kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Подготовка к итоговому сочинению в 2016-2017 учебном году"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итоговое сочинение выпускники в этом году пишут уже в третий раз – и единожды утвержденный формат его проведения не меняется. Заранее, за несколько месяцев до испытания, специальный Совет по вопросам проведения итогового сочинения, утверждает пять открытых тематических направлений. У школьников есть возможность поработать и поразмышлять над ними, заранее подобрать литературный материал, на который они будут опираться при написании работы. Непосредственно в день экзамена выпускникам предлагается пять конкретных тем, каждая из которых соответствует одному из тематических направлений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Подготовка к итоговому сочинению в 2016-2017 учебном году"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЫКАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

___________________________________________________________

306251, с.Быканово, ул.Молодежная 14 Обоянского района Курской области. Тел. 8 (471 – 41) 3 – 32 – 42

bickanovskaja@yandex. www.obo-buk.ru.




Подготовка к итоговому сочинению в 2016-2017 учебном году

Писать всегда трудно, и чем труднее,

тем лучше выходит.

Л.Н.Толстой



с


Гавриляк Надежда Ивановна -

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Быкановская средняя общеобразовательная школа»









2016 г.

Итоговое сочинение выпускники в этом году пишут уже в третий раз – и единожды утвержденный формат его проведения не меняется. Заранее, за несколько месяцев до испытания, специальный Совет по вопросам проведения итогового сочинения, утверждает пять открытых тематических направлений. У школьников есть возможность поработать и поразмышлять над ними, заранее подобрать литературный материал, на который они будут опираться при написании работы. Непосредственно в день экзамена выпускникам предлагается пять конкретных тем, каждая из которых соответствует одному из тематических направлений. Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах при Министерстве образования и науки России,  председателем которого является Наталья Солженицына, разработал и утвердил открытые тематические направления для итогового сочинения 2016–2017 учебного года (протокол от 05.07.2016г.)

В 2016 году все пять «направлений для размышлений» сформулированы по одному и тому же принципу. Каждая из них объединяет два полярных, «контрастных» понятия, конфликт между которыми заложен уже в самой формулировке.

Формулировки открытых направлений для письменных работ таковы:

  1. Разум и чувство.

  2. Честь и бесчестие.

  3. Победа и поражение.

  4. Опыт и ошибки.

  5. Дружба и вражда.

Темы, на которые предстоит рассуждать школьникам, принадлежат к числу «вечных» – они волновали и философов, и литераторов, что дает выпускникам возможность продемонстрировать свои лучшие стороны, выбрав проблемы, которые действительно их волнуют и написать работу.

В соответствии с утвержденными сроками, итоговое сочинение будет проходить в следующие дни:

  • 7 декабря 2016 (среда),

  • 1 февраля 2017 (среда),

  • 3 мая 2017 (среда).

Подавляющее большинство ребят напишут сочинение в декабре, остальные даты по сути являются «резервными» – в эти дни писать выпускную работу будут те, кто не смог принять участие в «основной волне» по уважительным причинам, выпускники прошлых лет, а также одиннадцатиклассники, которым не удалось получить «зачет» с первого раза (после первой неудачи у них есть право еще на две попытки).

На написание сочинения отведено 3 часа 55 минут. Для того, чтобы школьники из всех городов России были в равных условиях, для каждого часового пояса страны готовится отдельный комплект тем.

Как оценивается итоговое сочинение в 11 классе

Система оценивания в 2016-2017 году не претерпела никаких изменений по сравнению с прошлым годом. Результатом написания итогового сочинения в 11 классе может быть «зачет» (и, соответственно, допуск к выпускным экзаменам) или «незачет».

Однако для того, чтобы сочинение вообще было рассмотрено комиссией, оно должно соответствовать двум основным требованиям:

  • объем (минимум – 250 слов, рекомендованный объем – от 350, служебные слова включаются в подсчет),

  • самостоятельность работы (списывание как целых сочинений, так и их фрагментов не допускается, а объем цитат не может превышать половины общего объема итоговой работы).

Если работа не отвечает хотя бы одному из этих требований – автор автоматически получает «незачет» и отправляется на пересдачу. А после трех неудач подряд лишается права сдавать выпускные экзамены в этом году.

Работы, прошедшие «входной контроль», оцениваются по пяти критериям:

  1. соответствие теме,

  2. качество аргументации и привлечение литературного материала(хоть сочинение и не является экзаменом по литературе, но все-таки обращение за соответствующими примерами к художественной литературе является обязательным),

  3. композиция текста и логика изложения (отсутствие грубых логических ошибок),

  4. качество письменной речи (стилистика, словарный запас, адекаватность словоупотребления),

  5. грамотность (грамматика, орфография, пунктуация).

Система оценивания достаточно мягкая – так, для того, чтобы получить заветный «плюсик» по критерию «грамотность», на каждые 100 слов должно приходиться менее 5 ошибок; а «незачет» по критерию «качество речи» ставится только тогда, когда корявость текста мешает понять его смысл. Для того, чтобы получить «зачет» за все сочинение, достаточно получить «плюсы» по первым двум критериям – и хотя бы по одному из трех оставшихся.

Система подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению состоит из 8 шагов:

Шаг 1.Знакомство с организацией экзамена и психологический настрой учащихся

Шаг 2.Знакомство с тематическими блоками и их обсуждение

Шаг 3.Знакомство с параметрами оценивания работы

Шаг 4.Подбор к тематическим блокам литературного материала

Шаг5.Коллективное создание устных вариантов сочинений

Шаг 6.Коллективное создание письменных вариантов сочинений

Шаг 7.Знакомство с бланками

Шаг 8.Написание индивидуальных работ и их детальный анализ



Мною определены приоритетные направления работы, виды и формы заданий, используемые на практике. Приведу некоторые примеры

Напишите  разные вступления к сочинению на одну из предложенных тем.

«Отцы» и «дети» в романе И.С.Тургенева.

Чтобы сформировать умение создавать текст на заданную тему, стараюсь со своими учениками анализировать готовые тексты с разных точек зрения (тема, авторская позиция, композиция, языковые средства) и регулярно практиковать выполнение письменных работ различного объёма на основе художественного произведения.

Сочинение требует от школьника умения думать, говорить, грамотно и последовательно излагать свои мысли, поэтому работу по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения начинаю с 5 класса с отработки структуры сочинения-рассуждения.

Необходимо, начиная с первой четверти 10 класса, повторять изученные литературные произведения по тематическим блокам, анализировать ключевые эпизоды, подбирать цитатный материал. Следующий этап работы - консультации: помочь учащимся определиться с выбором темы. После определения выбора темы, необходимо проанализировать особенности работы по каждой теме. Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы (вопроса) и осмыслить её, определить свою задачу по её раскрытию.

Положительный результат при этом даёт вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. Удобнее использовать вопросительные формулировки тем.

В ходе обучения написанию сочинения вместе с учащимся можно составить алгоритм работы над сочинением:

1.     Определить тему сочинения.

2.     Выделить ключевые слова, в которых заключен смысл текста.

3.     Сформулировать тему в виде вопросов.

4.      Ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями и записать их в черновике.

5.     Попробовать доказать  правоту своего рассуждения.

6.     Вспомнить литературные произведения, которые раскрывают данную тему.

7.     Выстроить логическую последовательность своего суждения.

8.     Составить план сочинения.

9.     Вернуться к началу своих рассуждений, сравнить исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам.

10.  Сделать выводы, записать их 

11.  Написать черновик.

12.  Отредактировать работу.

13.  Написать сочинение.

Все написанные учеником работы должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя, каждый ученик должен иметь индивидуальный план работы над допускным сочинением.

Используя опорные материалы (подсказки), напишите сочинение на тему «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих...» (Ф. М. Достоевский).

Что такое любовь? Это одно из самых загадочных чувств, свойственных человеку. Кого-то она окрыляет, делает счастливым, а кому-то приносит боль и разочарование. Несмотря на это, каждый человек мечтает испытать это чувство, надеясь на то, что оно сделает его счастливым. Пожалуй, среди художников слова  (поэтов и писателей) нет тех, кто не обращался бы к вечной теме любви, и каждый из них описывал это чувство по-своему. Например, … в своём произведении…

Таким образом, …

Над вечной тайной любви размышляет и … в произведении…

Как мы видим,…

Итак, настоящая любовь … человека, очищает и возвышает его. Значит ли это, что она обладает чудодейственной силой воздействия? Да, любовь «перерождает нас самих», меняет. Способность … собой ради любви — это данный свыше удивительный дар, вызывающий неподдельное восхищение. 



 Уместное и умелое использование изобразительно-выразительных средств языка обогащает и украшает как устную, так и письменную речь. Многие учащиеся с осторожностью относятся к тропам и стилистическим фигурам, боясь ошибиться. Существуют различные речетворческие упражнения, формирующие умение использовать средства создания выразительности. Например:

  1.  Измените предложение так, чтобы в нем был использован перифраз.

А.С.Пушкин испытывал особое отношение к Санкт-Петербургу.

2.  Перестройте предложение так, чтобы в нем была антитеза.

Иной раз любовь приносит человеку страдание.

3.  Измените предложение так, чтобы в нем была метафора.

Данко жертвует собственной жизнью ради спасения других людей.

  1. Составьте план. Этот пункт часто игнорируют, и напрасно! Добротный план станет матрицей, на которую останется только нанизать предложения. Текст получится логичным, и в нем будет отображено все, что вы хотели сказать. Практика показывает, что чем подробнее план, тем легче писать сочинение. Можно отобразить в таком «кратком конспекте» каждый абзац, и тогда создание текста станет предельно простым.



Хорошо работает такой прием: изложить содержание произведения в 3-5 предложениях. Детям сложно выделить главное, даже если это небольшой рассказ.

Иногда усложняю задачу: даю ключевые слова - вопросы - что? кто? где? когда? как? И дети должны рассказать в маленьком рассуждении о чем данное произведение.

Использую такой прием: изложить произведение в обратном порядке. События вспомнить в обратном порядке, не вперед , а назад.

Работаем с готовыми сочинениями.

Разрезаем сочинение на смысловые части, школьники пытаются соединить, т.е. уловить логику, в которой работал автор сочинения, доказать правильность логики , что – то поправить, добавить какие – то связки. Эта работа всегда вызывает живой интерес.

Прием: дописать сочинение.

Предлагаю детям начало сочинения и концовку сочинения. Нужно подвести основную часть так, чтобы она подходила к данному началу и концовке. Можно дать только основную часть, а вступление и заключение написать. Иногда вступление дается труднее, чем основная часть. Дети боятся чистого листа.

Практикую такие задания: по готовым словосочетаниям составить небольшое высказывание, составить связный текст, который является определенными заготовками для рассуждения.

Много времени уделяю работе со словарями. Дети должны четко понимать суть понятий, а они их часто смешивают. Подбираем синонимы, антонимы к понятиям. Провожу «расшифровку» темы по ключевым словам. Каждому ключевому слову даем определение.



Продуктивным в написании вступления к сочинению является прием «синквейн». Этот прием обычно вводится на этапе рефлексии, однако синквейн может быть опорным конспектом вступления сочинения. Синквейн – простая по алгоритму форма стихотворений. В переводе «синквейн» –это стихотворение из пяти строк, написанное по заданному алгоритму. На первой строке пишется одно слово – существительное (тема синквейна). На второй строке пишутся два прилагательных (раскрытие темы синквейна). На третьей строке записываются три глагола (действия, относящиеся к теме синквейна). На четвертой строке находится фраза из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Пятая строчка – это слово, резюмирующее тему (личное отношение к теме). Содержание синквейна в ходе обучения расширяется за счет разных вариантов, составленных учащимися. Наиболее удачные слова затем вводятся в текст вступления

Например, синквейн

«Сочинение»:


Сочинение.

Трудное, интересное

Захватывает, направляет, вовлекает.

Сочинение заставляет мыслить, размышлять,

умело подбирать литературный материал-

Творчество.


На любом из этапов подготовки к итоговому сочинению можно использовать прием «эссе». Общеизвестно, что эссе – это жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой - либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Обычно эссе противопоставляется систематическому научному рассмотрению вопроса. Это очень распространенный жанр письменных работ, различают пятиминутное эссе, десятиминутное эссе, а также более сложные сочинения. После чтения и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью десятиминутного эссе по методике свободного письма. Для этого учитель просит в течение10 минут писать на предложенную тему. Основное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднениях можно письменно аргументировать возникшую проблему и постараться дописать эссе. Текст свободного эссе может быть подготовительным этапом работы для сочинения. Такое, на первый взгляд, несложное упражнение заставляет старшеклассников анализировать себя, свои переживания, рождает «умную эмоцию», которая, являясь первым впечатлением, актуализирует работу над сочинением.

Хорошо продумайте тему. Обычно она относится к одному из тематических блоков, объявленных заранее. Если есть возможность выбирать, не торопитесь и прислушайтесь к себе. Какая-то из тем вызывает у вас больше эмоций? Попробуйте написать о ней: если тема вам близка, текст получится более проникновенным и эффектным. Все-таки сочинение – это не просто проверка умения владеть пером. Пишите о том, что важно для вас. Чтобы по-настоящему проникнуться темой, представьте себя в ситуации, о которой решили писать сочинение. Как бы вы чувствовали себя, о чем бы думали?

Введение перечисленных приемов в подготовку к декабрьскому сочинению поможет нашим детям удачно написать его.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Статья "Подготовка к итоговому сочинению в 2016-2017 учебном году"

Автор: Гавриляк Надежда Ивановна

Дата: 22.11.2016

Номер свидетельства: 361602

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Реализация новой многофакторной системы оценки качества образования младшего школьника (статья)"
    ["seo_title"] => string(97) "riealizatsiianovoimnoghofaktornoisistiemyotsienkikachiestvaobrazovaniiamladshieghoshkolnikastatia"
    ["file_id"] => string(6) "340700"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1472112912"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методический материал.Рабочая программа учебного курса "Русский язык.9 класс" "
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskii-matierial-rabochaia-proghramma-uchiebnogho-kursa-russkii-iazyk-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118678"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413213191"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Рецензия на эссе"
    ["seo_title"] => string(19) "rietsienziianaessie"
    ["file_id"] => string(6) "282283"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453660007"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Программа кружка " В мире литературы" "
    ["seo_title"] => string(38) "proghramma-kruzhka-v-mirie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "187432"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426515346"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Образовательная программа кружкового объединения  «Пресс-центр» и школьная газета «Первая». "
    ["seo_title"] => string(101) "obrazovatiel-naia-proghramma-kruzhkovogho-obiedinieniia-priess-tsientr-i-shkol-naia-ghazieta-piervaia"
    ["file_id"] => string(6) "124166"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414654217"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства