Это мероприятие по русскому языку формирует положительную мотивацию к изучению предмета, так как оно проходит в игровой форме. Подобранные задания повышают интерес к учебно- познавательной деятельности, воспитывают чувства товарищества, взаимовыручки и взаимоуважения, а также формируются умения работать в команде.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая.
Ожидаемый результат деятельности учащихся:
Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим.
Использование средств Интернета в целях получения новых знаний.
Приобретение коммуникативных навыков.
Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы.
Формирование общеучебных навыков.
Развитие речи и обогащение словаря.
Оборудование: портреты русских писателей, гонг, учебные плакаты по русскому языку, карточки с заданиями для команд, компьютер, проектор, протокол турнира (для жюри), орфографические словари, черновики для участников.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Слайд 1.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашего турнира! Сегодня наш турнир посвящен великому русскому языку. Оружие соперников не меч и стрелы, не кулаки и пистолеты, а светлый ум, быстрая реакция, хорошая память и командный дух.
Итак, главный гость сегодня – его величество русский язык.
Дети читают стихи
Много языков на свете разных
1.Много языков на свете разных - Выучить их все не смог бы я, Все они по-своему прекрасны, В каждом есть изюминка своя.
2.Говорят в Париже по-французски, По-немецки говорит Берлин; Мне же дорог мой, привычный, русский, Для меня родной лишь он один.
3.Мелодичный, гибкий и певучий, С детства он меня очаровал, И не зря великим и могучим Наш язык Тургенев называл.
4. Развиваясь быстро, динамично, Впитывая разные слова. Новое воспринимал отлично, Но и мудрость предков в нём жива.
5.Да и только нашей, русской речью Можно Русь привольную воспеть! Будет жить язык наш русский вечно И не сможет, верю, умереть!
Представляем участников нашего турнира.
Команда «Умняшки» (эмблема)
Девиз: Мы – умняшки, просто класс!
Победи, попробуй нас!
Русский знать на пять хотим
Всех сегодня победим!
Команда «Познавашки» (эмблема)
Девиз: Мы – весёлая команда
Познавашки- это класс!
Мы сегодня вам покажем,
Что в копилке есть у нас!
(капитан) Наш девиз: (ВСЕ)Всё познать!
Везде поучаствовать и не отстать!
Правила игры:
1. Количество игроков в каждой команде – по 8 человек.
2. Ведущий читает вопрос. Командам дается время на обсуждение ответа. Команды могут начать обсуждение или попытаться дать ответ досрочно. Ответ должен быть аргументированным. В случае неправильного (неполного) ответа команды имеют право ответить переходит к команде соперников, которой дается время на обсуждение до истечения заданного времени. За правильный ответ команда получает 1 балл.
3. Руку поднимает только капитан, он же и назначает того, кто будет отвечать.
6. За ходом игры следит жюри – «суд арбитров» (Краснова Л.А. и Гаспарян Г.М) Жюри принимает решение о начислении балла команде в случае неполного или не совсем точного ответа, следит за подсказками со стороны зрителей, оглашает счет.
7. Если со стороны болельщиков будут замечены нарушения, жюри вправе снять балл со счета команды.
Представляем жюри Краснова Л.А. и Гаспарян Г.М.
Ведущий. А сейчас несколько советов всем участникам:
- Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
- Не спеши языком, торопись делом.
«Разминка»
1. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее, сказуемое)
3. Назовите лишнее слово в данном ряду: диво, удивлять, диван, дивный. (Лишнее слово «диван», остальные однокоренные слову «диво»)
4. Назовите виды предложений по интонации. (Восклицательное, невосклицательное).
5. Назовите виды предложений по цели высказывания. (Повествовательное, вопросительное, побудительное)
6. Когда в словах пишется твёрдый знак? (Твёрдый знак пишется между приставкой и корнем, если приставка заканчивается на согласный, а корень слова начинается с гласного.)
7. Сколько звуков слове «пою», какие? (4)
8. Сколько согласных звуков в слове «союз», какие? (3)
9. Сколько всего согласных звуков в названии нашей страны, какие? (Россия 3)
10. Сколько звуков слове «язык», какие? (5)
11. Назовите все гласные звуки русского языка. (Их 6: а, о, у, э, и, ы)
12. Найдите лишнее слово в ряду: дом, дома, домик, домом. («Домик» лишнее, т.к. родственное, остальные – изменения формы слова)
Слайд 2
1 Конкурс «Отгадай слово»
(Из предложенных морфем соберите слов. Будьте внимательны! Правильно выделяйте морфемы!)
1.
Корень из слова СКАЗКА, Суффикс, что в слове ИЗВОЗЧИК, Приставка в слове РАСХОД, Окончание в слове ДОМ. (рассказчик)
2.
Корень в слове ВЯЗАТЬ, Приставка в слове ЗАМОЛЧАТЬ, Суффикс в слове СКАЗКА, Окончание в слове РЫБА. (завязка)
3.
Корень в слове СНЕЖИНКА, Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ, Суффикс в слове ЛЕСНИК, Окончание в слове СТОЛ. (подснежник)
4.
Его корень в слове «дороженька», приставка в слове «попрыгать», суффикс в слове «лесник», окончание, как у слова «заяц». (Подорожник)
Слайд 3 Проверка задания
Слайд 4
2 Конкурс «Собери текст»
(Строки текста перепутались, пронумеруй правильно строки и собери текст стихотворения, вам помогут признаки текста)
И папа разбудил нас с петухами. На электричке - час, потом пешком. Вспотели! Корзинки взяв надели сапоги Дошли до леса - кушать захотели. Попили чай, грибы пошли искать Нашли их сразу - стали собирать. Налили в термос чай, в пакетик - пироги. Решили в лес пойти мы за грибами Остановил нас папа - стал нас обучать. Собрав корзинки три грибов съедобных Поехали назад к себе домой. Поганки это! Их долой! долой!
Решили в лес пойти мы за грибами И папа разбудил нас с петухами. Корзинки взяв надели сапоги Налили в термос чай, в пакетик - пироги. На электричке - час, потом пешком. Вспотели! Дошли до леса - кушать захотели. Попили чай, грибы пошли искать Нашли их сразу - стали собирать. Остановил нас папа - стал нас обучать. Поганки это! Их долой! долой! Собрав корзинки три грибов съедобных. Поехали назад к себе домой.
Слайд 5 Проверка задания
Слайд 6
3 Конкурс «Фразеологизмы»
(Прочитайте текст в котором используются фразеологизмы. Сколько их? Посчитайте и укажите количество)
Поспешишь – людей насмешишь.
Однажды Вова проснулся ни свет ни заря, оделся на скорую руку и сломя голову побежал в школу. А там ещё никого нет. Вова слонялся без дела, носился как угорелый по коридорам, ещё до занятий очень устал. На уроке он считал ворон, ничего не слышал и не видел. У доски он молчал как воды в рот набрал.
Учитель говорит: «Ты что, язык проглотил?» Все засмеялись. В дневнике у Вовы появилась двойка. Нечего теперь лить слёзы и реветь белугой, надо засучив рукава исправлять положение. (10)
Слайд 7 Проверка задания
Слайд 8-9
4 Конкурс «Угадай фразеологизм»
(По рисунку угадайте фразеологизм и объясните его значение)
Как две капли – очень похожи.
Клевать носом – дремать.
Кот наплакал – очень мало.
Ходить на голове – безобразничать.
Слайд 10
5 Конкурс «Сказочники»
(Прочитайте сказку, впишите нужные по смыслу фразеологизмы.)
Курочка ряба
Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба. И вот однажды … снесла им курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед … бил-бил, не разбил. Баба … била-била, не разбила. А мышка неслась …. хвостом махнула, яичко упало и …. Бабка плачет …, у деда …, а мышке …. и …. Плачут старики, убиваются. А курочка кудахчет: “Не плачь баба, не плачь дед. Снесу я вам яичко … не золотое, а простое”.
Слова для справок: в два счета, сломя голову, в три ручья, , вдребезги разбилось, ни с того ни с сего, глаза на мокром месте, изо всех сил, что есть мочи,хоть трава не расти, и в ус не дует.
Слайд 11 Проверка задания
Слайд 12
6 Конкурс «Словообразовательный»
От корня слов так же, как и от дерева, идут новые ростки - однокоренные слова. Чьё дерево окажется ветвистее, та команда и получит наибольшее количество баллов. За одну минуту вам нужно образовать как можно больше однокоренных слов к слову «говор». За каждый правильный ответ (однокоренное слово) - 1 балл.
Слайд 13
7 Конкурс «Транскрипция»
Звонят во все колокола.
(Сколько звуков [а] в данном предложении? Запиши предложение транскрипцией.)
Слайд 14 Проверка задания
Слайд 15
8 Конкурс «Учителя»
(Найди и исправь орфографические ошибки. Посчитай и укажи количество.)
Время лесных малышей
Пришло теплое лето. На лисной опушки распускаюца колоколчики, незабутки, шыповник. Белые ромашки пратягивают к сонцу свои нежные лепески. Вылитают из уютных гнёзд птинцы. У зверей взраслеет смена. Мидвежата старше всех. Они радились еще холодной зимой в берлоги. Теперь они послушно следуют за строгай матерью. Рыжые лесята весело играют у нары. А кто мелькает в сасновых ветках? Да это лофкие бельчята совершают свои первые высотные прышки. В сумерках выходят на охоту колючии ежата. Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзями.
(По Н.Надеждиной)
9 Конкурс «Синонимы» ( на листах у каждой команды)
(Заполните кроссворд, подобрав синонимы, и вы прочитаете центральное слово кроссворда).
1) глядеть - …; 2) буря на море - …; 3) азбука - …; 4) умолять - …;
Учитель: Подошло время подвести итоги нашего познавательного турнира, пока жюри совещается, вспомним слова русских писателей о родном языке. «Язык - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть». Так писал Максим Горький.
Владимир Луговской: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
Ребёнок читает наизусть стихотворение
Язык наш прекрасный- Зайцев Никита
Язык наш прекрасный – Богатый и звучный, То мощный и страстный, То нежно-певучий.
В нем есть и усмешка, И мягкость, и ласка. Написаны им И рассказы, и сказки.
Страницы волшебных, Волнующих книг! Люби и храни Наш великий язык!