Просмотр содержимого документа
«"Улучшаем грамотность"»
Внеклассное занятие.
Тема: Брейн –ринг «Улучшаем грамотность»
Цели:Образовательная: в занимательной форме систематизировать и обобщить изученный материал по русскому языку; расширить знания обучающихся.
Развивающая: Способствовать формированию умения грамотно выражать свои мысли.
Воспитательная: Формирование уважительного отношения к родному языку, к родному слову, чувство сопереживания за своих товарищей в игре, стремление к победе.
Формированиекомпетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.
Ок 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач профессионального и личностного развития.
Учащиеся делятся на 2 команды и рассаживаются на свои места. Придумываем название команды, пожелание команде или девиз.
1к. – «Знатоки» 2 к. – «Грамотеи».Представление жюри.
2. Вводная беседа.
Почему мы сегодняшнее занятие назвали «Улучшаем грамотность»? Как вы думаете?
Чем мы с вами будем заниматься? (соревноваться, развлекаться, думать, рассуждать, расширять наши знания, стремиться победить в игре)
Каким правилам будем подчиняться в игре? 1.Уважаем друг друга. 2 Действуем в команде согласованно.3.Внимательно слушаем вопросы и ответы.4.Стараемся победить.
Ведущий: Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров. Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хорошо ли мы его знаем? В этом нам помогут разобраться участники нашего занятия, уважаемое жюри и, конечно, же вы, зрители. Сегодня в соревнование вступят две команды. Попросим их представиться.
1. Организация группы.
Учащиеся делятся на 2 команды и рассаживаются на свои места. Представление команд, девиз, обращение к жюри, зрителям.
1к. – «Знатоки» Девиз: Знатоки знают всё.
2 к. – «Грамотеи» Девиз: Мы самый грамотный народ.Представление жюри
Пожелание командам говорим: Желаем вам победить. Победа только победа и т.д.
Команды приготовили стихи о русском языке, послушаем стихи. Члены каждой команды рассказывают стихи.
1к-1. Родной язык - ничем не заменимый - Он дорог всем, всё отразилось в нём: Земля и небо, осени и зимы. Понятен вздох на языке родном.
2к. 2.Родной язык! В нём нежность, вечность, сила. Я с ним росла: и не по букварю Сладчайшие слова произносила - Сначала - мама, а потом - люблю.
1к. 3. На языке родимом ропщут ели, Журчит река и шелестит листва. Как я внимала песни в колыбели - Так мне внимают камень и вода.
2к.4.Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твёрдой опоре, - Выучи русский язык!
1к.5.Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи - Выучи русский язык!
2к.6. Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник Блещут зеркальностью русского слова Выучи русский язык!
Команды скажут пожелания друг другу.
Разминка:состязаются командиры. Здесь не зачитываются баллы. Это разминка. 1. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? ( аз- бу- ка). 2. В каких словах по сто согласных? ( сто-л, сто-г, сто-н). 3. Какую часть слова можно найти в земле? (корень). 4. Как большой дом сделать маленьким? (Добавить суффикс «ик»: дом-ик). 5. Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке). 6. Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (У-ха).
Конкурс 1. Игра « Эрудит»:Угадай слово по его лексическому значению. 1. Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. ( Термос) 2. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг) 3. Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот) 4.4.Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (Арена) 5. Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри) 6. Разговор двух (Диалог) 7. Памятный подарок. (Сувенир). 8. Устное народное творчество народа (Фольклор) 9. Струя жидкости, с силой бьющая вверх. ( Фонтан) 10. Домик на колёсах (Машина)
Конкурс2. «Правильно ли мы говорим». Очень часто мы слышим на улице, в транспорте, по телевидению неправильное произношение слов, да так, что уши в трубочку сворачиваются. Как вы думаете, как нужно правильно сказать звонит или звонит, торты или торты. В произношении некоторых наиболее часто употребляемых слов помогут нам разобраться наши игроки. На выполнение задания у них 2 минуты. На карточках игроков пишутся следующие слова: торты ( ударение на первом слоге), алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур, километр, водопровод, шоссе, (ударение на последнем слоге), бармен, свекла (ударение на первом слоге), арахис, феномен, ворота, (ударение на втором слоге), путешествие, ( ударение на третьем слоге), баржа, творог (ударение может быть как на первом, так и на втором слоге).
Конкурс 3. Ребята, а кто такой корректор? Человек, который исправляет ошибки. И вам сегодня предстоит побывать в роли корректоров. А корректор должен обладать орфографической зоркостью, быть внимательным, аккуратным. Вот о чём мы сейчас говорим???..В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья. (Письмо) Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т.е исправим ошибки. Дарагой друк здраствуй! Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки. Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо. Дасвиданьи. Задание одинаковое для обеих команд. Найдите ошибки в этом письме и исправьте их. За каждую исправленную ошибку вы получаете 1 балл, за неисправленную или исправленную неверно – минус 1 балл.
Конкурс 4.«Потерялось слово» Рыдают слоги в каждой строчке: - От наших слов - одни кусочки! Но если части слов найдете, То быстро вы слова прочтете. Бессловесный, бессердечный, задержать, пропитание. Бес слов ес ный, бес сердеч ный, за дер жать, проп ит ание.
Конкурс 5.«Собери фразеологизмы» Повесить Отводить Вешать Распустить Сматывать Смотреть сквозь Ломать Гореть под Вставлять палки в Сесть в Голову Нос Колеса Лапшу Калошу Глаза Удочки Нюни Ногами Пальцы Продемонстрируй один из них.
Конкурс 6:«Фразеологический зоопарк». У команд на столах лежат листочки с карандашами. Каждая команд на своем листе дописывает названия животных. Задание на листочке, надо дописать название животного.1. Голоден как… (волк) 2. Хитер как… (лиса) 3. Труслив как… (заяц) 4. Здоров как… (бык) 5. Изворотлив как… (уж) 6. Надут как… (индюк) 7. Нем как… (рыба) 8. Грязен как… (свинья) 9. Упрям как… (осел) 10. Болтлив как (сорока)11. Неповоротлив (как) бегемот. 12.Колюч как (ёж).
Конкурс 7. «Подбери антонимы»
Конец – начало
Холод – жара
Злость – доброта
Сила – слабость
Счастье – горе
Наказание – награда
Молодость – старость
Смелость - трусость
Аккуратность - неряшливость
Команда победительница –какая??????
Вывод: Почему мы нашу игру назвали «Язык мой- друг мой»?
Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. Одни ученые считают, что на свете 2,5 тысячи языков, другие – 4 тысячи. Наш русский язык каким называют?( международный, могучий, прекрасный многозвучный, полнозвучный, ласковый, широкий, многофункциональный, т.е можно выразить разные оттенки состояния, сферы деятельности, многонациональный, т.е на русском языке говорят многие народы. А вы его как называете? А как вы думаете, когда говорите ругательные слова вы оскорбляете свой народ? Можете ли вы свой язык назвать друг мой? Чем вам помогает язык?
Итоги: Слово жюри.1. Кто выиграл. Награждения. Кто был лучшим?
Рефлексия: Кто доволен игрой?
Кому понравилось?
В какую игру вам бы хотелось поиграть в следующий раз?
1. Родной язык - ничем не заменимый - Он дорог всем, всё отразилось в нём: Земля и небо, осени и зимы. Понятен вздох на языке родном.
Дарагой друк здраствуй! Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки. Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо. Дасвиданьи.
Исправь ошибки в письме:
Дарагой друк здраствуй! Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки. Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо. Дасвиданьи.
Составьте 4 слова из слогов:
Составьте 4 слова из слогов:
Собери фразеологизмы: Повесить Отводить Вешать Распустить Сматывать Смотреть сквозь Ломать Гореть под Вставлять палки в Сесть в Голову Нос Колеса Лапшу Калошу Глаза Удочки Нюни Ногами Пальцы
Собери фразеологизмы: Повесить Отводить Вешать Распустить Сматывать Смотреть сквозь Ломать Гореть под Вставлять палки в Сесть в Голову Нос Колеса Лапшу Калошу Глаза Удочки Нюни Ногами Пальцы
1. Родной язык - ничем не заменимый - Он дорог всем, всё отразилось в нём: Земля и небо, осени и зимы. Понятен вздох на языке родном.
2. На языке родимом ропщут ели, Журчит река и шелестит листва. Как я внимала песни в колыбели - Так мне внимают камень и вода
3.Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи - Выучи русский язык!
Конкурс 1. «Эрудит»
Конкурс 2. «Правильно ли мы говорим?» Расставить ударение в словах: эксперт, каталог, каламбур, километр, водопровод, свекла, арахис, путешествие, , баржа, красивее.
Конкурс 3. «Корректор» Исправь ошибки в письме: Дарагой друк здраствуй! Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки. Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо. Дасвиданьи.
Конкурс 4. «Потерялось слово» Составьте 4 слова из слогов:
Конкурс 5. «Собери фразеологизмы» Повесить Отводить Вешать Распустить Сматывать Смотреть сквозь Ломать Гореть под Вставлять палки в Сесть в Голову Нос Колеса Лапшу Калошу Глаза Удочки Нюни Ногами Пальцы Нюни
Конкурс 6.Составь фразеологизмы, подставляя название животного: 1. Голоден как 2. Хитер как… 3. Труслив как… 4. Здоров как… 5. Изворотлив как… 6. Надут как… 7. Нем как… 8. Грязен как… 9.Упрям как… 10.Болтлив как …11.Неповоротлив как….12.Колюч как….
Конкурс 7. «Подбери антонимы»
Конец – Холод- Злость-
Сила – Счастье – Наказание –
Молодость - Смелость - Аккуратность -
Для разрезания
Бес словес ный, бес сердеч ный, за держ ать,
про питан ие
Бес словес ный, бес сердеч
ный, за держ ать, про питан ие2 команда
1.Родной язык! В нём нежность, вечность, сила. Я с ним росла: и не по букварю Сладчайшие слова произносила - Сначала - мама, а потом - люблю.
2.Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твёрдой опоре, -
Выучи русский язык!
3. Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник Блещут зеркальностью русского слова Выучи русский язык!
Конкурс 1. «Эрудит»
Конкурс 2. «Правильно ли мы говорим?» Расставить ударение в словах: алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, бармен феномен, ворота, торты, творог.
Конкурс 3. «Корректор»Исправь ошибки в письме: Дарагой друк здраствуй! Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки. Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо. Дасвиданьи.
Конкурс 4. «Потерялось слово» Составьте 4 слова из слогов: ……
Конкурс 5. «Собери фразеологизмы» Повесить Отводить Вешать Распустить Сматывать Смотреть сквозь Ломать Гореть под Вставлять палки в Сесть в Голову Нос Колеса Лапшу Калошу Глаза Удочки Нюни Ногами Пальцы Нюни
Конкурс 6. Составь фразеологизмы, подставляя название животного: 1. Голоден как… 2. Хитер как… 3. Труслив как… 4. Здоров как… 5. Изворотлив как… 6. Надут как… 7. Нем как… 8. Грязен как… 9.Упрям как… 10.Болтлив как 11.Неповоротлив как….12.Колюч как….
Конкурс 7. «Подбери антонимы»
Конец –
Холод – Злость –
Сила –
Счастье – Наказание –
Молодость –
Смелость - Аккуратность -
Оценочный лист
Название конкурса
Команда…..
Команда…
Конкурс 1. «Эрудит»
Конкурс 2. «Правильно ли мы говорим?»
Конкурс 3.
«Корректор»
Конкурс 4. « Потерялось слово»
Конкурс 5. «Собери фразеологизмы»
Конкурс 6. «Составь фразеологизмы»
Конкурс 7. «Подбери антонимы»
Задания для болельщиков
1.Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?(именительный)
2. Как называется часть слова без окончания? (основа)
3. Как можно превратить мел в мелкое место? (добавить ь)
4. Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)
5. Как называется несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически? (текст)
6. Перечислите 5 дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
7. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? (Кошка)
8. Я в озёрах и реках, а в воде меня нет. (Буква р)
9. Название какой реки у тебя во рту? (Десна)
10. Название какого города состоит из птицы и животного? (Ворон – еж)
11. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь)
Угадай слово
1.Отгадать здесь будет надо, Кто пасёт овечье стадо. (Чабан) 2.Есть для духовного звания
особенное название. (Сан)
3.Так и сияет бриллиантами это,
Когда на шее у дамы надето. (Колье)
4.Вещает он нам с телеэкрана
О важных событиях в разных странах,
А после того о погоде расскажет
И о кинофильмах ближайших даже. (Диктор)
5. Создатель какого-нибудь произведения? (автор)
6. Краткий рассказ с остроумной концовкой (анекдот)
7. Литература о будущем. (фантастика)
8. Документ об окончании учебного заведения. (аттестат)
9. Коровы мычат, собаки лают, овцы - … (блеют)
Я – сборник карт. От ударенья Зависят два моих значенья: Захочешь – превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани я.
(Атлас – атлас)
Я глубока и полноводна, И вся страна гордится мной. А «И» ты впереди прибавишь – И стану птицей я лесной. (Волга – иволга)
По мне движется кровь, Меня ищут на сгибах руки. Если же, буквы смешав, Мы расставим их вновь, То получим названье реки (Вена_Нева)
Задания для болельщиков
1.Какой падеж никогда не употребляется с предлогами?
2. Как называется часть слова без окончания?
3. Как можно превратить мел в мелкое место?
4. Чем кончается лето и начинается осень?
5. Как называется несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически?
6. Перечислите 5 дней подряд, не называя ни чисел, ни дней недели.
7. Как написать слово «мышеловка» пятью буквами?
8. Я в озёрах и реках, а в воде меня нет.
9. Название какой реки у тебя во рту?
10. Название какого города состоит из птицы и животного?
11. Какая птица носит фамилию известного русского писателя?
Угадай слово
1.Отгадать здесь будет надо, Кто пасёт овечье стадо. 2.Есть для духовного звания
особенное название.
3.Так и сияет бриллиантами это,
Когда на шее у дамы надето.
4.Вещает он нам с телеэкрана
О важных событиях в разных странах,
А после того о погоде расскажет
И о кинофильмах ближайших даже.
5. Создатель какого-нибудь произведения?
6. Краткий рассказ с остроумной концовкой.
7. Литература о будущем.
8. Документ об окончании учебного заведения.
9. Коровы мычат, собаки лают, овцы - …
Я – сборник карт. От ударенья Зависят два моих значенья: Захочешь – превращусь в названье Блестящей, шелковистой ткани я.
Я глубока и полноводна, И вся страна гордится мной. А «И» ты впереди прибавишь – И стану птицей я лесной.
По мне движется кровь, Меня ищут на сгибах руки. Если же, буквы смешав, Мы расставим их вновь, То получим названье реки.