Конспект кружка «Веселая грамматика» на тему: «Турнир знатоков русского языка»
Учитель. Мы проводим турнир знатоков русского языка. Турнир — это состязание, соревнование. Сегодня будут состязаться две команды — «Аз» и «Буки», названные так по начальным буквам русской азбуки. Первый конкурс называется «Вопрос — ответ». Каждой команде поочередно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без обдумывания. Количество баллов, заработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов на прозвучавшие вопросы.
Конкурс 1. «Вопрос — ответ»
1. Сколько букв в русском алфавите? (33.)
2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6.)
3. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (Глагол.)
4. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.)
5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы «кто?» или «что?» (Подлежащее.)
6. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.)
7. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода.)
8. Как называется общая часть родственных слов? {Корень.)
Конкурс 2. «Знатоки словарных слов»
От каждой команды вызывается по 2 знатока словарных слов. Учитель загадывает загадки, отгадкой которых являются словарные слова. Участники дают ответ на загадку, а знатоки записывают эти слова на доске. Каждое правильно записанное слово дает команде 1 балл.
1. Деревянный кафтан,
В нем живет цветной Иван.
Любит он альбом, тетрадь,
А я люблю им рисовать. (Карандаш.)
2. Ты в летний полдень, в тишь и зной
Их не увидишь над собой.
А иногда белы, как вата,
Они плывут, спешат куда-то. (Облака.)
3. Эти резвые подружки,
Попрыгуньи и крикушки,
Песни громко распевают
И комариков глотают. (Лягушки.)
4. Не вода и не суша —
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (Болото.)
5. Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью. (Ботинки.)
6. Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом. (Вагон.)
7. Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
8. Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет —
Последний листик отпадет. (Календарь.)
9. Не зверь, не птица,
Нос, как спица;
Летит — кричит,
Сядет — молчит;
Кто его убьет —
Свою кровь прольет. (Комар.)
10. На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесешь. (Огонь и костер.)
11. Я землю копала —
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал. (Лопата.)
12. Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь.)
13. Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры.)
14. Осень в сад
К нам пришла.
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина.)
Конкурс 3. Ребусы
Учитель поочередно показывает картинки с ребусами командам. Через 30 с команда должна назвать зашифрованное слово. Каждое правильное слово оценивается в 1 балл.
Конкурс 4. «Собери пословицу»
Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить ее смысл. Команда, выполнившая задание первой, за верный ответ получает 3 балла. Вторая команда — 2 балла. Если пословица составлена неверно или неправильно истолкована, с команды снимается балл.
(«На сердитых воду возят».)
(«Упустишь минутку — потеряешь час».)
Конкурс 5. «Капитаны, вперед!»
Из букв слова «орфограмма» капитаны за одну минуту должны составить слова. Кто составил больше слов, тот и победил, принеся команде 2 балла.
Второй капитан получает 1 балл.
Примерные варианты слов: граф, форма, грамм, горы, рог, маг, Фома, Рома, гром, рама, гамма, фара, мама и т. п.
Подведение итогов
Награждение победителей.