Ведущий. На русском языке говорят многие народы, населяющие нашу Великую Россию. Каждый должен хорошо знать русский язык. Он помогает дружить и жить в мире всем людям. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык изучают во многих странах мира.
Л.Н.Толстой писал:«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью». (Слайд 2)
Ученик. Спросят меня: что похоже на море? Савостин К Русский язык – не замедлю с ответом. Он, словно море, согреет зимою, Свежесть подарит засушливым летом.
Воды его, разливаясь без края, Лиза Блещут немеркнущим солнечным светом, К людям хорошим в далекие страны Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык – безграничное море. Карина
В дали морской всё ищу я улова!
Выловил ключ, открывающий радость:
Этим ключом было русское слово!
Русский язык, словно горы и воздух, Куриленко К Словно огни городов и селений. Русский язык - для детей и для взрослых! Добрый язык! И для всех поколений!..
Ведущий. На уроках русского языка мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Русский писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет».
Ученик. Много слов на земле. Настя
Есть дневные слова – В них весеннего неба сквозит синева. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти, Ангелина Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить... Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Ведущий. Много слов в русском языке. Многие ученые-языковеды говорят, что около миллиона. “Для всего, что существует в природе... в русском языке есть великое множество хороших слов и названий”, - говорил Паустовский.
Ученик. Дорожите родным, милым словом: Захар
Многоликим большим языком!
Нашей жизни он – первооснова,
Всем народам планеты знаком!
Берегите его от цветистых Саша
Иностранных и чуждых нам слов,
Чтоб поток от наречий ручьистых -
Не затмил родника родников!
В нём черпайте живящую силу: Варя
Русских говоров, песен, стихов...
Всё, что дорого сердцу,
Чтоб слилось в языке,
Как основе основ !
Ведущий. Делу время – потехе час. Давайте посмотрим, что вы знаете и умеете. Готовы ли вы показать свои знания?
Как вы думаете, чему будет посвящена наша игра?
Представление команд
- название « Алфавит», «Умники»
- девиз
- капитан
-Ребята вспомните правила работы в группе……
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
- Ну а наши болельщики, будут своими ответами, помогать своим командам зарабатывать баллы. По окончании игры мы подсчитаем количество жетонов и добавим 2 балла команде.
Первое задание.«Переделай слова»(Слайд 3)
Ребята! Словно лиса пушистым хвостом вильнула, буквы переставила .К одним словам добавила от других отмела. Недаром в народе говорят: «Хвостом виляет, все следы заметает».
Задание для 1 команды:
Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Вот так: горсть – гость.
(Всласть, краска, склон, тепло, крот, прополка)
Задание для 2 команды:
Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот так: роза – гроза.
(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар)
Игра со зрителями
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла буква-озорница
Очень странные дела начали твориться.
-Угадайте, какое слово изменила заблудившаяся буква?
Я читаю, слушайте внимательно, кто понимает, какое слово изменила заблудившаяся буква, тот поднимает руку. Кто первый правильно ответит, тот получит жетон. В конце игры мы узнаем победителя.
Слушайте меня внимательно!
1. Жучка будку (булку) не доела
Неохота надоело.
2. На остров налетел ураган
На пальме остался последний баран (банан).
3. У вратаря большой улов,
Влетело в сетку 5 волов (голов).
4. Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
5. Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
6. На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
7. Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.
8. Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными усами.
9. Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб (зуб).
10. Закричал охотник «Ой,
Двери (звери) гонятся за мной!»
11. Забодал меня котёл (козёл),
На него я очень зол.
12. Тащит мышка в норку
Огромную хлебную горку (корку).
( взаимопроверка по слайду)
Ведущий. Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать
Второе задание. «Загадки с подсказкой»
- Вам необходимо будет не только отгадать загадки, но и записать их согласно орфографическим нормам. (Выдать белые листы бумаги, фломастеры)
Может плавать целый день
В ледяной воде … тюлень
2. Среди зверей слывет царем,
Его зовут бесстрашным … львом
Вместо шерстки – иглы сплошь,
Враг мышей – колючий …. еж
По реке плывет бревно –
Ох, зловещее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит … крокодил
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним всегда, не зная страха,
Гуляет … черепаха
На носу зверь носит рог
И зовется … носорог
Третье задание. «Буква потерялась» (Слайд 4)
Из слов убежала буква. Найдите беглянку и поставьте на место, чтобы получились слова.
1. кт, крт, стл, кн, плт, стн -О
3. мл, тсто, пнь, плн, нот, лбдь -е
Игра со зрителями
Ребята, вам необходимо отгадать загадку, поставить правильно ударение в словах-отгадках, определить количество слогов в слове-отгадке
На бахче у нас растёт, Как разрежешь – сок течёт. Свеж и сладок он на вкус, Называется… (арбуз).
Эту зелень ты не тронь: Жжётся больно, как огонь Неприятна, некрасива, Называется… (крапива)
Ежедневно В шесть утра, Я трещу: – Вставать пора! (Будильник)
Всегда шагаем мы вдвоём, Похожие, как братья. Мы за обедом – под столом, А ночью – под кроватью. (Ботинки)
Через поле и лесок Подаётся голосок. Он бежит по проводам – Скажешь здесь, А слышат там. (Телефон)
Не смотрел в окошко – Был один Антошка, Посмотрел в окошко – Там второй Антошка! Что это за окошко, Куда смотрел Антошка? (Зеркало)
( взаимопроверка)
А теперь немного отдохнём, а заодно вспомним, как правильно ставить ударение в некоторых словах.
(Показывать слово с правильно поставленным ударением)
Свёкла плакать начала, Вероника
До корней намокла:
-Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свёкла.
Сперва их на кусочки режьте. Василиса
А следом – открывайте рты
И с наслажденьем торты ешьте!
Ошибкой будет, есть торты.
Отлетела от костра Андрей
И погасла быстро-
Коль не верно, то искра,
Если верно – искра.
Мой сосед-незнайка стонет- Юля
Телефон его не звонит.
Аппарат – хитрец молчит,
Ждёт, когда кто позвонит.
Ведущий. Что одному не под силу, то легко коллективу. Необходимо вспомнить пословицы русского языка по опорным словам.
( для всех)
Задание четвёртое. «Угадай пословицу» (Слайд 5)
Дело – мастер
Труд – лень
Свет – тьма
Учиться- пригодиться
Ведущий. Богато народное творчество на пословицы. А, скажите, какое слово, что ясный день? (умное, доброе, ласковое) - А какую дружбу и топором не разрубишь? (крепкую, прочную).
Ведущий. Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.
Задание пятое. «Буква заблудилась» (Слайд 6)
Мабуга, кута, куавб, лобь, кзыя, ловос.
(бумага,утка, буква,боль,язык,слово)
Игра со зрителями
Ведущий. В русском языке много слов с противоположным значением. Кто помнит, как называются эти слова? - антонимы
Вася птичкам сыплет крошки
Жору все боятся кошки-
Он гоняет их метлой
Вася добрый, Жора - злой.
Грустный клоун громко плачет,
А …весёлый клоун скачет.
Хочет подвиг совершить,
Хочет рёву рассмешить.
Разворчался старый дед:
«Доживёшь вот до ста лет».
Внук ответил: «Никогда!
Буды молодым всегда!»
Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был бы как Степан здоровый.
Нынче пасмурный день был,
Глеб зонт взял, а лев забыл.
Дождь пролился неплохой.
Лев – весь мокрый, Глеб – сухой.
Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.
(взаимопроверка)
Ведущий. Воля и труд дивные всходы дают.
Ведущий. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык. Всего вам доброго!