kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Турнир знатоков русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие может быть проведено в рамках недели гуманитарных наук с целью повторения изученного по теме "Морфология"

Просмотр содержимого документа
«"Турнир знатоков русского языка"»

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"



Цель:

  1. проверить знания уч-ся по русскому языку; учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать уч-ся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку;

  2. активизировать мыслительную деятельность уч-ся; развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения;

  3. формирование положительной мотивации изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Команды: “Энциклопедисты”, “Грамотеи”, “Исследователи”.

Жюри: королева Грамматика, барон Синт, принц Морф, учитель русского языка и литературы.

Туры:

  1. Орфоэпический.

  2. Лексический.

  3. Фразеологический.

  4. Морфемный.

  5. Морфологический.

  6. Редакторский.

На доске записаны туры.

Ход игры.

Вступительное слово учителя:

- Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами собрались на “Турнир знатоков русского языка”. Турнир непростой, а рыцарский. Что вы знаете о рыцарях? (ответ уч-ся)

- Совершенно правильно. Вот и наши команды будут бороться за звание знатоков русского языка.

Представление команд (капитан), жюри.

- Наш турнир будет состоять из шести туров. За каждый правильный ответ вы будете получать балл, жюри следит за процессом и объявляет рез-ты после каждого тура

Первый тур.

1. Орфоэпический. Задание на карточках. Жюри собирают и проверяют работы.

Поставьте ударение в словах: красИвее, звонИт, досУг, чЕрпать, бытиЕ, хозЯева, тОрты, цемЕнт, цыгАн, облегчИть.

2. Лексический. Задание на карточках для каждой команды индивидуальное. Оценивается каждая команда.

Что обозначают данные слова? Укажите лексические значения слов.

*1

а) Авторалли-спорт. Соревнование (гл.образом междунар.) на специально подготовленных серийных автомобилях и (или) мотоциклах в искусстве вождения (на скорость, точность соблюдения заданного графика движения и т.д.)

б) Мумия (от араб. мум - воск)

  1. труп, предохраняемый от разложения мумификацией или бальзамированием;

  2. (пренеб.) безжизненный, вялый, застывший в своих понятиях человека.

в) Сенсация (лат. – чувство) – сильное ошеломляющее впечатление от какого-либо сообщения, события, а также само такое событие.



*2.

а) Мулине (франц.) – цветные крученые нитки (шелковые, штапельные) для вышивания.

б) Регби (от назв. англ. города Регби) спортивная командная игра с мячом овальной формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке (“поле”) соперника за лицевой линией или забить в ворота.

в) Видеоклип (от англ. – обрезка, стрижка) – короткий рекламный или муз. фильм, преимущественно для показа по телевидению.


3. Фразеологический. Отвечает команда, быстрее других поднявшая РУКУ. Руку поднимает капитан

*1.Определите род занятий людей по следующим выражениям:

  • направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку,

  • вызвать огонь на себя;

  • войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;

  • разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;

  • шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;

  • через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;

  • стричь под одну гребенку;

  • сбоку припеку;

  • мертвая хватка.

(военный, актер, столяр, портной, аптекарь, парикмахер, пекарь, охотник)

*2. Закончить пословицу или поговорку (НА ДОСКЕ ЗАПИСАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ КАПИТАНАМ)

Горек обед без (хлеба).
Нет друга, так ищи, (а нашел – береги).
Умный любит учиться, а (дурак – учить).
Новых друзей наживай, (а старых не теряй).
Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня).
Дружба дружбой – (а служба службой).
Без терпенья – (нет ученья).
Доброе слово (лучше мягкого пирога).
Чтение – лучшее (учение).

4. Морфемный. Задание на карточках для команды индивидуальное. Оценивается каждая команда.

Прочитайте слова, придуманные детьми. Определите, какими способами они образованы.

Копатка, колоток, мазелин, кусарики, жмутные туфли, дочкастая мама, грозительный палец.

5. Морфологический. Блиц – опрос. Оценивается каждая команда. Задания на карточках индивидуальное для каждой команды.

1.1. Какие части речи изменяются по числам?

а) наречие;
б) глагол в неопределенной форме;
в) глагол в изъявительном наклонении.

1.2. Какие части речи изменяются по лицам?

а) имя прилагательное;
б) местоимение;
в) глагол.

1.3. Что называется спряжением глагола?

а) изменение глагола по падежам;
б) изменение глагола по родам и числам;
в) изменение глагола по лицам и числам.

1.4.У глагола есть спряжения. Сколько их?

а) одно:
б) три;
в) два.

2.1. Какое наклонение живет только в форме прошедшего времени?
2.2 Какое наклонение постоянно преследует одна очень вредная и капризная частица?
2.3. Какое наклонение обозначает действие, которое может произойти только при определенных условиях?
2.4. Какое наклонение имеет сразу два названия? (Условное – сослагательное).

3.1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

а) Что делать? Что сделал?
б) Какой? Чей?
в) Когда? Где?

3.2. Что обозначает прилагательное?

а) Предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета.

3.3. Сколько существует степеней сравнения?

а) Одна;
б) две;
в) три.

3.4. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

а) Притяжательные;
б) качественные;
в) качественные, относительные, притяжательные.

6. Редакторский. Задания на карточках индивидуальные для каждой команды.

Оценивается каждая команда. Пока уч-ся редактируют тексты, звучит тихая инструментальная музыка.

Прочитайте текст. Отредактируйте: исправьте речевые ошибки, орфографические; расставьте правильно знаки препинания.



Перепиши текст, исправь речевые ошибки, расставь правильно знаки препинания.



И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося и я решил почаще приходить сюда.

Перепиши текст, исправь речевые ошибки, расставь правильно знаки препинания.

Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат не знает даже, как его звать. Это я пошутил. Значит, иду Дале. Глядь-опять че-то написано. А неопнятно. Так я и ушел прямо-таки убег ни с чем.

Заключительное слово учителя.

Награждение.







































1. Орфоэпический. Задание на карточках.

Поставьте ударение в словах: красивее, звонит, досуг, черпать, бытие, хозяева, торты, цемент, цыган, облегчить.



1. Орфоэпический. Задание на карточках.

Поставьте ударение в словах: красивее, звонит, досуг, черпать, бытие, хозяева, торты, цемент, цыган, облегчить.



2. Лексический. Задание на карточках для каждой команды. Оценивается каждая команда.

Что обозначают данные слова? Укажите лексические значения слов.

АВТОРАЛЛИ, МУМИЯ, СЕНСАЦИЯ





2. Лексический. Задание на карточках для каждой команды. Оценивается каждая команда.

Что обозначают данные слова? Укажите лексические значения слов.

МУЛИНЕ, РЕГБИ, ВИДЕОКЛИП





4. Морфемный. Задание на карточках для команды индивидуальное. Оценивается каждая команда.

Прочитайте слова, придуманные детьми. Определите, какими способами они образованы.

Копатка, колоток, мазелин, кусарики, жмутные туфли, дочкастая мама, грозительный палец.



4. Морфемный. Задание на карточках для команды индивидуальное. Оценивается каждая команда.

Прочитайте слова, придуманные детьми. Определите, какими способами они образованы.

Копатка, колоток, мазелин, кусарики, жмутные туфли, дочкастая мама, грозительный палец.





1.1. Какие части речи изменяются по числам?

а) наречие;
б) глагол в неопределенной форме;
в) глагол в изъявительном наклонении.

1.2. Какие части речи изменяются по лицам?

а) имя прилагательное;
б) местоимение;
в) глагол.

1.3. Что называется спряжением глагола?

а) изменение глагола по падежам;
б) изменение глагола по родам и числам;
в) изменение глагола по лицам и числам.

1.4.У глагола есть спряжения. Сколько их?

а) одно:
б) три;
в) два.

2.1. Какое наклонение живет только в форме прошедшего времени?
2. 2.Какое наклонение постоянно преследует одна очень вредная и капризная частица?
2.3 Какое наклонение обозначает действие, которое может произойти только при определенных условиях?
2.4. Какое наклонение имеет сразу два названия? (Условное – сослагательное).

3.1. На какие вопросы отвечает прилагательное?

а) Что делать? Что сделал?
б) Какой? Чей?
в) Когда? Где?

3.2. Что обозначает прилагательное?

а) Предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета.

3.3. Сколько существует степеней сравнения?

а) Одна;
б) две;
в) три.

3.4. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

а) Притяжательные;
б) качественные;
в) качественные, относительные, притяжательные.









Редакторский. Перепиши текст, исправь речевые ошибки, расставь правильно знаки препинания.



И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося и я решил почаще приходить сюда.



Редакторский. Перепиши текст, исправь речевые ошибки, расставь правильно знаки препинания.

Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат не знает даже, как его звать. Это я пошутил. Значит, иду Дале. Глядь-опять че-то написано. А неопнятно. Так я и ушел прямо-таки убег ни с чем.































ОТВЕТЫ

1. Орфоэпический тур. красивее, звонит, досуг, черпать, бытие, хозяева, торты, цемент, цыган, облегчить.

2. Лексический.

*1

а) Авторалли-спорт. Соревнование (гл.образом междунар.) на специально подготовленных серийных автомобилях и (или) мотоциклах в искусстве вождения (на скорость, точность соблюдения заданного графика движения и т.д.)

б) Мумия (от араб. мум - воск)

  1. труп, предохраняемый от разложения мумификацией или бальзамированием;

  2. (пренеб.) безжизненный, вялый, застывший в своих понятиях человека.

в) Сенсация (лат. – чувство) – сильное ошеломляющее впечатление от какого-либо сообщения, события, а также само такое событие.

*2.

а) Мулине (франц.) – цветные крученые нитки (шелковые, штапельные) для вышивания.

б) Регби (от назв. англ. города Регби) спортивная командная игра с мячом овальной формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке (“поле”) соперника за лицевой линией или забить в ворота.

в) Видеоклип (от англ. – обрезка, стрижка) – короткий рекламный или муз. фильм, преимущественно для показа по телевидению.

3. Фразеологический тур.

*1.Определите род занятий людей по следующим выражениям:

  • направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку,вызвать огонь на себя; (военный)

  • войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;(актер)

  • разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;(столяр)

  • шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;(портной)

  • через час по чайной ложке, позолотить пилюлю(аптекарь)

  • стричь под одну гребенку(парикмахер)

  • сбоку припеку(пекарь)

  • мертвая хватка охотник)

*2. Закончить пословицу или поговорку (НА ДОСКЕ ЗАПИСАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ КАПИТАНАМ)

Горек обед без (хлеба).
Нет друга, так ищи, (а нашел – береги).
Умный любит учиться, а (дурак – учить).
Новых друзей наживай, (а старых не теряй).
Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня).
Дружба дружбой – (а служба службой).
Без терпенья – (нет ученья).
Доброе слово (лучше мягкого пирога).
Чтение – лучшее (учение).

5. Морфологический тур.

1.1 глагол в изъяв.накл, 1.2 - мест, глагол, 1.3- по лицам и числам, 1.4- 2.

2.1 - условное, 2.2- условное, 2.3 условное, 2.4- условное-сослагательное.

3.1-какой?чей? 3.2-признак предмета, 3.3-две(сравнит, превосх), 3.4-качественные.

















































Редакторский. Перепиши текст, исправь речевые ошибки, расставь правильно знаки препинания.



И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося и я решил почаще приходить сюда.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Турнир знатоков русского языка"

Автор: Рожкова Ольга Валерьевна

Дата: 23.04.2019

Номер свидетельства: 508167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Турнир знатоков русского языка."
    ["seo_title"] => string(34) "turnir-znatokov-russkogho-iazyka-2"
    ["file_id"] => string(6) "264221"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449672229"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект кружкового занятия на тему "Турнир знатоков русского языка" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-kruzhkovogho-zaniatiia-na-tiemu-turnir-znatokov-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "246015"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446280404"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Внеклассное мероприятие "Турнир Знатоков русского языка". "
    ["seo_title"] => string(63) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-turnir-znatokov-russkogho-iazyka-1"
    ["file_id"] => string(6) "196325"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428045544"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Турнир  знатоков  русского  языка (обобщение  по  теме  «Причастие») "
    ["seo_title"] => string(69) "turnir-znatokov-russkogho-iazyka-obobshchieniie-po-tiemie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "185518"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426187769"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Турнир "Знатоки русского языка" "
    ["seo_title"] => string(31) "turnir-znatoki-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "194997"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427828194"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства