Учитель: Добрый день, дорогие ребята и гости! Начинаем наше увлекательное занятие в
мир занимательной грамматики.
Музыкальное вступление (Радионяня «Занимательная грамматика», песня «Знаки
препинания»
Учитель: - О чем пойдет речь сегодня на нашем занятии?
Прокомментируйте такое музыкальное вступление?
- Как вы считаете, какие две проблемы мы должны решить на занятии?
- Решаем первую проблему.
Что вы знаете о знаках препинания?
Ученик (рассказывает):
Знаки препинания называют пунктуацией.
Само слово пунктуация — от латинского слова пункция (укол). Пункт — точка. В древности греки использовали для письма палочку — стилус. В местах остановок они делали после слова укол, то есть ставили точку.
Когда-то слово пунктуация означало буквально «постановка точек или учение о точках». Теперь же этим словом мы называем всю систему знаков препинания в целом.
Мы по-русски называем знаки пунктуации знаками препинания. Препинание, то есть препятствие в речи.
Рождение запятой на Руси относят к XV веку; чуть позже родилась точка с запятой. В XVI веке появилось двоеточие, в XVII – восклицательный знак; в XVIII веке появилось пять знаков: скобки, вопросительный знак, кавычки, тире и многоточие.
В наше время знаков препинания стало ещё больше. Прибавились двойные запятые (обосабливающие запятые), дефис, двойное тире и некоторые другие. Всего знаков препинания теперь насчитывается свыше десяти.
Точка – знак препинания. Ставится в конце предложения, повествующего о чем-либо.
Вопросительный знак (?)— знак препинания, ставится обычно в конце предложения для выражения вопроса или сомнения.
Восклицательный знак (!)— знак препинания, который ставится в конце предложения для выражения изумления, призыва, сильного чувства, волнения и т. п.
Двоеточие (:)— знак препинания в виде двух расположенных одна над другой точек («:»), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями-с частью текста перед ним.
Запятая (,)— знак препинания. В русском языке запятая используется на письме при перечислении, обращении, уточнении, междометии ОХ, да АХ, вводных слов – по-моему.
Кавычки — парный знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, названий литературных произведений, газет, журналов, предприятий, а также отдельных слов, если они включаются в текст не в своем обычном значении, используются в ироническом смысле, предлагаются впервые или, наоборот, как устаревшие, и т. п.
Учитель:- Послушайте забавное стихотворение в исполнении Липченко Анны в сопровождении компьютерной графики, которую для вас приготовили ребята под руководством учителя информатики Савина А.Г., посещающие платный образовательный курс «ЛОГО миры»
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал
Чудак -
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура!
Долой!
Караул!
Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задает он всем вопросы:
- Кто?
Кого?
Откуда?
Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие...
Заявили запятые:
- Мы - особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка,
Ни рассказ.
- Если нет над вами точки,
Запятая - знак пустой! -
Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой.
Двоеточие, мигая,
Закричало: - Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой, -
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
- Нет... –
Сказало многоточие,
Еле глазками ворочая:
- Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...
Вопросительный знак
Удивился:
- То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился:
- То есть как!
- Так, - сказала точка,
Точка-одиночка. -
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
Учитель: - О чем шла речь в стихотворении? О каких знаках препинания вы услышали в
стихотворении?
- А сейчас давайте отгадаем загадки про знаки препинания. Загадушка нам в
этом поможет.
Загадушка:
1: Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
И не знаю, что сказать?
Что ответить? Промолчать?
Ученики: Вопросительный знак.
1-й ученик: (достает из кармана вопросительный знак): Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда и почему? Это вам или кому? Отчего? О ком? О чем? Что же это и почем? Что? Каким? Который? Чья? — Вот вся логика моя. Рассуждать везде мастак Вопросительный мой знак.
2: Рад стараться! Класс! Ура! Бурным чувствам нет конца! Не уймет себя никак.
Ученики: Восклицательный знак!
2-й ученик (достает из кармана восклицательный знак):
Правильно, ребята, узнать меня пустяк:
Я самый восхитительный, веселый, добрый знак!
Обычно в предложении.
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу,
Торжество...
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я,
То предложение
С особым выражением
Произнестись должно!
3: Я всему всегда венец;
Предложению конец. Кто я? Быстро отгадай
И рассказ свой продолжай.
Ученики: Точка!
3-й ученик(достает из бумажного кармана свой знак и шапочку с изображением божьей коровки, надевает ее на голову):
Книжку однажды в лапки взяла
Божья коровка, вот это дела!
Долго читала в ней каждую строчку
И, наконец, обнаружила точку.
— Кто умудрился и, главное, как
Снять у меня со спины этот знак?
Загадушка: Остальные знаки препинания представьтесь нам, пожалуйста.
4-й ученик:
Мы три подружки и сестрички,
Стоим в конце любой странички.
Там, где что-то не сказали,
Или что-то не узнали.
Ученики: Многоточие!
5-й ученик: Двоеточие Глазастое
Ходит, Знаниями Хвастая:
Так и хочется Ему
Разъяснить нам, Что к чему...
6-й ученик:
Я смысл слова разъясняю,
Я — тире, я много знаю.
Лягу Палочкой
На строчку:
— Проходите
По мосточку.
7-й ученик: А меня вы не забыли? Как всегда не позабыли? Прошу любить и миловать: «Казнить нельзя, помиловать!»
(Две пары ребят представляют кавычки и скобки).
Кавычки: Мы — кавычки, и вы сразу
Нас узнаете по фразе,
Афоризму, прямой речи.
Нет милее нас на свете.
Скобки: Ну, а мы всегда вам рады,
Хоть похожи на преграду:
Если первая откроет,
То вторая все закроет.
Поясняем иногда,
Что? Зачем? Когда? Куда?
Учитель: - Скажите, какой знак препинания важнее других? Ребята, знаки препинания
— элементы письменности, служащие для разграничения языковых единиц).
знаки середины предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие);
выделительные знаки обычно парные (скобки, кавычки, двойная запятая, двойное тире, двойное многоточие). В других языках могут быть и иные знаки препинания, или они могут иметь другой смысл. Употребление знаков препинания в каждом языке регулируется правилами пунктуации. Вывод: пишущий должен твёрдо знать, какой смысловой оттенок он хочет придать своему высказыванию и отдельным его частям и какими приёмами для этого воспользоваться.
А какой знак препинания существует, который не относится к таким видам? Где он употребляется? ( галочка)
В устной речи мы делаем расстановки, меняем голос, одни слова и предложения произносим с большим напряжением голоса, нежели другие. Всё это на письме изображается знаками препинания. Без них нельзя прочитать текст правильно, внятно и с верным выражением мыслей и чувств пишущего.
Знаки препинания «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». (К.Г.Паустовский)
Учитель: Послушайте несколько мелодий и сравните их. (учащиеся проигрывают в логомирах мелодию, состоящую только из одной ноты «до» ).
- Интересна вам такая мелодия? Почему?
- Послушайте мелодию, которую вам сыграю я.(проигрывание «Жили у
бабуси…)Что скажете? Что это за песенка?
- Послушайте еще один наигрыш.(вразнобой несколько нот)Почему было
неинтересно слушать?
- Сравните знаки препинания с нотами. Что можно сказать?
Учитель: - Ребята, вот мы вспомнили про знаки препинания.А могут ли знаки, как в
песне, стоять где попало? Почему? Решаем вторую проблему.
- Давайте поиграем со знаками препинания. ( в сопровождении компьютерной
графики
Учитель: 1.Поставьте запятую в нужном месте:
-Я подошел к калитке с громким лаем навстречу мне выбежал Барбос.
2.Разрешите судьбу падчерицы из сказки «Двенадцать месяцев» так,
чтобы она осталась жива:
«Казнить нельзя помиловать»
Фраза «Казнить нельзя помиловать» имеет два значения, предполагающих два варианта постановки знаков препинания, причем в обоих случаях это не запятая. Можно поставить двоеточие: предложение имеет причинное значение, ср.: Казнить: нельзя помиловать. – Казнить, потому что нельзя помиловать. Можно поставить тире: предложение имеет и значение следствия, ср.: Казнить нельзя – помиловать. – Казнить нельзя, так что помиловать. Оба знака нормативные, правильные.
3. Расставьте знаки препинания. Сколько человек было встречено?:
Мы встретили соседа товарища и его сестру.
4.А как быть с точкой в этом стихотворении?
В реке рыбешки на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поет синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина вдалеке.
Восстановите знаки препинания: (на доске)
Белка
Белка бойко лазит по деревьям прыгает с ветки на ветку какая она ловкая на ушах у белки кисточки хвост длинный и пушистый зачем он ей белка прикрывается хвостом от холода он служит ей рулём при прыжках
Учитель:- Скажите, для чего нам нужно знать знаки препинания?
Еще никому не удалось доказать, какой знак препинания самый главный. Пора запомнить всем ребятам, что только знание всех пунктуационных знаков, а главное — умение в нужное время и в нужном предложении определить главенствующую роль того или иного знака, может привести к грамотному письму. Давайте не будем оспаривать пальму первенства. Поймите, что в русском языке, да и во многих языках мира, они незаменимы только тогда, когда стоят в нужном месте. Запомните, ребята, что только вместе знаки препинания могут жить в любом рассказе, в любой книге и любой сказке. Всем знакам препинания найдется своё место в любом тексте на бумаге. А вы, ребята, всегда и везде, всю свою жизнь оберегайте знаки препинания в любом тексте, на любом клочке бумаги! Только вы, ребята, способны сохранить дружбу между знаками препинания. Помните об этом всегда и везде!
Рефлексия: - Перед вами лежат красные, зеленые и желтые яблочки. Если вам было очень интересно, вы узнали много нового, то возьмите в руки красное яблочко. Если было не очень интересно – возьмите желтое яблочко. Если вам было совсем неинтересно – зеленое. А теперь прикрепите свои яблочки на яблоню. Красные яблочки говорят о том, что мы тоже готовы читать с правильной интонацией тексты и правильно писать, употребляя все знаки препинания.
Учитель:
Шьет иглой портниха в строчку.
Самолет уходит в точку,
Много, много всех друзей —
Запятую ставь скорей.
Если что-то продолжаем,
Многоточие поставим.
Я, заканчивая строчку,
Ставлю маленькую точку.
Учитель: – Этой маленькой точкой и песенкой про точку мы и завершаем наш праздник. Спасибо. (радионяня, песня «Знаки препинания»).