При образовании глаголов в различной степени продуктивны три морфологических способа словообразования: префиксальный, суффиксальный и суффиксально-префиксальный.
Префиксальный способ образования глаголов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении (ср. бежать - вбежать, выбежать, прибежать, отбежать и др.). Лексическое значение приставки наиболее отчетливо у глаголов движения.
Характерной особенностью глагольных приставок является наличие в их кругу приставок-антонимов, что облегчает уяснение значения приставки (ср.: заклеить - отклеить, а также приставок-синонимов, уточняющих лексическое значение глаголов (ср.: выгнать - изгнать). Некоторые приставки вносят в значение глагола экспрессивные оттенки (ср.: возрадоваться - обрадоваться).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Способы образований глагола»
Способы образований глагола
При образовании глаголов в различной степени продуктивны три морфологических способа словообразования: префиксальный, суффиксальный и суффиксально-префиксальный.
Префиксальный способ образования глаголов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении (ср. бежать - вбежать, выбежать, прибежать, отбежать и др.). Лексическое значение приставки наиболее отчетливо у глаголов движения.
Характерной особенностью глагольных приставок является наличие в их кругу приставок-антонимов, что облегчает уяснение значения приставки (ср.: заклеить - отклеить, а также приставок-синонимов, уточняющих лексическое значение глаголов (ср.: выгнать - изгнать). Некоторые приставки вносят в значение глагола экспрессивные оттенки (ср.: возрадоваться - обрадоваться).
Суффиксальный способ образования глаголов применяется при образовании глаголов от существительных и прилагательных а также от местоимений, числительных и междометий. Суффикс -нича- (-ича; -а-) употребляется при образовании глаголов от названий лиц со значением «заниматься чем-либо, действовать как кто-либо»: ло-дыр-нича-ть, мошен-нича-ть, сапож-нича-ть. Суффикс -ова- (-ева-) и его производные -ствова-, -ирова-, -изирова- образуют глаголы от существительных со значением «осуществлять что-либо»: совет-ова-ть, господ-ствова-ть, дебат-ирова-ть, коллектив-изирова-ть. От существительных и прилагательных образуются глаголы посредством суффикса -и- со значением «создавать известное качество или состояние»: сор-и-ть, бел-и-ть. От прилагательных возможно образование глаголов суффиксом -е-, имеющим значение «делаться, становиться таким-то»: стар-е-ть, слаб-е-ть; реже используется суффикс -ну-: слеп-ну-ть, креп-ну-ть. От междометий образуются глаголы суффиксом -я- (ох-а-ть, ах-а-ть) и его вариантом -ка- - от междометий и звукоподражательных слов (мяу-ка-ть, ау-ка-ть), а также суффиксом -ну- (ах-ну-ть, цок-ну-ть).
Суффиксально-префиксальный способ образования глаголов менее продуктивен. Разновидностью этого способа является использование суффикса -ыва- (-ива-)и аффикса -ся в сочетании с приставками: по-ходить - по-хаж-ива-ть, спать - вы-спать-ся (в последнем случае можно говорить о префиксально-постсуффиксальном способе).
Категория вида
Вид–это морфологическая категория глагола, которая указывает на отношение действия, обозначаемого глаголом, к внутреннему пределу этого действия: решить–решать.
Все глаголы в любой форме имеют значение вида, следовательно, эта категория универсальная. Категория вида бинарна: её составляют глаголы двух видов: совершенного (отвечают на вопрос что сделать?) и несовершенного (отвечают на вопрос что делать?).
Вид– это специфическая категория русского и других славянских языков, одна из сложных категорий грамматики, которую изучает специальный раздел грамматики –аспектология. Частные значения глаголов обоих видов разнообразны: значение завершенности (сказать), значение однократного действия (крикнуть), значение неопределённой длительности действия (кричать) и др.
Все эти частные значения могут быть сведены к более общим: действие без указания на его внутренний предел(глаголы несовершенного вида) и действие с указанием на его внутренний предел (глаголы совершенного вида).
Глаголы совершенного и несовершенного видаразличаются не только категориальным значением, а и словоизменением и грамматической сочетаемостью. Глаголы несовершенного вида в изъявительном наклонении обладают возможностью образовывать все временные формы (делать–делал–делаю–буду делать), они имеют полный набор временных форм причастий. У глаголов совершенного видав изъявительном наклонении нет формы настоящего времени (сделать–сделал–сделаю) и причастий настоящего времени. Глаголы совершенного виданикогда не сочетаются с глаголами, обозначающими какую-либо фазу действия (начать, закончить, продолжить и др.), и со словами и оборотами типа долго, часами, ежедневно и др.
Глаголы русского языка в своем большинстве противопоставлены друг другу по виду: они составляют видовые пары.Два глагола тождественные по своему лексическому значению, но различающиеся грамматическим значением совершенного и несовершенного вида объединяются видовую пару: писать–написать,делать–сделать.
Наиболее распространённым способом видообразования является суффиксальный.
Глаголы несовершенного видаобразуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов: -ива-, -ыва-(подклеить–подклеивать, расспросить– расспрашивать), -ва-, -а-(-я)(дать–давать, запеть–запевать, решить–решать, спасти –спасать).
Глаголы совершенного видаобразуются отглаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ну- и -ану-:(толкать–толкнуть, колоть–кольнуть, сыпать–сыпануть), приставок за-, на-, из-, с-, про-, о-, вы-, по-, раз- и др.(конспектировать–законспектировать, писать–написать, печь–испечь, делать–сделать, читать–прочитать, слабеть–ослабеть, лечить–вылечить, строить–построить и т. д.).
Но чаще всего приставки не только изменяют грамматическое значение вида, но и придают глаголу новое лексическое значение, такие глаголы не образуют видовой пары: читать–перечитать, отчитать, зачитать и т. д.
Глаголы, составляющие видовую пару, могут различаться только местом ударения:вырезАть–вЫрезать, насыпАть–насЫпать.
В некоторых случаях члены видовой пары могут выражаться глаголами с разными основами: брать–взять, искать–найти, говорить–сказать.
Далеко не все глаголы в русском языке могут образовывать видовые пары. Различия между глаголами, составляющими видовую пару должны сводиться лишь к разнице на указание внутреннего предела
Глаголы, которым свойственны значения только совершенного или только несовершенного вида, называются одновидовыми. Чаще всего это глаголы с ярко выраженным способом глагольного действия: быть, существовать, являться (несовершенный вид), сказануть, крикнуть, встрепенуться, поспать (совершенный вид)
Двувидовые глаголы посредством одной и той же формы выражают значения совершенного и несовершенного вида. Эти глаголы занимают особое место в видовой системе русского языка. Обратим внимание, важно не путать двувидовые глаголы с глаголами, имеющими видовые пары.
К двувидовым глаголам относятся:глаголы с суффиксами -ова(ть), -ирова(ть): адресовать, организовать, конфисковать и др.; некоторые глаголы с суффиксами -а(ть), -е(ть), -и(ть): бежать, обещать, венчать, обещать, даровать, ранил и др.
Чаще всего двувидовость глаголов проявляетсяв формах прошедшего времени и инфинитива, но иногда не различаются и формы настоящего и будущего времени (казню, женю). Значение того или другого вида выявляется в контексте. Например: Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят (что делают?) (А. Пушкин); Не прикажете ли, я велю (что сделаю?) подать коврик? (Н. Гоголь).
Наклонения глагола
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда отсекается, например: видеть — вижу. В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее сложное, в глаголы совершенного вида — два времени: прошедшее и будущее простое.
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях. Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б). Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами. Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе — по родам.
Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу. Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам. Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном — -те. Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка, которая несколько смягчает приказание.
Время глагола
В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам. Формы времени выражают отношение действия к моменту речи. В русском языке существуют формы трёх времён: настоящего, прошедшего и будущего. Количество форм времени и способ их образования зависит от вида глагола. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени, причём форма будущего у них сложная. Глаголы совершенного вида имеют только две формы времени (у них нет настоящего времени), форма будущего простая.
Форма настоящего временипоказывает, что действие совпадает с моментом речи или осуществляется постоянно, регулярно повторяется: На всех парахнесётсяпоезд, колёсавертитпаровоз... (Б. Пастернак); О, как убийственно мылюбим,каквбуйной слепоте страстей мы то всего вернеегубим,что сердцу нашему милей! (Ф. Тютчев).
Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида. Они образуются с помощью окончаний, которые присоединяются к основе настоящего времени и указывают одновременно не только на время, но и на лицо и число. Набор окончаний зависит от спряжения.
Форма прошедшего временипоказывает, что действие предшествует моменту речи:Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... (А. Пушкин).
Формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффикса-л-,за которым следует окончание со значением числа и в ед. числе — рода: пел, пела, пело, пели.
У некоторых глаголов суффикс -л-в форме мужского рода отсутствует: вёз, тёр, рос, берёг, замери др.
Прошедшее время глаголаидтиобразуется от другой основы, отличной от основы неопределённой формы: идти— шёл, шла, шло, шли.
Форма будущего времениуказывает на то, что действие произойдёт после момента речи: Настанут холода, осыпятся листы— и будет льдом— вода (Г. Иванов).
Формы будущего времени есть и у глаголов несовершенного вида, и у глаголов совершенного вида, но образуются они по-разному.
Формы будущего времени глаголов совершенного вида образуются от основы простого будущего времени с помощью тех же окончаний, что и формы настоящеговремени глаголов несовершенного вида (такая форма называется формой простого будущего времени): напишу, расскажу, принесу.
Формы будущего времени глаголовнесовершенного вида образуются присоединением форм буду, будешь, будет, будем, будете, будутк инфинитиву глагола несовершенного вида (такая форма называется формой сложного будущего времени): буду писать, буду рассказывать, буду нести.
Формы времени могут употребляться не только в своём основном значении, но и в переносном значении, свойственном формам других времён.
Формы настоящего времени могут обозначать действие, предшествующее моменту речи (использование форм настоящего времени в рассказе о прошлом носит названиенастоящего исторического): Только, понимаешь,выхожуот мирового, глядь—лошадки моистоятсмирнёхонько около Ивана Михайловича (И. Бунин).
Формы настоящего времени могут также обозначать действие, следующее за моментом речи (значение будущего времени): У меня уже всё готово, я после обедаотправляювещи. Мы с бароном завтравенчаемся,завтра жеуезжаемна кирпичный завод, и послезавтра я уже в школе,начинаетсяновая жизнь (А. Чехов).
Формы прошедшего времени могут употребляться в значении будущего времени:Бежать, бежать! Иначе яумер (К.Федин).
Формы будущего времени могут иметь значение прошедшего времени: Герасим глядел, глядел, да как засмеётся вдруг (И. Тургенев).
Спряжение глаголов
— это изменение глагола по лицам и числам. В современном русском языке два спряжения, которые традиционно обозначаются римскими цифрами — I спряжение и II спряжение.
Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на слух по окончанию. Если ударение падает на основу и личные окончания на слух различить трудно, то спряжение определяется по неопределённой форме[1].
К I спряжению относятся глаголы, инфинитив которых оканчивается на -еть, -ать, -оть, -уть, -ять, -ыть, -ть, а также несколько глаголов на -ить: брить, стелить, зиждиться, почить, бить, вить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, -шибить (ушибить, ошибиться) (и образованные от них). При спряжении такие глаголы имеют окончания: 1-е лицо: ед.ч -«у» (-«ю»), мн.ч -«ем». 2-е лицо: ед.ч -«ешь», мн.ч -«ете»
Глаголы II спряжения при спряжении имеют окончания: 1-е лицо: ед.ч -«у» (-«ю»), мн.ч- «им». 2-е лицо: ед.ч -«ишь», мн.ч -«ите» 3-е лицо: ед.ч -«ит», мн.ч -«ят» (-«ат») К ним относятся:
глаголы, оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить, почить, брезжить, зиждиться, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованных от них),
некоторые глаголы на -еть:,
некоторые глаголы на -ать:
некоторые глаголы на -ять: стоять, бояться;
остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.
Лицо
I спряжение
II спряжение
ед. число
мн. число
ед. число
мн. число
1-е лицо
-У(-Ю)
-ЕМ
-У(-Ю)
-ИМ
2-е лицо
-ЕШЬ
-ЕТЕ
-ИШЬ
-ИТЕ
3-е лицо
-ЕТ
-УТ(-ЮТ)
-ИТ
-АТ(-ЯТ)
Окончания глаголов
Правописание личных окончаний глаголов зависит от того, к какому типу спряжения относятся данные глаголы.
1. В русском языке имеется два основных типа спряжения: I спряжение с окончаниями -у, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) (иду, идёшь, идёт, идём, идёте, идут) и II спряжение с окончаниями -у, -ишь, -ит, -им, -ите, -am (-ят) (кричу, кричишь, кричит, кричим, кричите, кричат). Если у глагола окончание ударное, написание его не вызывает затруднений. Если окончание безударное, нужно определить тип спряжения глагола и в соответствии со спряжением выбрать окончание.
2. Глаголы бежать, хотеть, чтить (а также приставочные образования от них) являются разноспрягаемыми. Глаголы дать, есть (и их приставочные образования) называются глаголами особого спряжения: дать — дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут; есть —ем, ешь, ест, едим, едите, едят.
Примечание 1. Глаголы блеять, веять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять и др. оканчиваются на-ять. В связи с этим, они относятся к первому спряжению и в их личных окончаниях пишется буква -е: каешься, лает, лелеем.
Примечание 2. Правописание окончаний глаголов с приставкой обез- (обес-) зависит от переходности глагола. Переходные глаголы с приставкой обез- (обес) имеют окончания II спряжения: Такая болезнь обессилит кого угодно. Милиция обезвредит преступника. Непереходные глаголы с данной приставкой относятся к I спряжению: Если не будешь хорошо питаться, обессилеешь.
Примечание 3. Необходимо различать окончания глаголов во множественном числе изъявительного и повелительного наклонений. Вокончаниях глаголов будущего времени (изъявительное наклонение) пишутся буквы е или и в зависимости от спряжения глагола (I спр. — постелете, выметете, крикнете; II спр. — скосите, прославите): Когда вы (что сделаете?) привыкнете к нашему климату, мороз будет вам не так страшен. У глаголов и первого, и второго спряжения во множественном числе повелительного наклонения пишется -ите (выметите, умолкните, крикните, съездите): Вы крикните погромче, он и услышит.
Разноспрягаемые глаголы
Глаголы хотеть и бежать и производные захотеть, расхотеть, побежать, добежать и т. п. называются разноспрягаемыми. Эти глаголы спрягаются частично по I, частично по II спряжению. я хоч-у бег-у ты хоч-ешь беж-ишь он хоч-ет беж-ит мы хот-им беж-им вы хот-ите беж-ите они хот-ят бег-ут
Гласные в суффиксах глагола Глагол хотеть в ед. ч. имеет окончания 1 спряжения (с гласной е), а во мн. ч.— окончания II спряжения (с гласными и, я).
Гласные в суффиксах -ова-/ -ыва-
Чтобы проверить, какой суффикс (-ова- или -ыва-) писать в глаголе, надо поставить глагол в форму первого лица единственного числа. Если суффикс не изменится, нужно писать -ыва-:разведывать – разведываю, складывать – складываю.
Если в суффиксе произошло чередование -ова-/ -у-, нужно писать -ова-: участвовать – участвую, командовать – командую.
Гласные в суффиксах -ева-/ -ива- и -е-, -ва-
Если в глаголах с суффиксами -ева-/ -ива- и -е-, -ва- на ва падает ударение, надо писать е:танцевать, кочевать, ослабевать.
Если на ва не падает ударение, надо писать и: рассеивать, ухаживать, оценивать, развешивать.
Безударное ва после е встречается только в двух словах: потчевать, выкорчевать. Их можно проверить с помощью формы 1-го лица единственного числа: потчую, выкорчую.
Корневые гласные перед -ва-
От безударных гласных в суффиксах -ыва-, -ова-, -ива- и -ева-(-е-, -ва-) надо отличать гласные в корне перед суффиксом -ва-, которые проверяются по правилам правописания безударных гласных в корне слова: запевать песню (петь), запивать водой (пить).