Тема Турнир знатоков русского языка и литературы.
Цель 1. Расширить кругозор учащихся,проверить знания по русскому языку и литературе
2. Развитие внимания,быстроты мышления,умения работать в команде,творческих
способностей.
3.Воспитание познавательного интереса к русскому языку,чувства коллективизма,
дружбы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1.Приветствие.
Мы приветствуем учеников,учителей,гостей.
2.Вступительное слово учителя.
Именно язык является важнейшим средством человеческого общения . В мире существует около 2000 языков.На территории Казахстана действуют и развиваются языки многих народов ,населяющих нашу Республику.
На протяжении всего 20 века русский язык был связующей нитью между народами. Русский язык является одним из мировых языков. Прекрасные слова о русском языке сказал И. Тургенев
«Берегите наш язык,наш прекрасный русский язык». Но что значит беречь ? Да,беречь –грамотно
писать и правильно говорить. Но далеко не прост русский язык,и на сегодняшней встрече
вы еще раз проверите свои знания по русскому языку и литературе.
Приветствие команд.
1 тур. Эрудит.
1 Команда
1) Ц…ркуль
2) (Не)хороший
3)Доч…
4) Восемнадцать (где пишем ь )
5)Кто сказал : «Но я другому отдана и буду век ему верна»
6)Синоним к слову ДРУГ.
7) Убийца Пушкина.
8)склонение слова школа.
2 Команда
1) Ш…лк
2) Помощ…
3) (Не)дорогой
4) Кто сказал и в каком произведении: «К нам едет ревизор»?
5)Разряд прилагательного ВКУСНЫЙ
6)Кто (то)
7)За что Лермонтов был сослан на Кавказ?
8)Какого рода слово неряха?
3 Команда
1) Мыш…
2)Антоним к слову ВЫСОКИЙ
3)Ярко (красный)
4) Разряд прилагательного ПШЕНИЧНЫЙ ХЛЕБ
5) Кто сказал : «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни. Глупец я или злодей,
Не знаю,но я тоже достоин сожаления.»
6)Немц…
7) С кем на дуэли стрелялся Онегин?
8) Существительные бывают собственные и …
2 Тур. Узнай героя.
1 Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива.
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
2)Рожа у него была самая разбойничья,маленький, сухой. Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре.
3) Острижен по последней моде
Как денди лондонский одет,
Он по-французски совершенно мог изъясняться и писать
3 Тур.
Определить значение фразеологизмов.
1. Кожа да кости, заячья душа, в двух словах, держать язык за зубами, бить баклуши, водить за нос, остаться с носом.
2.делать из мухи слона,сломя голову, душа ушла в пятки, в час по чайной ложке, пальчики оближешь, куры не клюют,мозолить глаза.
3)обвести вокруг пальцев, губы надул, жить рукой подать, с минуты на минуту, как две капли воды, выйти из себя, встать с левой ноги,
4 ТУР
Заменить заимствованное слово русским
1 команда.
Финал ( завершение)
Шеф (начальник)
Миссия (задание)
Дебаты (спор)
Пресса (печать)
2 команда.
Премия (награда)
Дефицит (недостаток)
Трасса (путь)
Контракт (договор)
Дефект (недостаток)
3 команда
Дилемма (выбор)
Гигантский (огромный)
Резерв (запас)
Дебют (первое выступление)
Корректировать (исправлять)
А сейчас музыкальная пауза. Русский и казахский народ дружат с давних времен. Великого казахского писателя Абая Кунанбаева заинтересовала русская литература. Он перевел Лермонтова, Крылова и, конечно, Пушкина. Послушайте «Письмо Татьяны» на казахском языке.
5 ТУР
Творческий. Сценки по басням Крылова.
1 команда «Ворона и лисица».
2 команда «Вельможа и философ».
3 команда «Квартет».
6 тур.
Кто больше?
Со словом «транспорт» составить как можно больше слов.
7 тур
1 команда
«Ужасно есть хочется. Там немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит, нет,черт возьми, не проходит. Всего каких –нибудь четверть часа, а пехотный капитан все обобрал. Какой скверный городишко. В лавках ничего не дают в долг. Это подло».
- Что за произведение? Кто автор? Чьи слова ? И как он решит свои проблемы?
2 команда.
«Два дня спустя он попросил у отца адский камень.
-На что он тебе?
-Нужно ранку прижечь.
-Кому?
-Себе.
-Как себе? Зачем же это? Какая это ранка? Где она?
Василий Иванович побледнел и ни слова не говоря бросился в кабинет за адским камнем.
-Ради бога, позволь мне обработать».
-Что за произведение? Кто автор? О ком говорится? Что с ним было дальше?
3 команда.
«Послушай, видишь, я на все решаюсь. Хочешь, я украду для тебя сестру? Как она пляшет. Как поет. Не бывало такой жены и у турецкого падишаха. Неужели она не стоит твоего скакуна.Отдай мне свою лошадь, и я сделаю все,что ты хочешь».
-Что за произведение? Кто автор? Чем закончилось.
8 тур Знание пословиц.
1.Русские говорят: «Яйца курицу не учат»,а что говорят казахи?
2.Русские говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает»,а что говорят казахи
3.Русские говорят: «Слово-серебро,молчание-золото», а что говорят казахи?
Вопрос зрителям
Жалгыз жалау жалтылдап,
Туманды те?із ?рінде
Жат жерде ж?р не ты?дап
Несі бар ту?ан жерінде
Кто автор? Чей перевод? Расскажите на русском.
Вот закончился наш конкурс. Подведем итоги.
Я хочу,чтобы вы постоянно работали над языком. Ведь слово-это могучее оружие,и в умелых руках он может творить чудеса.