Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету ОБЖ.
ОБЖ – это урок, на котором дети получают знания, которые необходимо знать и применять в течении всей дальнейшей их жизни. Использование активных форм обучения, проведение внеклассных мероприятий способствуют повышению интереса к предмету, активизирует деятельность учащихся на уроке, способствует лучшему усвоению материала.
Ролевая игра. «Знай, умей, действуй».
Цель:
1. Создание условий для закрепления знаний, навыков и умений, полученных на учебных занятиях.
2. Развитие умений работать в группе, в коллективе.
А для того, чтобы достичь поставленных целей следует хорошо подготовиться и заранее продумать весь сценарий внеклассного мероприятия по ОБЖ. Для проведения данного мероприятия можно выбрать актовый зал, спортивный зал, а так же можно провести на свежем воздухе. Ребятам предлагается провести поисково-спасательную операцию.
Сегодня нам предстоит провести поисково-спасательную операцию. Это будет игра. Нам необходимо распределить роли.
Ребятам предлагается распределиться. Так как операция состоит из нескольких этапов, и в каждом нужны определенные знания, умения и навыки, то ученикам необходимо определить, кому какая роль достанется в команде. В группе спасателей должны быть:
• врачи – дети, которые лучше всех разбираются в переломах, кровотечениях и тд.;
• топографы – дети, которые хорошо разбираются в картографии, компасах и ориентируются на местности;
• спасатели – дети, которые наиболее развиты физически, они будут переносить пострадавших, и помогать команде проходить все этапы;
• военные, которые смогут защитить отряд в случае угрозы.
Ребята самостоятельно определяются в какой группе они будут. Учитель может рекомендовать.
Игра предполагает следующие этапы.
• Карта. На этом этапе топографы должны определить, где именно (если на улице), в каком кабинете (если в школе) будет проходить следующий этап. Желательно составить карту посложнее, используя топографические знаки — населенных пунктов – классы, водоемов – туалеты, и тд. (если в школе). Населенный пункт – дом, смешанный лес, поле – стадион и тд. (если на улице). Можно добавить описательную часть, например, 10 шагов на северо-запад, при этом следует выдать заранее заготовленный компас, либо приклеить на стены (если в школе), на деревья (если на улице) надписи с какими-то особенностями, которые помогут определить дальнейшее направление.
• Переправа. На этом этапе команда спасателей (если проводится на улице) перекладывает бревна, от одной точки к другой обозначенной точке, по которым должна пройти вся команда, и переставлять стулья (желательно штук 5, так как все участники должны находиться на стульях) (если в помещении). Когда этот этап пройден, команда оказывается на следующей станции.
• Первая помощь. Медикам предлагается оказать первую помощь пострадавшему. Следует выбрать наиболее легкого участника. Определяется вид травмы. Открытый перелом с кровотечением. Необходимо наложить шину из подручных материалов. Дается определённое время.
• Военные. Как только медики выполнили свою задачу, спасатели берут пострадавшего на руки и несут к следующему пункту. (Умение правильно переносить пострадавшего). Здесь встречается лагерь вооруженной банды. В игру вступают военные. Их задача, быстро надеть имеющиеся противогазы (изобразив, что был пущен газ), затем быстро разобрать автоматы. Дается время. Если время не соблюдается, даются штрафные баллы.
• Палатка. Ребятам предлагается поставить палатку, так как по игре уже наступает ночь. Предварительно следует подготовить палатку. Ставят ее спасатели и военные. Дается время. Ночь заканчивается и появляется необходимость убрать палатку. Задача спасателей и военных грамотно уложить палатку обратно. Дается время.
• Поход в лес. Для того, чтобы приготовить покушать, необходимо пойти в лес и набрать грибов и ягод. В лес идут медики, топографы. Даём карточки с грибами и ягодами ядовитыми и съедобными. Необходимо определить, какие из предложенных вариантов можно предложить команде. Топографы в этот момент могут помогать, высказывать свое мнение.
• Путь домой. После того как все задания выполнены, остается последнее – путь домой. Но на пути встречаются опять непредвиденные ситуации: наводнение, ураган, пожар (ситуации даны на карточках) Ваши действия в определённой ситуации.
После проведённых мероприятий все встречаются в классе и обсуждают свои действия.
Рефлексия. Понравилось ли Вам мероприятие? Что вспомнили? Что понравилось? Какие основные темы ОБЖ были заключены в этапах? Ваши впечатления .
Учитель оценивает как коллективную так и индивидуальную работу учащихся, знания, которые были получены во время учебного года. Ребята учатся работать в команде, приобретают навыки коллективной деятельности.
Данное занятие можно проводить как среди старшего, так и среди среднего звена, учитывая тематику пройденного материала.
Литература:
- Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2004.
- Основы безопасности жизнедеятельности: 7-й кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.Н Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. – 5-е изд., испр. - М.: Дрофа,2003.
- Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») / авт.-сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2003.