Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6-х классов "Биография слов"
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6-х классов "Биография слов"
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Биография слов " целесообразно проводить после изучения темы "Фразеологимы". Мероприятие проводится в форме занимательной викторины. Нельзя изучить язык, не зная фразеологизмов, потому что они очень часто встречаются в нашей речи, делая ее гибкой, яркой, меткой, выразительной. Содержанием нашей викторины будут фразеологизмы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6-х классов "Биография слов" »
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6-х классов
Биография слов
(викторина по фразеологии)
Эпиграф: «Биографию имеют не только люди, но и слова».
Открывает викторину ведущий.
Ведущий: В нашем языке, как и в других, есть немало спаянных словосочетаний, образующих единое целое и употребляемых, как правило, в переносном смысле, выражений образных, эмоциональных. Такие неразложимые сочетания мы называем фразеологизмами. Нельзя изучить язык, не зная фразеологизмов, потому что они очень часто встречаются в нашей речи, делая ее гибкой, яркой, меткой, выразительной. Содержанием нашей викторины будут фразеологизмы.
Вам понадобятся бумага и ручка. На некоторые задания отвечать устно, после 30 секунд подготовки. Ответы должны быть подписаны, иначе мы не узнаем победителей. После ответа на последний вопрос все материалы сдаются в жюри, которое и определит победителей. Все готовы? Начинаем.
Вопросы и задания:
Откуда пришли такие выражения, как телячий восторг, проглотить пилюлю, играть роль, привести к одному знаменателю, тяжелая артиллерия, по щучьему велению, а воз и ныне там. (За каждый хороший ответ - 2 очка)
Ответы: из сельскохозяйственной жизни, из врачебной практики, из театральной жизни, из математики, из военной жизни, из сказок, из басни Крылова «Лебедь, рак и щука».
Назвать 5 фразеологизмов, пришедших из сказок. (За каждый пример по 1 очку)
Ответы: По щучьему велению, битый небитого везет, за тридевять земель, сказка про белого бычка, рожки да ножки.
Назвать 5 «крылатых слов» из басен Крылова. (2 очка за пример)
Ответы: А ларчик просто открывался; Услужливый дурак опаснее врага; А воз и ныне там; Слона-то я и не приметил; А Васька слушает да ест.
Указать названия литературных произведений, ставших крылатыми. (2 очка за название)
Ответы: «Демьянова уха», «Кукушка и петух», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Последний из могикан», «Горе от ума», «Человек в футляре» «Хамелеон».
Объяснить смысл выражений: поставить точку над I; Прометеев огонь, семь чудес света. (За каждый правильный и полный ответ по 5 очков)
Ответы: Поставить точку над i- закончить, завершить какое-нибудь дело, выяснить и раскрыть все до конца; уточнить, не оставив ничего недосказанным.Такое выражение появилось потому, что в русской азбуке употреблялось так называемое десятиричное и
( i ), или и с точкой (такая буква есть и в латинском алфавите). Буква i была отменена у нас реформой русской орфографии в 1918 году.
Прометеев огонь. Так говорят о страстном, неугасающем стремлении в творчеству, к борьбе за возвышенные цели. Прометей - сын Титана Япета и Климеты, брат Атласа и Эпиметея и отец Девкалиона. Ловкий, энергичный и умный, он защищал от Юпитера обиженных смертных и спас их от погибели. Он похитил с неба огонь у Юпитера и научил людей пользоваться им. За это Юпитер послал людям «Ящик Пандоры», наполненный всеми бедствиями земными, а Прометея он велел Вулкану (Гефесту) приковать цепями к скале, где орел выклевывал у него ежедневно печень.
Семь чудес света - так говорят о чем-либо удивительном, редкостном, необычайном, выдающемся. Так назывались в древности семь замечательных сооружений, отличающихся или роскошью, или грандиозностью и художественным исполнением, даже и развалины их поныне вызывают удивление. К ним причисляют: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в городе Эфесе, изваяние Зевса работы Фидия в Олимпии, Мавзолей, воздвигнутый царю Мавзолу его женой Артимизией в Галикарнассе, гигантская статуя Колосс Родосский и маяк на острове Фарос в Александрии.
Подобрать синонимы к следующим выражениям:
сесть в калошу - потерпеть неудачу, оказаться в смешном положении;
ломать голову - решать трудный вопрос;
хватать на лету - быстро;
без сучка, без задоринки - хорошо
(За каждый синоним по очку)
Дописать фразеологизмы: дрожит (как осиновый лист); надулся (как мышь на крупу); кататься (как сыр в масле); путеводная (звезда); вариться (в собственном соку); втирать (очки); кривить (душой); первая (ласточка); мокрая (курица); стреляный (воробей); умирающий (лебедь); белая (ворона); кануть (в Лету); скрепя (сердце); до мозга (костей); ни к селу (ни к городу); закадычный (друг); угрызения (совести). (1 очко за ответ).
Вопросы по занимательной грамматике
1. Какое новое значение приобрело в 20-м веке слово спутник? (Снаряд, запускаемый в Космос с исследовательскими целями..)
2. Какая игла не тонет в море? (Игла-рыба)
3. Какую строчку не может прочесть ни один человек? (Строчку, прошитую портным)
4. Замените одним словом: надуть губы (рассердиться), клевать носом (дремать)