«К 130-летию поэта-писателя Миржакипа Дулатова (1885-1935)» внеклассное мероприятие в 9 классах.
Задачи: познакомить с жизнью и деятельностью М. Дулатова.
С историей партии Алаш, её лидерами-единомышленниками Дулатова.
С общественной идеей в начале ХХ века в Казахстане.
Формировать чувство патриотизма у учащихся.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: интерактивная доска, презентация о Дулатове, сообщения учащихся о поэте,
Ход мероприятия.
Учитель: Дорогие друзья! Сегодня мы познакомимся с выдающимся поэтом, писателем и значительной личностью ХХ века Миржакипом Дулатовым.
Показ слайда 1, 2:.ученик 1 представление темы. Миржакип Дулатов – поэт, писатель, публицист, педагог, общественный деятель, один из крупных представителей казахской культуры и литературы начала XX века. Родился в 1885 г. в Жангильдинском районе Тургайской области.
Показ слайда 3: ученик 2 сообщение о детстве и юности М. Дулатова:
Мальчик рано лишился матери Демеш, она умерла, когда ему было всего два года, а отец Дулат умер, когда мальчику было 12 лет. Миржакип закончил начальную школу в ауле и сумел в 1897 году поступить в русско-казахское педагогическое училище, которое закончил в 1902 году, став сельским учителем. Им был создан первый в истории народа фонд помощи голодающим.
Показ слайда 4: ученик 3 биография
В 1904 году произошло событие, изменившее всю его жизнь. В Каркаралы он встретился с Ахметом Байтурсыновым и Алиханом Букейхановым. Под влиянием этих двух лидеров нарождающегося казахского реформистского национального движения он приобрёл антиколониальное мировоззрение. Политическое кредо Дулатова четко определилось, когда он в 1909 году выпустил свой первый поэтический сборник «Оян, казак!» (Проснись, казах!) под псевдонимом Аргын. Книжка была немедленно конфискована. Он сумел переиздать её в 1911 году и вернулся в Тургай.
Показ слайда 5 : (фото лидеров Алаш.) Ученик 4.
Летом, в июле 1917 года Миржакип Дулатов становится одним из организаторов Первого Всекиргизского съезда в Оренбурге, где фактически оформляется первая казахская политическая партия «Алаш». После провозглашения в 1917 г Киргизской (Казахской) автономии, которую видят в будущей федеративной России под управлением меньшевиков, Дулатов становится членом правительства «Алаш-Орда» вместе с его руководителями Букейхановым и Байтурсыновым. Вплоть до мая 1919 года «Алаш-Орда» пыталась вести переговоры как с красными, так и с белыми. Но её не признавали ни те, ни другие. Верховный правитель России адмирал Колчак отказался от переговоров, а пришедшие к власти большевики упразднили Автономию «Алаш-Орды» в феврале 1920 года. Её лидеры были амнистированы, и, хотя вошли в местные органы управления, постоянно находились под наблюдением НКВД.
Дулатов вернулся к издательской и педагогической деятельности и с 1922 по 1928 год жил в Оренбурге. В 1928 году Миржакип резко выступил против отмены арабского алфавита, считая языковую реформу средством разорвать связи народа с письменной историей народа, которая положит начало потере родного языка, отчуждению народа от собственной истории и всячески старался отстоять права казахского языка и религии. Будущее показало, что он был прав, но 29 декабря 1928 года Дулатова арестовали органы НКВД по обвинению в казахском национализме.
Ему дали расстрел, но потом заменили на 10 лет лагерей. Скончался М. Дулатов в лазарете Соловецкого лагеря 5 октября 1935 года.
Показ слайда 6: ученик 5 «Проснись, казах!»
Основными художественными трудами М.Дулатова являются роман "Несчастная Жамал", поэтические сборники "Проснись, казах!" и "Азамат".
Сборник «Проснись, казах!» открывается обращением поэта к самому себе. Глубоки, широки зрелые раздумья, размышления лирического героя, который чувствует в себе слитность с родной землёй, своим народом и готовность быть полезным ему.
Одновременно Дулатов становится одним из лидеров казахского реформизма и национально-освободительного движения. Из-за своих публикаций он попадает под наблюдение полиции и в поле зрения царской охранки. Попав в чёрный список, он долго не может устроиться на работу в городе. А в 1911 году арестован в Семипалатинске и проводит полтора года в заключении.
После освобождения, М. Дулатов начинает регулярно печататься в журнале «Айкап» и газете «Казах», которую он основал с А. Байтурсыновым, тоже недавно вышедшим из семипалатинской тюрьмы, и А.Букейхановым в 1913 году, пока она не была закрыта осенью 1917 года правительством Керенского. В своих поэмах и статьях он критикует социально-экономическое и политическое положение казахского народа под гнетом имперской администрации. В 1913 году он публикует патриотическую поэму «Азамат» (Гражданин).
Стихи М.Дулатова охватывают почти все стороны казахской действительности начала XX века, это как бы своеобразная поэтическая панорама жизни казахов и в прошлом, и в настоящем. Неслучайно несколько стихов ("Прежняя жизнь казахов", "Казахская земля", "Тоска", "Грусть", "Мечта") посвящены описанию жизни казахов в прошлом - со множеством эпизодов, граней быта, нравов, традиций вплоть до национальных игр, социального устройства. Переход на оседлый образ жизни, протест против царской власти, по воле которой на древние казахские земли "двигаются полчища переселенцев, в аулах беззаконие и произвол" - все это составляет содержание стихотворений М.Дулатова.
Заблудившийся в темноте бедный казах, Луна не светит, солнце не взошло, зари нет. В туман вошел наш народ. в спячке, в капкане.
Пробуждение национального самосознания, приведение в движение сил общества он считал залогом прогресса. Он обращается: "Молодежь, будь народу главой" ("К молодежи"), "Объединившись, казахская интеллигенция должна принести пользу народу" ("Проснись, казах!"). М.Дулатовым владеет идея просвещения. Как и прежние просветители, он считал, что путем пробуждения национального самосознания, развития просвещения, культуры и науки, что, овладев национальными и мировыми ценностями, можно изменить общественную жизнь, социальное устройство. В таком ключе написан и поэтический сборник "Азамат".
Показ слайда 7: ученик 6 обложка «Бакытсыз Жамал»:
В 1910 году Миржакип опубликовал свою дебютную повесть «Бакытсыз Жамал» (Несчастная Жамал). История угнетенной казахской женщины стала первым произведением прозы в современной казахской литературе
Сюжетная канва романа "Несчастная Жамал" такова: у Сарсенбая долго не было детей - наследников. Вторично жениться он долго не решается из-за нежной любви и глубокого уважения к гордой, милой жене Калампыр. Конец его колебаниям положил случай. В гостях в соседнем ауле его обозвали шутя "ку басом" (буквально "голый череп" - оскорбительное слово для бездетных). Обиженный и опечаленный Сарсенбай твердо решил жениться вторично. Получив согласие родственников, влиятельных людей своего аула, жены Калампыр, он берет в жены четырнадцатилетнюю Шолпан, которая рожает ему дочь Жамал.
В романе подробно описывается воспитание Жамал, нежность родителей, детские и юношеские годы умной и красивой девушки. У казахов есть национальный обычай - в детстве и отрочестве дочь балуют, она свободна от строгих запретов, считается гостьей в отчем доме.
Но вскоре в ее судьбу вмешивается злая сила. Богатый и влиятельный бай волости Байжан хочет женить глуповатого сына на этой умной девушке. Узнав о том, что у Сарсенбая растет необыкновенная дочь, посылает к нему сватов. Отец Жамал соглашается.
Жамал понимает, что жених Жуман ей не пара. Вся ее горечь, боль, муки разочарования - в отце, в том лабиринте сложных взаимоотношений, которые заставили его быть в зависимости от власти. Ее переживания заключены в стихах, которые она тайком сочиняет и бережно хранит в сундуке. Случайно открыв ее сундук, мать находит стихи, в которых дочь оплакивает свою несчастную судьбу. Мать, сочувствуя ей, упрекает мужа в том, что тот из-за выгоды решился выдать дочь за нелюбимого, за дурачка. В ответ Сарсенбай говорит, что "Байжан сумеет расправиться с нами, если мы вздумаем выдать ее за другого, он ведь силен и влиятелен, теперь поздно, значит, такова была ее судьба".
Неожиданный поворот событий на вечернике -встреча Жамал с молодым человеком, красавцем по имени Гали, приехавшим из города погостить в соседнем ауле у родителей и родственников. Они полюбили друг друга. Гали полон решимости избавить девушку от немилого жениха и увезти в город. После долгих колебаний Жамал соглашается, и ночью Гали при помощи товарищей и матери девушки увозит Жамал в город к знакомым, которые принимают беглецов с радушием и теплотой, затем помогают им перебраться в более безопасное место, в другую волость, где проживали дальние родственники Гали.
Показ слайда8: ученик 7 марка к юбилею
Имя и творчество М. Дулатова долго было запрещено. Лишь 4 ноября 1988 года был реабилитирован. Его дочь Гульнар, врач по профессии, много сделала для сохранения литературного наследия отца и его реабилитации.
В 1991 году было издано собрание сочинений Мыржакипа Дулатова, включающие в себя стихи, прозаические произведения, журнально-газетные статьи. Его именем названы школы, улицы. Народ помнит творчество М. Дулатова, чтит его память. В 2010 году была выпущена почтовая марка с его портретом.