kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы образований глагола

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способы образований глагола

При образовании глаголов в различной степени продуктивны три  морфологических способа словообразования: префиксальный, суффиксальный и суффиксально-префиксальный.

Префиксальный способ образования глаголов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении (ср. бежать - вбежать, выбежать, прибежать, отбежать и др.). Лексическое значение приставки наиболее отчетливо у глаголов движения.

Характерной особенностью глагольных приставок является наличие в их кругу приставок-антонимов, что облегчает уяснение значения приставки (ср.: заклеить - отклеить, а также приставок-синонимов, уточняющих лексическое значение глаголов (ср.: выгнать - изгнать). Некоторые приставки вносят в значение глагола экспрессивные оттенки (ср.: возрадоваться - обрадоваться).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы образований глагола»

Способы образований глагола

При образовании глаголов в различной степени продуктивны три  морфологических способа словообразования: префиксальный, суффиксальный и суффиксально-префиксальный.

Префиксальный способ образования глаголов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении (ср. бежать - вбежать, выбежать, прибежать, отбежать и др.). Лексическое значение приставки наиболее отчетливо у глаголов движения.

Характерной особенностью глагольных приставок является наличие в их кругу приставок-антонимов, что облегчает уяснение значения приставки (ср.: заклеить - отклеить, а также приставок-синонимов, уточняющих лексическое значение глаголов (ср.: выгнать - изгнать). Некоторые приставки вносят в значение глагола экспрессивные оттенки (ср.: возрадоваться - обрадоваться).

Суффиксальный способ образования глаголов применяется при образовании глаголов от существительных и прилагательных а также от местоимений, числительных и междометий. Суффикс -нича- (-ича; -а-) употребляется при образовании глаголов от названий лиц со значением «заниматься чем-либо, действовать как кто-либо»: ло-дыр-нича-ть, мошен-нича-ть, сапож-нича-ть. Суффикс -ова- (-ева-) и его производные -ствова-, -ирова-, -изирова- образуют глаголы от существительных со значением «осуществлять что-либо»: совет-ова-ть, господ-ствова-ть, дебат-ирова-ть, коллектив-изирова-ть. От существительных и прилагательных образуются глаголы посредством суффикса -и- со значением «создавать известное качество или состояние»: сор-и-ть, бел-и-ть. От прилагательных возможно образование глаголов суффиксом -е-, имеющим значение «делаться, становиться таким-то»: стар-е-ть, слаб-е-ть; реже используется суффикс -ну-: слеп-ну-ть, креп-ну-ть. От междометий образуются глаголы суффиксом -я- (ох-а-ть, ах-а-ть) и его вариантом -ка- - от междометий и звукоподражательных слов (мяу-ка-ть, ау-ка-ть), а также суффиксом -ну- (ах-ну-ть, цок-ну-ть).

Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов менее продуктивен. Разновидностью этого способа является использование суффикса -ыва- (-ива-)и аффикса -ся в сочетании с приставками: по-ходить - по-хаж-ива-ть, спать - вы-спать-ся (в последнем случае можно говорить о префиксально-постсуффиксальном способе).

Категория вида

Вид  это морфологическая категория глагола, которая указывает на отношение действия, обозначаемого глаголом, к внутреннему пределу этого действия: решить  решать.

Все глаголы в любой форме имеют значение вида, следовательно, эта категория универсальная. Категория вида бинарна: её составляют глаголы двух видов: совершенного (отвечают на вопрос что сделать?) и несовершенного (отвечают на вопрос что делать?).

Вид  это специфическая категория русского и других славянских языков, одна из сложных категорий грамматики, которую изучает специальный раздел грамматики  аспектология. Частные значения глаголов обоих видов разнообразны: значение завершенности (сказать), значение однократного действия (крикнуть), значение неопределённой длительности действия (кричать) и др.  

Все эти частные значения могут быть сведены к более общим: действие без указания на его внутренний предел(глаголы несовершенного вида) и действие с указанием на его внутренний предел (глаголы совершенного вида).

Глаголы совершенного и несовершенного вида различаются не только категориальным значением, а и словоизменением и грамматической сочетаемостью. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении обладают возможностью образовывать все временные формы  (делать  делал  делаю  буду делать), они имеют полный набор временных форм причастий. У глаголов совершенного вида в изъявительном наклонении нет формы настоящего времени (сделать  сделал  сделаю) и причастий настоящего времени. Глаголы совершенного виданикогда не сочетаются с глаголами, обозначающими какую-либо фазу действия (начать, закончить, продолжить и др.), и со словами и оборотами типа долго, часами, ежедневно и др.

Глаголы русского языка в своем большинстве противопоставлены друг другу по виду: они составляют видовые пары.Два глагола тождественные по своему лексическому значению, но различающиеся грамматическим значением совершенного и несовершенного вида объединяются видовую паруписать  написать, делать  сделать.

Наиболее распространённым способом видообразования является суффиксальный.

Глаголы несовершенного видаобразуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов: -ива-,  -ыва- (подклеить  подклеивать, расспросить   расспрашивать), -ва-, -а-(-я) (дать  давать, запеть  запевать, решить  решать, спасти  спасать).

Глаголы совершенного видаобразуются отглаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ну- и -ану-:(толкать  толкнуть, колоть  кольнуть, сыпать  сыпануть)приставок за-, на-, из-, с-, про-, о-, вы-, по-, раз- и др. (конспектировать  законспектировать, писать  написать, печь  испечь, делать  сделать, читать прочитать, слабеть  ослабеть,  лечить  вылечить, стро­ить  построить и т. д.).

Но чаще всего приставки не только изменяют грамматическое значение вида, но и придают глаголу новое лексическое значение, такие глаголы не образуют видовой пары: чи­тать  перечитать, отчитать, зачитать и т. д.

Глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения: вырезАть  вЫрезать, насыпАть  насЫпать.

В некоторых случаях члены видовой пары могут выражаться глаголами с разными основами: брать  взять, искать  найти, говорить  сказать.

Далеко не все глаголы в русском языке могут образовывать видовые пары. Различия между глаголами, составляющими видовую пару должны сводиться лишь к разнице на указание внутреннего предела

Глаголы, которым свойственны значения только совершенного или только несовершенного вида, называются одновидовыми. Чаще всего это глаголы с ярко выраженным способом глагольного действия: быть, существовать, являться (несовершенный вид), сказануть, крикнуть, встрепенуться, поспать (совершенный вид)

Двувидовые глаголы посредством одной и той же формы выражают значения совершенного и несовершенного вида. Эти глаголы занимают особое место в видовой системе русского языка. Обратим внимание, важно не путать двувидовые глаголы с глаголами, имеющими видовые пары.

К двувидовым глаголам относятся: глаголы с суффиксами -ова(ть), -ирова(ть): адресовать, организовать, конфисковать и др.; некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -е(ть), -и(ть): бежать, обещать, венчать, обещать, даровать, ранил и др.

Чаще всего двувидовость глаголов проявляется в формах прошедшего времени и инфинитива, но иногда не различаются и формы настоящего и будущего времени (казню, женю). Значение того или другого вида выявляется в контексте. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин); Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь).

Наклонения глагола

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда отсекается, например: видеть — вижу.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное, в глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое.

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.

Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание.

Время глагола

В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам. Формы времени выражают отношение действия к моменту речи. В русском языке существуют формы трёх времён: настоящего, прошедшего и будущего. Количество форм времени и способ их образования зависит от вида глагола. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени, причём форма будущего у них сложная. Глаголы совершенного вида имеют только две формы времени (у них нет настоящего времени), форма будущего простая.

Форма настоящего времени показывает, что действие совпадает с моментом речи или осуществляется постоянно, регулярно повторяется: На всех парах несётся поезд, колёса вертит паровоз... (Б. Пастернак); О, как убийственно мы любим, как вбуйной слепоте страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей! (Ф. Тют­чев).

Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида. Они образуются с помощью окончаний, которые присоединяются к основе настоящего времени и указывают одновременно не только на время, но и на ли­цо и число. Набор окончаний зависит от спряжения.

Форма прошедшего времени показывает, что действие предшествует моменту речи:Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... (А. Пушкин).

Формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффикса-л-, за которым следует окончание со значением числа и в ед. числе — рода: пел, пела, пело, пели.

У некоторых глаголов суффикс -л- в форме мужского рода отсутствует: вёз, тёр, рос, берёг, замер и др.

Прошедшее время глагола идти образуется от другой основы, отличной от основы неопределённой формы: идти — шёл, шла, шло, шли.

Форма будущего времени указывает на то, что действие произойдёт после момента речи: Настанут холода, осыпятся листы — и будет льдом — вода (Г. Иванов).

Формы будущего времени есть и у глаголов несовершенного вида, и у глаголов совершенного вида, но образуются они по-разному.

Формы будущего времени глаголов совершенного вида образуются от основы простого будущего времени с помощью тех же окончаний, что и формы настоящеговремени глаголов несовершенного вида (такая форма называется формой простого будущего времени): напишу, расскажу, принесу.

Формы будущего времени глаголов несовершенного вида образуются присоединением форм буду, будешь, будет, будем, будете, будут к инфинитиву глагола несовершенно­го вида (такая форма называется формой сложного будуще­го времени): буду писать, буду рассказывать, буду нести.

Формы времени могут употребляться не только в своём основном значении, но и в переносном значении, свойствен­ном формам других времён.

Формы настоящего времени могут обозначать действие, предшествующее моменту речи (использование форм настоящего времени в рассказе о прошлом носит названиена­стоящего исторического): Только, понимаешь, выхожу от мирового, глядь лошадки мои стоят смирнёхонько око­ло Ивана Михайловича (И. Бунин).

Формы настоящего времени могут также обозначать действие, следующее за моментом речи (значение будущего времени): У меня уже всё готово, я после обедаотправляю вещи. Мы с бароном завтра венчаемся, завтра же уезжаем на кирпичный завод, и послезавтра я уже в шко­ле, начинается новая жизнь (А. Чехов).

Формы прошедшего времени могут употребляться в значении будущего времени:Бежать, бежать! Иначе я умер (К. Федин).

Формы будущего времени могут иметь значение прошедшего времени: Герасим глядел, глядел, да как засме­ётся вдруг (И. Тургенев).

Спряжение глаголов

— это изменение глагола по лицам и числам.
В современном русском языке два спряжения, которые традиционно обозначаются римскими цифрами — I спряжение и II спряжение.

Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию. Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по неопределённой форме[1].

К I спряжению относятся глаголы, инфинитив которых оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть, а также несколько глаголов на -итьбрить, стелить, зиждиться, почить, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, -шибить (ушибить, ошибиться) (и образованные от них). При спряжении такие глаголы имеют окончания: 1-е лицо: ед.ч -«у» (-«ю»), мн.ч -«ем». 2-е лицо: ед.ч -«ешь», мн.ч -«ете»


Глаголы II спряжения при спряжении имеют окончания: 1-е лицо: ед.ч -«у» (-«ю»), мн.ч- «им». 2-е лицо: ед.ч -«ишь», мн.ч -«ите» 3-е лицо: ед.ч -«ит», мн.ч -«ят» (-«ат») К ним относятся:

  • глаголы, оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить, почить, брезжить, зиждиться, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованных от них),

  • некоторые глаголы на -еть:,

  • некоторые глаголы на -ать:

  • некоторые глаголы на -ятьстоять, бояться;

  • остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

Лицо

I спряжение

II спряжение

ед. число

мн. число

ед. число

мн. число

1-е лицо

-У(-Ю)

-ЕМ

-У(-Ю)

-ИМ

2-е лицо

-ЕШЬ

-ЕТЕ

-ИШЬ

-ИТЕ

3-е лицо

-ЕТ

-УТ(-ЮТ)

-ИТ

-АТ(-ЯТ)


Окончания глаголов

Правописание личных окончаний глаголов зависит от того, к какому типу спряжения относятся данные глаголы.

1. В русском языке имеется два основных типа спряжения: I спряжение с окончаниями -у, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) (иду, идёшь, идёт, идём, идёте, идут) и II спря­жение с окончаниями -у, -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят) (кричу, кричишь, кричит, кричим, кричите, кричат). Если у глагола окончание ударное, написание его не вызывает затруднений. Если окончание безударное, нужно определить тип спряжения глагола и в соответствии со спряжением выбрать окончание.

2. Глаголы бежать, хотеть, чтить (а также приставочные образования от них) являются разноспрягаемыми. Глаголы дать, есть (и их приставочные образования) называются глаголами особого спряжения: дать — дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; есть ем, ешь, ест, едим, едите, едят.

Примечание 1. Глаголы блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять и др. оканчиваются на-ять. В связи с этим, они относятся к первому спряжению и в их личных окончаниях пишется буква -е: каешься, лает, лелеем.

Примечание 2. Правописание окончаний глаголов с приставкой обез- (обес-) зависит от переходности глагола. Переходные глаголы с приставкой обез- (обес) имеют окончания II спряжения: Такая болезнь обессилит кого угодно. Милиция обезвредит преступника. Не­переходные глаголы с данной приставкой относятся к I спряжению: Если не будешь хорошо питаться, обессилеешь.

Примечание 3. Необходимо различать окончания глаголов во множественном числе изъявительного и повелительного наклонений. Вокончаниях глаголов будущего времени (изъявительное наклонение) пишутся буквы е или и в зависимости от спряжения глагола (I спр. — постелете, выметете, крикнете; II спр. — скосите, прославите): Когда вы (что сделаете?) привыкнете к нашему климату, мороз будет вам не так страшен. У глаголов и первого, и второго спряжения во множественном числе повелительного наклонения пишется -ите (выметите, умолкни­те, крикните, съездите): Вы крикните погромче, он и услышит.

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы хотеть и бежать и производные захотеть, расхотеть, побежать, добежать и т. п. называются разноспрягаемыми. Эти глаголы спрягаются частично по I, частично по II спряжению.
я         хоч-у    бег-у
ты       хоч-ешь    беж-ишь
он       хоч-ет    беж-ит
мы      хот-им    беж-им
вы       хот-ите    беж-ите
они      хот-ят    бег-ут

Гласные в суффиксах глагола
Глагол хотеть в ед. ч. имеет окончания 1 спряжения (с гласной е), а во мн. ч.— окончания II спряжения (с гласными и, я).

Гласные в суффиксах -ова-/ -ыва-

Чтобы проверить, какой суффикс (-ова- или -ыва-) писать в глаголе, надо поставить глагол в форму первого лица единственного числа. Если суффикс не изменится, нужно писать -ыва-:разведывать – разведываю, складывать – складываю.

Если в суффиксе произошло чередование -ова--у-, нужно писать -ова-: участвовать – участвую, командовать – командую.

Гласные в суффиксах -ева-/ -ива- и -е-, -ва-

Если в глаголах с суффиксами -ева--ива- и -е--ва- на ва падает ударение, надо писать е:танцевать, кочевать, ослабевать.

Если на ва не падает ударение, надо писать и: рассеивать, ухаживать, оценивать, развешивать.

Безударное ва после е встречается только в двух словах: потчевать, выкорчевать. Их можно проверить с помощью формы 1-го лица единственного числа: потчую, выкорчую.

Корневые гласные перед -ва-

От безударных гласных в суффиксах -ыва--ова--ива- и -ева-(-е--ва-) надо отличать гласные в корне перед суффиксом -ва-, которые проверяются по правилам правописания безударных гласных в корне слова: запевать песню (петь), запивать водой (пить).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Способы образований глагола

Автор: Яковлева Оксана Алексеевна

Дата: 06.11.2015

Номер свидетельства: 249107

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок русского языка в 5 классе "Способы образования глаголов" "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-sposoby-obrazovaniia-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "212651"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431882681"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация "Способы образования глаголов" (6 класс казахской школы)"
    ["seo_title"] => string(69) "prezentatsiia_sposoby_obrazovaniia_glagolov_6_klass_kazakhskoi_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "601145"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1645698930"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Разработка урока " Виды глаголов" "
    ["seo_title"] => string(32) "razrabotka-uroka-vidy-ghlagholov"
    ["file_id"] => string(6) "191030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427264108"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Урок  способы образования слов"
    ["seo_title"] => string(27) "uroksposobyobrazovaniiaslov"
    ["file_id"] => string(6) "293762"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455543882"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "" Образование глаголов приставочным способом " "
    ["seo_title"] => string(46) "obrazovaniie-ghlagholov-pristavochnym-sposobom"
    ["file_id"] => string(6) "181066"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425299067"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства