Внеклассное мероприятие по русскому языку
( 2 класс)
Тема: Путешествие в Страну русского языка.
Цели: формировать представления о грамотной, правильной, выразительной, богатой речи; развивать интерес и внимание к речи; воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: на доске картинка леса, Страны русского языка, рюкзачки, карточки с советами, карточки с названием полянок, мячик, диски «Детское караоке» и «Рыжий, рыжий, конопатый», солнышко, тучки, капельки, гриб, пяльцы, игрушка, стул, карточки слов-помощников.
Ход занятия.
I. Орг. момент.
II. Вступительное слово.
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Сегодня мы с вами тоже отправимся в увлекательное путешествие в Страну русского языка. Находится она за этим лесом. (слайд 1.)
Путешествовать будем пешком. Как и в любое странствие возьмём с собой рюкзачки, но положим туда не игрушки и бутерброды, а будем собирать полезные советы, которые помогут нам попасть в Страну русского языка.( слайд 2)
Наденьте рюкзачки. Все готовы?
III. Основная часть.
1. – С каким настроением отправимся в дорогу?
- Давайте каждому дадим частичку хорошего настроения: будем бросать мячик и говорить друг другу хорошее слово.(слайд 3)
(Бросают мячик.)
- Как настроение?
- Вот мы и нашли первое правило: начинай любое дело с хорошим настроением.( слайд 4)
2. – Отправляемся в путь?
- Споём песенку «Вместе весело шагать».( слайд 5)
3. – Перед нами Солнечная полянка. (слайд 6)
(слайд 7)
Только солнышко закрыли маленькие тучки. Тучки можно убрать, если правильно назовёте букву, которая спряталась под тучкой.
Пальто, ягода, собака, язык, ребята, работа, коньки, ветер, деревня, мороз.
- Посмотрите, как засияло солнышко и взошло над нашим лесом. Мы нашли совет: пиши грамотно. (слайд 8)
- Идём дальше.
4. Перед нами Дождливая полянка. (слайд 9)
Чтобы дождик быстрее прошёл, каждая капелька должна упасть на тот слог в слове, куда падает ударение.
Алфавит, звонит, красивее, столяр, магазин, километр, инструмент, понял, поняла, поняли, начал, начала, начали, творог. - Мы получаем совет: правильно ставь ударение в словах.(слайд 10)
5. А если идёт дождь и светит солнце, какой это дождь? Почему? (вырастают грибы)
- У нас тоже вырос после дождя Гриб – боровик, и красив он и велик. Вырос он не просто так, хочет подсказать нам дорогу в Страну русского языка. Для этого надо выполнить его задания.(слайд 11)
( слайд 12)
- Как нужно спросить:
- Кто последний или кто крайний?
-Вы выходите на следующей остановке или
- Вы встаёте на следующей остановке?
- Я надеваю пальто или я одеваю пальто?
- Вы правильно ответили и Гриб – боровик даёт нам следующий совет: говори правильно.( слайд 13)
- А мы идём дальше.
(слайд 14)
6.- Перед нами полянка, на которой живут «вредные слова». Что же это за слова? Сейчас узнаем.
Сценка.
Слова бывают разные,
Бывают неотвязные.
Вот, например, к Володе
Пристало слово «вроде».
Спросите у Володи:
- Ты ученик?
- Да вроде.
Слова бывают разные:
Хорошие, простые,
Слова бывают праздные,
Ненужные, пустые.
- Какое пустое слово было у Володи?
- Почему оно пустое?
- А ещё на этой полянке жили- были девочки.
Сценка.
- Привет, Маша.
- Ну, типа, привет, Саша.
- Привет, девчонки. Вот, давайте будем вышивать.
- Ну, у меня уже новый рисунок есть.
- А ты, в принципе, сама его придумала или из журнала взяла?
- Ну, что-то сама придумала, что-то из журнала взяла.
- Вот, у меня много ниток лишних.
Девочки вышивают.
Выходит мальчик.
- Привет, девчонки.
- Ну, привет.
- Вышиваете?
- В принципе, вышиваем.
- Вышивайте на здоровье, только мне ваш разговор слушать смешно.
- Это, в принципе, почему?
- Ребята, какие слова девочки употребляют чаще всего?
- Эти слова называют слова – паразиты. Они засоряют нашу речь. Она становится некрасивой.
- Как это паразиты, как тараканы что ли?
- Да. От этих слов надо отвыкать. Следите за своей речью.
- Ну, это не просто.
- Вот, так и хочется вставить слово – паразит.
- Ребята, а в вашей речи есть такие слова? Теперь знайте, что эти слова вредные, старайтесь их не употреблять.
Значит, мы нашли новый совет: не употребляй слова-паразиты.(слайд 15)
- Можем отправляться дальше.
7. Перед нами Добрая полянка.( слайд 16)
Здесь даже можно отдохнуть и посмотреть мультфильм. Смотрят «Рыжий, рыжий, конопатый».(слайд 17)
- Приятно ли было мальчику, когда ему дали прозвище?
- Кто ему помог? Как?
- Нет ли среди вас таких озорников, которые дают обидные прозвища?
- Приятно ли было бы вам, если вас назвали обидным словом?
- Смотрите, смотрите, на этой полянке стоит какой-то стул. Но он не простой, а волшебный. Кто на него сядет, о том говорят только хорошее.
- Давайте посадим на него нашего мультипликационного героя и скажем ему добрые слова.
- Кто ещё хочет посидеть на этом стуле?
Какой же совет на этой полянке мы можем получить? Давайте говорить друг другу только хорошие, добрые слова.(слайд 18)
- Идём дальше.
8. - Смотрите, какая красивая полянка!
- На ней живёт сказка. Прочитайте её.
Жадная лиса.
- Здравствуй, лиса! Что ты кушаешь? – спрашивает волк.
- Рыбку, - отвечает лиса.
- Дай мне, лиса, хоть одну попробовать, - просит волк.
А лиса учит:»Ты, волк, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, так сам и наловишь».
- Какие слова в тексте повторяются слишком часто?
- Замени их. Для этого у нас есть слова-помощники. Сестрица, сестричка, рыженькая, серый, братец.
- Прочитай. Нравится ли тебе сказка сейчас?
- Сказки вы любите, а кино любите смотреть? У нас тоже есть ребята, которые любят смотреть кино.
Сценка.
Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание,-
Потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая, я пойму!
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Она им – раз! Они ей – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
- Нет, видно я ещё мала,
Я ничего не поняла.
- Почему девочка ничего не поняла?
Посмотрим «Ералаш» (слайд 19)
Какие советы мы получили? Речь должна быть понятная, красивая.(слайд 20)
IV. Итог.
- Смотрите, смотрите, наш лес закончился. Мы попали в Страну русского языка. (слайд21) Итак, какие же советы мы собрали? (читают) ( слайд 22)
- Дорогие зрители, зная такие правила, смогут ли наши ребята стать жителями этой страны? (Слайд 23)
РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА.
Если вы забыли, как пишется ча-ща; если вы не знаете, как правильно писать чк, чн. И если вы хотите узнать это и многое другое – специально для вас:
Учебник русского языка для 2-го класса. Яркий, красочный, познавательный, доступный как для ребят 2-го класса, так и для их родителей.
У вас ещё нет такого учебника, тогда мы идём к вам.
6. КОНКУРС 5. «НАЙДИ СЛОВО»
Команды получают карты с предложениями, в которых пропущены слова и карточки-вкладыши со словами.
ЗАДАНИЕ : вставить правильно в предложение слово-вкладыш.
( Выигрывает команда, которая быстрее справиться с заданием)
КАРТА 1. КАРТА 2.
Серёжа …. не боится …. Пёс …. поймал ….
Витя …. нарвал букет … Лёва … делал домик для ….
Иванова … возвращалась с … У … в саду выросли …
Кот …бел, как … Мишка … кормил …
Слова: Снежок, снежок, Васильков, васильков, Морозов, морозов, Поля, поля.
Слова: Скворцов, скворцов, Шарик, шарик, Окуньков, окуньков, Розы, розы.
ЗАДАНИЕ: вылови тех рыбок, названия которых обозначают слова, которые нельзя переносить.
Язь, карп, лещ, окунь, карась, линь, сазан, сом.
Задание выполняют по 1 человеку от команды.