Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну русского языка и литературы».»
МКОУ «Кулецминская СОШ»
Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну русского языка и литературы».
Класс: 7
Учитель: Гаджиева Р. М.
Цель игры: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 7 класса. Задачи: • развивать познавательный и творческий интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла, эстетическое восприятие окружающей действительности; • расширять кругозор учащихся; • воспитывать чувство коллективизма. Оформление:
• компьютер • мультимедийная презентация • музыкальное сопровождение • ручки и листочки Ход мероприятия Класс делится на две группы по 8-10 человек. Каждая группа выбирает капитана и по 1 человеку в жюри (можно пригласить старшеклассников для этой роли). Ведущими тоже могут быть учащиеся старших классов. Задания для конкурсов несложные, потому что главное – чтобы все ученики класса были задействованы и всем было интересно. Игра предполагает два домашних задания, которые дети готовят заранее в своих группах. Также заранее совместно с родительским комитетом готовятся призы, но так, чтобы все без исключения ребята были награждены (это могут быть оригинальные медали или необычные дипломы, фотографии с дарственной надписью и др.) Слово учителя (ведущего): Здравствуйте, ребята и гости нашей игры. Мы собрались сегодня в этом классе, чтобы провести внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем. В конце нашего мероприятия вы должны будете назвать краткое народное изречение с назидательным смыслом, отражающее путь к источнику знаний. Психологический настрой учащихся на игру. Ученикам предлагается по картинкам «Солнышко», «Тучка» определить свое настроение.Учащиеся кладут на стол выбранную ими картинку. Учитель продолжает:
Я такой, какой я есть. Я могу быть большим И могу быть маленьким, Могу стать толстеньким и худеньким, Но это неважно, Потому что я такой, какой я есть И это здорово!
1. Представление команд. (Название, девиз.) Например: «Веселые грамотеи», «Внуки Ломоносова». (3-5 баллов) 2. Разминка (по 10 вопросов каждой команде). За каждый правильный ответ - 1 балл Вопросы для первой команды Угадайте слово по шутливой характеристике • Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Это… ( уши). • Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это? (вода). Вопросы-шутки • Что находится между школой и садиком? (и). • Чем кончается все? (Е) • Чего нет ни в капусте, ни в свекле, ни в реке, но есть в помидорах и в огурцах? (буква О). • Какую часть слова можно в земле найти? (корень) Вопросы из уроков русского языка и литературы • Антоним к слову белый? (черный) • Жанр произведения «Илья Муромец и Микула Селянинович»? (былина) • Сколько в русском языке глаголов-исключений II спряжения? (11) • Что изучается в разделе «Фонетика»? (звуки речи)
Вопросы второй команде
Угадайте слово по шутливой характеристике • Он голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез… (ветер). • Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (язык). Вопросы-шутки • Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон) • Какие корни не нужны растению? (Корни слов и математические). • Кто сколько бы не ел, сыт не бывает? (огонь) • Сколько полос на тельняшке? (две: белая и голубая) Вопросы из уроков русского языка и литературы • Антоним к слову холодный? (горячий) • Жанр произведения И.С.Крылова «Свинья под Дубом»? (басня) • Сколько падежей в русском языке? (6) • Что изучается в разделе «Морфология»? (части речи) • 3.Задание командам: «Глаголы играют в прятки». Найдите 10 спрятанных глаголов (они расположены в клеточках по вертикали и по горизонтали). Выпишите их, укажите спряжение. Учитывается быстрота и правильность ответа. (за каждый глагол – 1 балл; команде, первой справившейся с заданием, добавляется 2 балла за скорость).
К М Л О В И Т Ь Л Р М Й П Е Р Е Х О Д И Т Ь К О Т С Р А Г А П А Н О М Е И Т З П Р И С О Н П Т Д Е Й Р И С М С Й К Ь Е Т О Л Т Н Д Т И Е С Т Ь Т Н Ь П Т О П Е Т Ь Р И О Д Ю О Я Н Й Н О Т Д Ш М В Я Т Ш К А Н А О П Л Ы Т Ь
(Ответы: по горизонтали: ловить, переходить, есть, плыть, петь; по вертикали: лететь, спать, вертеть, дарить, стоять). 4. Новые слова. Задания командам: К словам левого столбика подберите слова из правого, образуя новые слова. (Учитывается быстрота и правильность, за каждое слово – 1 балл)
ВОЛ РАК ПРИЗ ОВОД ВИНО РИС СЕНО ОКНО САД ГРАД КИПА ВАЛ (Волокно, призвал, виноград, сеновал, садовод, кипарис).
5. Конкурс капитанов «Ума палата» 1 Самый известный толковый словарь русского языка, созданный в XIX веке. Его автор – талантливый человек: он служил морским офицером, врачом, чиновником, не был филологом по образованию, но стал им по призванию. Словарь включает в себя более 200 тысяч слов и 30000 пословиц, поговорок и загадок. Назовите имя составителя «толкового словаря живого великорусского языка». (Владимир Иванович Даль. Над созданием словаря он работал 50 лет.) 2 Кто был создателем первого русского алфавита? (Греческие миссионеры, просветители славян Кирилл и Мефодий). 6. Домашнее задание № 1. Исполнение командами частушек на школьную тему. (За каждую частушку – 1 балл. Учитывается авторство и исполнение – плюс 1-3 балла).
Например: Мы немножко пошумели, В окнах стекла зазвенели. Мы сказали: « Тишина!» В школе треснула стена.
Дал списать я на контрольной Все задачки Колечке. И теперь у нас в тетрадках У обоих двоечки!
По-геройски Лена с ленью Воевала целый день. Но, к большому сожаленью, Победила Лену лень! 7.Задание командам «Десять птиц» Вспомните десять птиц, в названиях которых по две буквы О, а в одном из них даже три О. Запишите их. (За каждое слово – 1 балл. Команде, первой справившейся с заданием, добавляется 2 балла).
- О - О - - О - О - - - О - О - - - О - О - - - - О - О - - - - О - О - - - - - - О - О - - - - - - О - О - - - - - - - - - О - О - - - - - - О - О - О -
(Ответ: сокол, сорока, ворона, соловей, воробей, коростель, поползень, коноплянка, мухоловка, жаворонок.) 8. «Отгадайте загадки» ( За каждую отгадку-1 балл). Для первой команды:
1 Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колеса) 2 Какой год продолжается всего один день? ( Новый год) 3 Сколько отверстий в голове? (7) 4 Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно) Для 2 команды:
1 Шли рядком: сын с отцом, да дед с внуком. Сколько их? (3) 2 Какие два местоимения мешают транспорту? (Ямы) 3 Без рук , без ног, а везде бывает. (Письмо) 4 Черные кривые, от рождения немые, станут в ряд – сразу заговорят. (Буквы) 9. «В редакции» Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их. (За правильное построение предложения – 1 балл). 1 команда
1 Дедушка присел на пенек, собиравший грибы. 2 Пастух увидел наш костер, заночевавший в горах. 3 Подгоняемая лодка волнами неслась по реке. 2 команда
1 Самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы. 2 Вернувшись домой, пошел дождь. 3 Подъезжая к дому, залаяли собаки. 10. «Рифма К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше слов – рифм. Все помнят, что такое рифма? Например, к слову "морковь” - кровь, любовь; "мне” - на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайте на листочках, вот слова: 1 команда: крышка, дедушка 2 команда: знак, цветок Предполагаемые рифмы: Мышка, малышка, мишка, мартышка. Хлебушка, воробышка, подушка, мормышка. Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок, носок. - Теперь я снова читаю слова, вы поочереди называете рифмы. Победит тот, кто, справился с заданием. 11 «Шерлок Холмс, мсье Пуаро, лейтенант Коломбо и другие…» По описанию портрета литературного персонажа назовите этого героя, а также произведение, в котором он фигурирует, и автора.
1 команда
1 Ходит плавно - будто лебедушка; Смотрит сладко - как голубушка; Молвит слово - соловей поет Горят щеки ее румяные. Как заря на небе божием; Косы русые, золотистые, В ленты яркие заплетенные, По плечам бегут, извиваются, С грудью белою цалуются…» (М.Ю.Лермонтов« Песня про купца Калашникова, Алена Дмитриевна) 2 «Старший… начал с того свое свое поприще, что в первый год бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперед, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам». (Остап, «Тарас Бульба», Н.В.Гоголь) 2 команда 1 Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит… его глаза Сияют. Лик его ужасен, Движенья быстры. Он прекрасен. (А.С.Пушкин «Полтава», Петр I)
2 Он достал из кармана защитных летних штанов свернутый в трубку малиновый шелковый потертый кисет, развернул его, и я успел прочитать вышитую на уголке надпись: "Дорогому бойцу от ученицы 6-го класса Лебедянской средней школы". (Андрей Соколов «Судьба человека», М.Шолохов)
12 «Блиц – турнир» (по 5 вопросов для каждой команды)
Вопросы для первой команды 1 Имя подлого труса. (Леопольд) 2 В кого превратился гадкий утенок? ( В лебедя) 3 Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон) 4 Имя и отчество купца Калашникова. (Степан Парамонович) 5 «Голубка дряхлая моя…» ( няня Арина Родионовна)
Вопросы для второй команды 1 Кто ходит в гости по утрам? ( Винни-Пух) 2 Перечислите Бременских музыкантов. ( Кот, Петух, Пес, Осел, Трубадур) 3 С кем дрался купец Калашников? ( С опричником Кирибеевичем) 4 «Княжны испуганной бледнее; Зажавши уши поскорее, Хотел бежать, но в бороде Запутался, упал и бьется…» ( Черномор, А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»)
5 «Идет, бредет сама собой…» ( ступа, «У лукоморья», А.С.Пушкин)
13 Путешествие по Лукоморью (За правильный ответ – 1 балл). Вопросы для первой команды: 1 Кто из героев сказок А.С.Пушкина и где жил ровно тридцать лет и три года? (Старик со своею старухой). 2 Как звали князя, которого усердно славил народ? (Гвидон) 3 Какое приданое получил королевич Елисей? (7 торговых городов да сто сорок теремов)
Вопросы для второй команды: 1 Кого пытался убить злой Чародей в облике коршуна? (Руслана) 2 Кто из пушкинских сказочных героев ел вареную полбу и спал на соломе? (Балда) 3 Как назывался остров в океане неподалеку от царства Салтана? (Буян) 14 «Кто больше?» Вспомните названия литературных произведений, мультфильмов, в состав которых входят числительные. (Чья команда быстрее ответит, получит 1 балл). 1 «Три толстяка» 2 «Три мушкетера» 3 «Волк и семеро козлят» 4 «Трое в лодке, не считая собаки» 5 «Три богатыря и Шамаханская царица» 6 «Кризис двух миров» 7 «Три поросенка»
15 Мини-викторина
Каждая сказка чему-то учит. Догадайтесь, из какой сказки извлекли следующий урок: 1 команда 1. Будь доброй, трудолюбивой, выращивай сады - получишь жениха. («Крошечка - хаврошечка».) 2. Без труда - не вынесешь из рыбку из пруда. ( « Лисичка - сестричка и волк».) 3. Не рой яму другому, сам в нее попадешь! («Волк и коза».) 4. Как аукнется,-так и откликнется!(Лиса и журавль», «Журавль и цапля».) 2 команда 1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. («Кот, петух и лиса», «Репка».) 2. Слушайся старших («Сестричка Аленушка и братец Иванушка») 3. Не хвались, лучше богу помолись. («Заколдованная Королева») 4. Тошно молодой жене со старым мужем, тошно и старику с молодой женой.(«Вещий дуб») 16 Домашнее задание № 2 Поучение однокласснику. По типу изучаемого на уроках литературы «Поучения Владимира Мономаха» составить поучение в шуточной форме. Оценивается умение сохранить жанр и чувство юмора. ( 3 – 6 баллов).