Логопедическое занятие на тему
" Образование глаголов приставочным способом "
5 класс
учитель- логопед
КГБОУ «Назаровскоя ОШ»
г.Назарово,
Красноярский край
Цель: формирование навыка словообразования глаголов приставочным способом.
Задачи:
1. Обучающие:
- учить образовывать приставочные глаголы;
- учить практически использовать приставочные глаголы в речи.
2. Коррекционно-развивающие:
-совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
-развивать навыки словообразования;
-активизировать и расширять глагольный словарь;
-развивать воображение;
- учить детей координировать речь и движения.
3. Воспитательные:
- поощрять стремление к грамматической правильности речи;
-прививать умение слушать друг друга;
- выполнять задания по речевой инструкции.
Оборудование: ноутбук, презентация, конверт с играми-заданиями (задания написаны на снежинках), мяч, ручки, тетради.
Ход
I. Организационный момент.
С/И «Комплимент» (сделай комплимент своему соседу по парте)
II. Заинтересовка.
ЛОГОПЕД: сегодня утром мне на пришло письмо, давайте сейчас его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята!
Я весёлый Снеговик
К снегу, холоду привык
Вместо носа ловко, я ношу морковку.
А в руках моих метла,
Боюсь солнца и тепла!
А зима заканчивается, скоро наступит весна, и я могу растаять. Поэтому решил отправиться в далёкое путешествие на север, где всегда холодно и много снега. Был я с вами всю зиму, приходил к вам на новогодний праздник, играл и веселился. Хотел я ещё поиграть в умные игры со словами, но не успел. Я приготовил для вас большой конверт с играми-заданиями. Вы очень умные и сообразительные дети - думаю, справитесь. Ну, мне пора, путь предстоит долгий и трудный, до скорых встреч!»
III.Введение в тему.
ЛОГОПЕД: Вот и конверт с умными играми – заданиями от Снеговика. Вы готовы их выполнить?
1. «Запомни и выполни». (Запоминание, выполнение и проговаривание сложных инструкций с приставочными глаголами)
Нескольким детям по очереди предлагается выполнить цепочку инструкций, а затем сказать, какие действия они выполняли.
-Подойди к зеркалу, обойди вокруг стула, отойди от стула на 2 шага вправо, подойди к раковине.
ЛОГОПЕД: Какие действия вы выполняли? (ответы детей)
Логопед обращает внимание на то, что слова-действия очень похожи, но сами действия, которые выполняли дети разные.
2.«Найди похожие действия» (Сл.№ 3,4)
Используя картинки, нужно составить предложения с разными приставочными глаголами.
На картинках изображены похожие действия (наливает, выливает, переливает, поливает),
Логопед: Назовите действия девочек. Придумайте с ними предложения.
(вышивает, пришивает, шьет, вяжет);
Логопед: Посмотрите на картинки, назовите действия Колобка. Составьте с ними предложения. Какая картинка сдесь лишняя?
Логопед: Во всех словах - действиях начало слова разное. Как называется часть слова, которая остается без изменения? С помощью какой части слова образованы эти слова?
Логопед: назовите тему сегодняшнего урока.
III. Основная часть.
- «Собери цветик - семицветик» (Сл.№ 5)
ЛОГОПЕД: ребята, этот необычный волшебный цветок поможет нам образовывать новые слова-действия. В середине цветка – слово-действие, а на лепестках написаны приставки. Соедините их со словом-действием, получается новое слово-действие. Давайте соберём цветок и у нас получатся новые слова. (Приставки: пере, по, при, до, за, под, у, в.Слово: бежать)
Дети образовывают слова, предварительно читая приставки, записывают слова, выделяя приставки.
- «Исправь ошибку» Фронтальная работа. (Сл.№ 6,7)
ЛОГОПЕД: Наш Снеговик сделал домашнее задание, но он перепутал приставки в словах-действиях. Помогите ему найти ошибки и исправить их.
-Мама поливает суп в тарелку.
-Садовник наливает цветы на клумбе.
-Машина переехала к гаражу.
-Лодка подплыла от берега.
-Девочка вложила книгу на стол.
-Мальчик отошел в школу.
-С дерева вылетел листок.
Дети проговаривают предложения с правильным действием и записывают.
- «Составь предложение по двум картинкам» (Сл.№ 8-12)
На доске пары картинок. Дети по картинкам составляют предложения, используя приставочные глаголы и записывают предложения.
Пары картинок:
заяц (бег) волк;
дети (шёл) школа;
девочка (целовать) мама;
Незнайка (едет) велосипед;
мальчик (мыть) ковёр.
IV. Физкультминутка (выполнение действий по тексту)
ЛОГОПЕД: давайте слепим для нашего Снеговика друга, чтоб ему не скучно было на севере.
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка. (имитация лепки снежков)
Вот скатали первый ком, (наклонившись «катают ком снега»)
Вот такой большущий он. (разводят руками сверху через стороны вниз)
Ком второй чуть-чуть поменьше, (то же, но чуть-чуть поменьше разводя руки)
Третий-это голова. (чертят в воздухе круг)
Шляпа будет из ведра. (над головой ставят ладони, как крышу)
Нос – морковка, а глаза – (показывают пальцем нос, глаза)
Два весёлых уголька.
Всё, готов наш снеговик,
У него довольный вид.
Рот смеётся до ушей, (показывают пальцем рот)
Веселит он всех детей. (улыбаются)
Снеговик вдруг оживает
И ребяток обнимает. (обнимают себя)
V. Закрепление.
- «Скажи наоборот» Игра с мячом
ЛОГОПЕД: предлагаю поиграть в снежки. Это любимая игра Снеговика. Я каждому буду бросать снежок, и произносить слово-действие, а вы мне в ответ бросайте снежок со словом–наоборот
уходить —.; заходить —.;
прибежать —.; заехать —.;
приехать - …; влетать —.;
прилететь-…; подплыть - …;
открыть —.; нагрузить -…;
налить -…; уносить -…;
- Составление рассказа. (Устная фронтальная работа) (Сл.№ 13)
«Добавь словечко»
ЛОГОПЕД: сейчас я расскажу вам историю про маленькую машинку.
-Жила была маленькая легковая машинка. Решила она поехать в гости к своему другу грузовичку. Давайте вместе дальше рассказывать, как машинка ехала в гости. Добавьте словечки!
Машинка из гаража….(выехала) и по дороге….(поехала), яму ….(объехала)и к реке…(подъехала), на мост …(заехала), с моста …(съехала) и дальше по дороге …(поехала).Ехала, ехала и в гости …(приехала).
VI. Итог.
Логопед подводит итог занятия.
ЛОГОПЕД: со всеми играми - заданиями Снеговика вы отлично справились. Чему вы научились сегодня?
(ответы детей)
VII. Оценка деятельности детей. (Сл. № 14)