Просмотр содержимого документа
«"Турнир знатоков русского языка"»
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"
Цель:
проверить знания уч-ся по русскому языку; учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать уч-ся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку;
активизировать мыслительную деятельность уч-ся; развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения;
формирование положительной мотивации изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Жюри: королева Грамматика, барон Синт, принц Морф, учитель русского языка и литературы.
Туры:
Орфоэпический.
Лексический.
Фразеологический.
Морфемный.
Морфологический.
Редакторский.
На доске записаны туры.
Ход игры.
Вступительное слово учителя:
- Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня мы с вами собрались на “Турнир знатоков русского языка”. Турнир непростой, а рыцарский. Что вы знаете о рыцарях? (ответ уч-ся)
- Совершенно правильно. Вот и наши команды будут бороться за звание знатоков русского языка.
Представление команд (капитан), жюри.
- Наш турнир будет состоять из шести туров. За каждый правильный ответ вы будете получать балл, жюри следит за процессом и объявляет рез-ты после каждого тура
Первый тур.
1. Орфоэпический. Задание на карточках. Жюри собирают и проверяют работы.
2. Лексический. Задание на карточках для каждой команды индивидуальное. Оценивается каждая команда.
Что обозначают данные слова? Укажите лексические значения слов.
*1
а) Авторалли-спорт. Соревнование (гл.образом междунар.) на специально подготовленных серийных автомобилях и (или) мотоциклах в искусстве вождения (на скорость, точность соблюдения заданного графика движения и т.д.)
б) Мумия (от араб. мум - воск)
труп, предохраняемый от разложения мумификацией или бальзамированием;
(пренеб.) безжизненный, вялый, застывший в своих понятиях человека.
в) Сенсация (лат. – чувство) – сильное ошеломляющее впечатление от какого-либо сообщения, события, а также само такое событие.
б) Регби (от назв. англ. города Регби) спортивная командная игра с мячом овальной формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке (“поле”) соперника за лицевой линией или забить в ворота.
в) Видеоклип (от англ. – обрезка, стрижка) – короткий рекламный или муз. фильм, преимущественно для показа по телевидению.
3. Фразеологический. Отвечает команда, быстрее других поднявшая РУКУ. Руку поднимает капитан
*1.Определите род занятий людей по следующим выражениям:
направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку,
вызвать огонь на себя;
войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;
разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;
*2. Закончить пословицу или поговорку (НА ДОСКЕ ЗАПИСАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ КАПИТАНАМ)
Горек обед без (хлеба). Нет друга, так ищи, (а нашел – береги). Умный любит учиться, а (дурак – учить). Новых друзей наживай, (а старых не теряй). Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня). Дружба дружбой – (а служба службой). Без терпенья – (нет ученья). Доброе слово (лучше мягкого пирога). Чтение – лучшее (учение).
4. Морфемный. Задание на карточках для команды индивидуальное. Оценивается каждая команда.
Прочитайте слова, придуманные детьми. Определите, какими способами они образованы.
5. Морфологический. Блиц – опрос. Оценивается каждая команда. Задания на карточках индивидуальное для каждой команды.
1.1. Какие части речи изменяются по числам?
а) наречие; б) глагол в неопределенной форме; в) глагол в изъявительном наклонении.
1.2. Какие части речи изменяются по лицам?
а) имя прилагательное; б) местоимение; в) глагол.
1.3. Что называется спряжением глагола?
а) изменение глагола по падежам; б) изменение глагола по родам и числам; в) изменение глагола по лицам и числам.
1.4.У глагола есть спряжения. Сколько их?
а) одно: б) три; в) два.
2.1. Какое наклонение живет только в форме прошедшего времени? 2.2 Какое наклонение постоянно преследует одна очень вредная и капризная частица? 2.3. Какое наклонение обозначает действие, которое может произойти только при определенных условиях? 2.4. Какое наклонение имеет сразу два названия? (Условное – сослагательное).
3.1. На какие вопросы отвечает прилагательное?
а) Что делать? Что сделал? б) Какой? Чей? в) Когда? Где?
3.2. Что обозначает прилагательное?
а) Предмет; б) признак предмета; в) действие предмета.
3.3. Сколько существует степеней сравнения?
а) Одна; б) две; в) три.
3.4. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?
Перепиши текст, исправь речевые ошибки, расставь правильно знаки препинания.
И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося и я решил почаще приходить сюда.
Перепиши текст, исправь речевые ошибки, расставь правильно знаки препинания.
Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат не знает даже, как его звать. Это я пошутил. Значит, иду Дале. Глядь-опять че-то написано. А неопнятно. Так я и ушел прямо-таки убег ни с чем.
а) наречие; б) глагол в неопределенной форме; в) глагол в изъявительном наклонении.
1.2. Какие части речи изменяются по лицам?
а) имя прилагательное; б) местоимение; в) глагол.
1.3. Что называется спряжением глагола?
а) изменение глагола по падежам; б) изменение глагола по родам и числам; в) изменение глагола по лицам и числам.
1.4.У глагола есть спряжения. Сколько их?
а) одно: б) три; в) два.
2.1. Какое наклонение живет только в форме прошедшего времени? 2. 2.Какое наклонение постоянно преследует одна очень вредная и капризная частица? 2.3 Какое наклонение обозначает действие, которое может произойти только при определенных условиях? 2.4. Какое наклонение имеет сразу два названия? (Условное – сослагательное).
3.1. На какие вопросы отвечает прилагательное?
а) Что делать? Что сделал? б) Какой? Чей? в) Когда? Где?
3.2. Что обозначает прилагательное?
а) Предмет; б) признак предмета; в) действие предмета.
3.3. Сколько существует степеней сравнения?
а) Одна; б) две; в) три.
3.4. Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?
Редакторский. Перепиши текст, исправь речевые ошибки, расставь правильно знаки препинания.
И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося и я решил почаще приходить сюда.
Редакторский. Перепиши текст, исправь речевые ошибки, расставь правильно знаки препинания.
Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат не знает даже, как его звать. Это я пошутил. Значит, иду Дале. Глядь-опять че-то написано. А неопнятно. Так я и ушел прямо-таки убег ни с чем.
а) Авторалли-спорт. Соревнование (гл.образом междунар.) на специально подготовленных серийных автомобилях и (или) мотоциклах в искусстве вождения (на скорость, точность соблюдения заданного графика движения и т.д.)
б) Мумия (от араб. мум - воск)
труп, предохраняемый от разложения мумификацией или бальзамированием;
(пренеб.) безжизненный, вялый, застывший в своих понятиях человека.
в) Сенсация (лат. – чувство) – сильное ошеломляющее впечатление от какого-либо сообщения, события, а также само такое событие.
б) Регби (от назв. англ. города Регби) спортивная командная игра с мячом овальной формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке (“поле”) соперника за лицевой линией или забить в ворота.
в) Видеоклип (от англ. – обрезка, стрижка) – короткий рекламный или муз. фильм, преимущественно для показа по телевидению.
3. Фразеологический тур.
*1.Определите род занятий людей по следующим выражениям:
направление главного удара, стать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку,вызвать огонь на себя; (военный)
войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;(актер)
разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;(столяр)
шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;(портной)
через час по чайной ложке, позолотить пилюлю(аптекарь)
стричь под одну гребенку(парикмахер)
сбоку припеку(пекарь)
мертвая хватка охотник)
*2. Закончить пословицу или поговорку (НА ДОСКЕ ЗАПИСАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ КАПИТАНАМ)
Горек обед без (хлеба). Нет друга, так ищи, (а нашел – береги). Умный любит учиться, а (дурак – учить). Новых друзей наживай, (а старых не теряй). Не откладывай на завтра, (что можно сделать сегодня). Дружба дружбой – (а служба службой). Без терпенья – (нет ученья). Доброе слово (лучше мягкого пирога). Чтение – лучшее (учение).
5. Морфологический тур.
1.1 глагол в изъяв.накл, 1.2 - мест, глагол, 1.3- по лицам и числам, 1.4- 2.
Редакторский. Перепиши текст, исправь речевые ошибки, расставь правильно знаки препинания.
И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося и я решил почаще приходить сюда.