы XVII. Реформы Никона вызвали раскол в обществе на два лагеря: те, кто выступал за реформы и те, кто против (старообрядцы). Это не означает, что кто-то из них был не прав, все они правы по-своему, и я, в свою очередь, призываю вас быть терпимыми к представителям разных верований. Предлагаю на этом завершить наше мероприятие. Хочу всех поблагодарить за активное участие.
Деятельность детей. Детям игра была очень интересна. Было видно, что ребята дома хорошо готовились к предстоящим вопросам. Учащиеся научились работать в команде, игра их сплотила. В ходе мероприятия дети были очень активны, участвовали все без исключения. Дети рады были блеснуть знаниями перед одноклассниками. Дух соревнования витал по классу.
Саморефлексия учителя. Игра получилась довольно интересной, ученики старались ответить на все вопросы правильно. Благодаря ей дети запомнили и усвоили даже такой сложный материал. Первый тур детям очень понравился, они любят разглядывать фотоиллюстрации. Второй тур вызвал ажиотаж – все хотели поучаствовать в решении кроссворда. В третьем туре ребята старались ответить правильно на все вопросы, чтобы получить максимальное количество очков. Дети хорошо ориентировались в событиях, датах, лицах.
Вывод: проведение такого рода мероприятий очень полезно и плодотворно влияет на развитие учащихся, но требует тщательной подготовки.