kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие " Слово и время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка "Слово и время" выполнена в виде экскурсии по воображаемому музею русского языка и предназначена для проведения внеклассного мероприятия по русскому языку в 8-9 или 10-11 классах. Учащиеся познакомятся с историей происхождения слов и фразеологизмов, на конкретных примерах  проследят, как меняется язык.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие " Слово и время"»



СЛОВО И ВРЕМЯ.

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку

Составила: Каюкова Ирина Ивановна, МКОУ « Вихоревская СОШ №1»

Задачи: привитие интереса и любви к родному языку; расширение кругозора учащихся



В игре участвуют 2 команды: класс делится на 2 группы, команды из 2 параллельных классов, возможен состав команд из ребят разных классов, например, 8 – 9 или 10 – 11 вместе.



Ведущий: Времена меняются , и слова меняются в них. Сегодня мы совершим небольшую экскурсию в музей истории слов. Наша первая экспозиция – «Времена, часы, годины».

1 задание.

Задание командам: приведите примеры пословиц, поговорок, в которых упоминалось бы ВРЕМЯ. Жюри присуждает по 1 баллу за пример.

( Делу время-потехе час, время истекло, час пробил и т.д.)

Историк. Выражение БОЙ ЧАСОВ мы связываем только с механическими часами, которые подают сигнал каждый час. Но само выражение гораздо древнее этих часов. Ведь задолго до изобретения их богатые патриции Рима, например, держали особого раба, который отбивал час буквально, т.е. ударял по металлическому гонгу. Понятно, что раб-«ударник» должен был предельно зорко следить за показаниями солнечных или водяных часов, которыми пользовались римляне. За неточность «битого часа» он мог быть осыпан градом ударов, не соизмеримыми ни с каким временем.

Ведущий. Обратим внимание на название экспозиции. А что такое ГОДИНА? ( Если команды не дают ответа или дают неполный ответ, то ведущий поясняет: в настоящее время устаревшее слово година означает длительный промежуток времени( год или несколько лет), наполненный какими-то трагическими событиями; в некоторых диалектах година означает час)

2 задание

Лингвист. В античности существовал миф о всепожирающем божестве Времени. Впрочем, миф о том, что Время поглощает все на своем пути, остается актуальным и до сих пор. Вот один из новейших вариантов этого мифа- шутливый стишок минского профессора Б.Ю. Нормана. С течением времени меняются и слова: какие-то уходят, какие-то приходят в язык, какие-то меняют свои грамматические признаки. В этом стишке поэт-лингвист обыгрывает известные в русской речи колебания некоторых существительных в роде. Мы предлагаем вам найти в стишке ошибки в употреблении рода. Указать нормативный вариант. За каждый правильный ответ 0,5 балла, максимум 8 баллов. ( разбалловку можно и поменять: чтобы удобнее было считать, можно за правильный ответ ставить 1 балл)

Слыхали эту новость?

У нас в шкафу живёт

Тот, кто любую овощъ,

Любой продукт сжуёт.

Он яблок, помидору

И всю картофель съест,

Баранок без разбору

Умнёт в один присест,

Прожорлив, как собака,

Тот, кто живёт в шкафу:

Пропала тюль и тапок

И туфель на меху.

Он съел жилету кунью

И дедовский папах,

Персолем и шампунью,

Который весь пропах.

Так кто ж ту путь проделал

Из шкафа в антресоль?

Мыш ненасытный, где он?

Где он, огромный моль?

Вы скажите: не верим!

Чтоб всё пустить в труху?

Но есть обжора - Время ­

Вот кто живёт в шкафу.


3 задание.



Ведущий. В предыдущем задании мы увидели, как меняется слово с течением времени. Но не остается без изменений и грамматический строй языка. И сейчас мы предлагаем вам перечислить РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, а также ОБЪЯСНИТЬ, ПОЧЕМУ ИХ ТАК НАЗЫВАЮТ и ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЭТИ СЛОВА ЯВЛЯЮТСЯ РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМИ, А НЕ ОТНОСЯТСЯ К КАКОМУ-ЛИБО ИЗ 3 ИМЕЮЩИХСЯ СКЛОНЕНИЙ. ( по 1 баллу за слово, 2 балла – за объяснение, почему РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ, 3 балла – за объяснение, почему эти слова не относятся ни к какому из имеющихся склонений.

Лингвист . Вследствие унификации( т.е. объединения) 6 типов склонения существительных, имевшие место быть в древнерусском языке, трансформировались в 3. Правда, 6-й тип признают не все лингвисты, но 5 было точно. И перечисленные вами слова относились к самостоятельному типу склонения, а после слияния перешли в разряд разносклоняемых.

Историк. В старославянском языке у существительных было не 2 числа, как сейчас, а 3: единственное, двойственное, множественное. Например, слово ЖЕНА изменялось по числам так: ед.ч. ЖЕНА, двойственное число – ЖЕНЫ, множественное – ЖЕНЕ( на конце буква «ять»). Имеются отличия и в названии падежей: нынешний предложный назывался МЕСТНЫМ, существовал также ЗВАТЕЛЬНЫЙ падеж, который использовался для обозначения обращения. Помните у Пушкина: «Чего тебе надобно, старчЕ?» или название молитвы «ОтчЕ наш».

Ведущий. Так что современным школьникам немного легче изучать грамматику, нежели это было несколько веков назад. А наша следующая экспозиция называется «Чем измерить?»

4 задание

И вот вам задание: объяснить значения выражений.

МЕРИТЬ НА СВОЙ АРШИН. А какой длины был аршин? ( 0,71 м)

СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ.

Историк. 1 пядь с кувырком (пядень с кувырком, пядь с кувыркой) ≈ 27—31 см (расстояние между концами большого пальца и указательного пальца с прибавкой двух суставов указательного пальца — «кувырок» выполнялся фиксированием конца указательного пальца на одной точке при измерении и перекладыванием пальца через ноготь на продолжение линии измерения).

1 пядь большая ≈ 22—23 см (расстояние между концами большого пальца и мизинца).

ОТ ГОРШКА ДВА ВЕРШКА

Историк. ВЕРШОК равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,44см. Наименование "Вершок" происходит от слова "верх". В литературе XVII в. встречаются и доли вершка - полвершки и четвертьвершки.

При определении роста человека или животного счёт велся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): если говорилось, что измеряемый был 15 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 15 вершков, т.е. 209 см.

КОСАЯ САЖЕНЬ В ПЛЕЧАХ.

Историк. 1 сажень (косая, или косовая) ≈ 248 см (расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки — человек стоит буквой «Х»).

1 сажень (казённая) = 3 аршина = 7 футов = 12 пядей = 48 вершков = 84 дюйма = 100 соток ≈ 213,36 см.

Расстояние измеряли верстами. 1 верста= 500 саженей=1,06 км. Верстой также назывался столб ,отмечающий расстояние. От высоких верстовых столбов времён Алексея Михайловича происходит выражение «коломенская верста», об очень рослом человеке.

5 задание

Ведущий. А теперь творческое задание. Командам предлагается составить текст « В лавке», используя слова ЗОЛОТНИК, ФУНТ, ОСЬМУШКА( ИЛИ ВОСЬМУШКА), ПУД, ШКАЛИК, ЧЕТУШКА, ШТОФ.

Давайте посмотрим, чего и сколько вы приобрели.

Учащиеся читают составленные миниатюры, но уже переведя старинные меры веса и объема в привычные нам, современные.



Ведущий. Мы подошли к экспозиции «Гардеробная»

Что такое гардероб? А каково происхождение этого слова? (если команды правильно отвечают на 2-й вопрос, им добавляются баллы, если нет ответа- комментарий дает лингвист)

Лингвист. Слово ГАРДЕРОБ заимствовано из французского языка в 18 веке и в дословном переводе означает «хранение платья».

Ведущий. И гардеробы – шкафы для хранения одежды, и слово появились в России в 18 веке. А где же до этого наши предки хранили одежду?( ответ – в сундуках)

Лингвист. Слово сундук происходит от тюркского сындык, что в переводе означает «ящик», в русский язык пришло не позднее 15 века, хотя сами сундуки были у славян издревле. В них хранили не только одежду, ценности, но и использовали их как лавки или даже как место для сна,спали,конечно, НА сундуке, а не В нем.

6 задание.

Ведущий. Задача нашего следующего конкурса: к иллюстрациям с изображением предметов гардероба подобрать подписи. ( командам даются рисунки и слова, которые нужно соотнести с этими рисунками: СЮРТУК, ЦИЛИНДР, КОТЕЛОК, ШЛАФРОК, ЕПАНЧА, ЗИПУН, АРМЯК, ФЕРОНЬЕРКА, КАМЗОЛ.( На усмотрение организаторов конкурса можно взять любые примеры.)

7 задание

2 часть конкурса заключается в исправлении ошибок в тексте. Нужно найти и объяснить, в чем суть допущенных ошибок. Надев на голову кокетливую ридикюль с кружевной жабо, Леокадия Матвеевна повязала бантом тюрнюр, облачилась в кафтан и отправилась на прогулку в парк. Утро было свежее, солнечное. Замечательное утро! Неспешно шагая по аллеям, она любовалась начинающими зеленеть деревьями, слушала веселое пение птиц… Слегка утомившись, Леокадия Матвеевна присела на скамейку, раскрыла канотье, достала книжку. Увлекшись чтением, она и не заметила, как пролетело довольно много времени. Пора было возвращаться домой. Убрав книжку и малахай (веер) в сумку, Леокадия Матвеевна бодрым шагом направилась к дому.

Ведущий. Меняются времена – меняются и профессии. Современные юноши и девушки осваивают, кроме привычных и давно известных профессий юриста, врача, преподавателя, продавца, специальности менеджера в разных сферах, мерчандайзера, программиста и т.д. Экспозиция «Все работы хороши» расскажет нам о профессиях , важных и нужных в прошлом.



8 задание.

Каждой команде предлагается поочередно название профессии, игрокам нужно ответить, чем занимались ее представители в свое время: ЗОЛОТАРЬ, ЛОМОВИК, БУРЛАК, РЕТУШЕР, ЦИРЮЛЬНИК, МАШИНИСТКА, ЦЕЛОВАЛЬНИК, МАРКИТАНТ, ЗОДЧИЙ, ТОЛМАЧ, КОНОВАЛ, ШОРНИК, БОРТНИК, КОРОБЕЙНИК, ЯМЩИК, ГОНЧАР.

Историк. Значение слов с течением времени порой меняется до неузнаваемости. Например, слово ИСТОПНИК означает «работник, топящий печи» и является близким по зачению слову КОЧЕГАР. Но в 12-13 веках истопниками называли ПИРАТОВ ( от слова «топить»,но вовсе не печи, а суда).

Согласно словарю Ожегова, ВЫЖИГА - пройдоха, плут, прижимистый человек. Во времена Екатерины II существовала профессия, люди которой выжигали с мундиров сусальное золото. Делалось это так: одежду клали на большие противни и засовывали в печь. Ткань истлевала, а золото стекало в приготовленные ведра. Сейчас название этой профессии в приложении к человеку приобрело крайне негативный оттенок.

ГОСТЬ. Раньше – это был купец, торговец, преимущественно иностранный. А сейчас – знакомый человек, которого вы принимаете в своём доме.

ДВОРНИК. Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, а сегодня им называют работника, который поддерживает чистоту и порядок во дворе и на улице.

В Древнем Риме – учитель, обучавший детей азам языкознания – грамматик. Учитель чтения – литератор. Раб, сопровождавший детей в школу и из школы, – педагог. А знаете ли вы, что учитель арифметики в Древнем Риме назывался КАЛЬКУЛЯТОР?

В середине XIX века широкое распространение получили арифмометры. Их обслуживали специально подготовленные люди, умевшие быстро и точно считать с помощью этого прибора. И КАЛЬКУЛЯТОРАМИ стали называть таких специалистов.

9 задание.

Ведущий. Наша заключительная экспозиция называется «Из глубины веков». В качестве домашнего задания командам было предложено найти ответы на вопросы, являются ли родственными по происхождению слова ВИСОК и ВИШНЯ, ГРЕБЕНЬ и ЧЕСНОК, ДЕРЕВО и ДОРОГА, БЫК и ПЧЕЛА,ЦЕЛОВАТЬ и ЦЕЛЫЙ, ПЯТКА и ПЯТНО.

Команды представляют свои ответы.

Жюри подводит итоги.

Ведущий. Мир слов богат, полон таинственных загадок и радостных находок для тех, кто пытается глубже постичь историю языка и историю своей страны. Желаем вам удачи и новых открытий.



ПРИЛОЖЕНИЕ.

Ответы на задания.

Задание 2..

Овощ - м. р., яблоко - с. р., помидор - м. р., картофель - м. р., баранка - Ж.р., тюль - м. р., тапка - ж. р., туфля - Ж.р., жилет - М.р., папаха - Ж.р., персоль - ж. р., шампунь - М.р., путь - м. р., мышь - Ж.р., моль - Ж.р., время - с. р.


Задание 3

.Существительные время, племя, пламя, знамя, стремя, вымя, имя, семя, бремя, темя и путь называют разносклоняемыми, потому что в родительном, дательном, предложном падежах они имеют окончания как у существительных 3 склонения, а в творительном падеже – как у существительных 2 склонения. Это связано с тем, что в древнерусском языке у существительных было не 3, а 6 склонений

Задание 4. Мерить на свой аршин – судить по-своему; от горшка два вершка – маленького роста или маленький( по возрасту); косая сажень в плечах - широкоплечий, высокий,крепкий мужчина; семи пядей во лбу - иронично: очень умный.

Задание 5.


ЗОЛОТНИК – 4,266 грамма

ФУНТ – 410 граммов

ОСЬМУШКА( ИЛИ ВОСЬМУШКА) – 50 граммов

ПУД – 16,38 кг

ШКАЛИК – 0,06 литра

ЧЕТУШКА – 0,246 литра( впоследствии слово преобразовалось в «чекушку»,объем которой 0,25 литра,т.е. примерно столько же,сколько и четушка.

ШТОФ – 1,23 литра



Задание 6.

СЮРТУК – мужская двубортная одежда в талию с длинными полами.

ЦИЛИНДР – мужской головной убор, представляющий собой высокую шляпу с плоским верхом.

КОТЕЛОК – европейская мужская шляпа, без полей, .

ШЛАФРОК – длинный просторный домашний халат, подпоясанный обычно поясом с кистями.

ЕПАНЧА – широкий безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин — короткая, безрукавная шубейка

ЗИПУН – русский крестьянский кафтан из грубого толстого сукна, обычно без ворота АРМЯК — верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани (изначально из верблюжьей шерсти). С капюшоном, без пуговиц, застёжек, запахивается ремнём. Напоминает шерстяной, тёплый халат. Носят зимой, в холодное время.

ФЕРОНЬЕРКА — женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб. КАМЗОЛ — мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов надевавшаяся под кафтан.

7 задание.

РИДИКЮЛЬ – дамская сумочка, существительное мужского рода, соответственно кокетлиВОЙ быть не может, только кокелиВЫМ, а раз сумочка, то и надеть ее нельзя. – 2 балла.

ЖАБО кружевНОЕ. Жабо – это пышный воротник с кружевной отделкой, сумочка не может быть украшена жабо. – 2 балла

ТЮРНЮР ( или турнур) – подушечка ,которую дамы привязывали сзади под платье или юбку для придания пышности форм, значит, повязать бантом его нельзя. – 1 балл.

КАФТАН – мужская одежда. – 1 балл

КАНОТЬЕ – соломенная плоская шляпа. Использовать ее вместо сумки никак не получится. – 1 балл.

МАЛАХАЙ – лохматая шапка, а не веер. – 1 балл.

8 задание

ЗОЛОТАРЬ – ассенизатор

ЛОМОВИК – извозчик, перевозивший тяжелый груз

БУРЛАК — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения.

ЦИРЮЛЬНИК – парикмахер, в старину выполнял нек-рые обязанности лекаря: ставил пиявки, проводил кровопускание и т. п.

МАШИНИСТКА – женщина ,работающая на пишущей машинке.

ЦЕЛОВАЛЬНИК – 1. В Древней Руси: должностное лицо по сбору податей и по некоторым судебно-полицейским делам. Когда давали присягу,целовали крест,отсюда и название. 2. В 19 веке - продавец в питейном заведении, кабаке стар..

МАРКИТАНТ - в XVIII—XIX вв.: торговец съестными припасами и напитками при армии. ЗОДЧИЙ – архитектор

ТОЛМАЧ – переводчик

КОНОВАЛ — лекарь, традиционно занимавшийся лечением домашней скотины в русских деревнях

ШОРНИК — специалист по конской упряжи

БОРТНИК - тот, кто занимается бортничеством ( сбором меда лесных пчел)

КОРОБЕЙНИК - в старину: торговец мануфактурой, галантереей, книгами вразнос

ЯМЩИК – возница на почтовых ( ямских) лошадях.

9 задание.

А) ВИСОК и ВИШНЯ . ВИСОК в начале означал висящую прядь волос. От этого же глагола висеть образована ВИШНЯ, т.е. ягода,которая висит

Б) ГРЕБЕНЬ и ЧЕСНОК. ГРЕБЕНЬ – образовано от слова гребти ( грести),т.е. чесать( первоначально «чесать» означало «разделять,отделять», откуда возникли чешуя, чеснок – разделенный на дольки). Древний же глагол гребти дал слова грабить,грабли.

В) ДЕРЕВО и ДОРОГА. ДЕРЕВО родственно глаголу деру,драть и первоначально обозначало то, что «выдирается», от чего расчищается путь, пространство. ДОРОГА сперва озаначала «выдранный»,т.е. расчищенный от деревьев и кустарников путь,участок.

Г) БЫК и ПЧЕЛА — однокоренные. А все потому что когда-то в литературе «пчела» писалась как «бъчела». Название обоих слов произошло от диалектного глагола «бучать», что означало реветь, жужжать…


Д) ЦЕЛОВАТЬ и ЦЕЛЫЙ. Слово ЦЕЛЫЙ первоначально имело значение «здоровый». Отсюда целовать вначале означало «поздравлять», «приветствовать», «желать здоровья». Современное значение утвердилось благодаря славянскому обычаю троекратного целования при встречах,прощании.

Е) ПЯТКА и ПЯТНО. Слово пятка родственно слову пятиться –«ступать назад»; означает заднюю часть ступни. Этого же корня и слово опять – в первоначальном смысле «обратно,назад». Слово пятно образовано от пята, первоначально имея значение «след, отпечаток пяты»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие " Слово и время"

Автор: Каюкова Ирина Ивановна

Дата: 18.02.2016

Номер свидетельства: 294923

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Внеклассное мероприятие по математике "Последний герой" (6 классы)"
    ["seo_title"] => string(72) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_po_matiematikie_posliednii_ghieroi_6_klassy"
    ["file_id"] => string(6) "371559"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1482206434"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Внеклассное мероприятие. «  Встреча  пернатых  друзей» "
    ["seo_title"] => string(57) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-vstriecha-piernatykh-druziei"
    ["file_id"] => string(6) "156752"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421485139"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "внеклассное мероприятие ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ БУМ"
    ["seo_title"] => string(65) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-iestiestvienno-matiematichieskii-bum"
    ["file_id"] => string(6) "308085"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458495823"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Внеклассное мероприятие "Физика в фольклоре" "
    ["seo_title"] => string(48) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-fizika-v-fol-klorie"
    ["file_id"] => string(6) "133877"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416592618"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(92) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-putieshiestviie-po-ekologhichieskoi-tropie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "269633"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450877365"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства