Тема: Способы образования слов.
Цели: 1.Обобщить сведения о морфемах;
дать представление о механизмах
образования слова, познакомить с
приставочным, суффиксальным
способами образования слов.
2.Развивать умение графически
показывать, как образовано слово.
3.Воспитание нравственных качеств
личности путем использования игровых
элементов.
Ход урока
Орг.момент.
I. Проверка домашнего задания.
(Упр. проверяется устно. Несколько учеников работает с карточками.) Карточки
Задание: Найти в предложениях, взятых из сказок А.С.Пушкина, слова, образованные приставочным и суффиксальным способом. Запишите, выделите графически.
1. Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
2. Кушай яблочко, мой свет –
Благодарствуй за обед.
3. Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
4. Бабушка, постой немножко, –
Ей кричит она в окошко,–
Пригрожу сама я псу
И кой -что тебе снесу.
II. Изучение нового материала.
1.Сценка.
(Морфемы - приставка и суффикс спорят между собой о том, кто из них главнее. Толкают друг друга, кричат, перебивая друг друга.
Приставка. -Уйди, я здесь должна стоять! Я первая в слове, я главная, я образую новые слова!
Суффикс. -Не толкайся и не кричи! Это я главный, я тоже образую новые слова!
Появляется корень.
Корень. -Чего вы раскричались? Перед ребятами и перед нашими гостями стыдно за вас. Успокойтесь и извинитесь перед всеми.
Приставка и суффикс вместе.- Извините нас, пожалуйста, мы больше не будем так себя вести.
2. Слово учителя. -Хорошо, что вы осознали, что вели себя плохо, надеюсь, что больше такое не повторится. А сейчас, ребята, посмотрите на доску и запомните эти правила.
Слайд№1.
1.Не перебивай говорящего.
2.Не кричи, не повышай голос.
3.Не повторяй слишком часто "я".
4.Не забудь извиниться, если ты виноват.
3.Сообщение темы, цели урока.
4. Словесное лото
Задание: определить, от каких слов образованы данные.
горюшко горе
выгореть гореть
пригорок гора
Вопрос: какие морфемы участвовали в образовании слов? (приставка, суффикс, приставка + суффикс)
5. Вывод: вы определили основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный. Еще раз повторим их.
Способы образования слов
Приставочный Суффиксальный Приставочно - суффиксальный
Слайд№2
III. Закрепление.
1.Задание.(Устно).
– Что показывает эта схема?
2. Задание
Объясните пословицу. Сделайте
синтаксический разбор предложения.
Дело отложили, а потом забыли.
(Слово учителя: -Ребята, человек должен быть обязательным. Не забывать про порученные дела.)
3.Задание. Слайд№3
Распределительный диктант
Задание: 1 ряд выписывает слова, образованные приставочным способом, 2 ряд – приставочно-суффиксальным, 3 ряд – суффиксальным.
Соавтор, приморский, подставить, краснота, настольный, мудрость, подоконник, премилый, горец.
Фронтальный опрос, сверить работу со слайдами.
4.Задание Слайд№4
Схематический диктант
Задание: не записывая слов, составьте их схемы.
Грибника, хохотушка, засветит, комариный, сохранишь, подорожник.
Самопроверка по слайдам.
Как вы оцените свою работу?
5.3адание.Слайд№5
I группа Образуйте новые слова с помощью приставок и суффиксов.
добрый-
хороший-
сердечный-
интересный-
милый-
I I группа
Задание: от слов чай, зависть, помощь, весть, задача
образуйте новые по схеме
+ ^
-НИК-
Какие слова имеют значение предмет? Какое значение имеют все остальные слова?
III - IV группы
Задание: запишите вежливые слова.
6.Задание
Игра «Ромашка» (по рядам)
Задание:
Каждый ряд получит листок бумаги с изображенной на нем ромашкой, внутри которой записан глагол (нести, давать, шить). В лепестки вам нужно вписать приставки, которые могут сочетаться с данным глаголом и образовывать новые слова. Начинаем с конца ряда. Сидящие на первой парте сдают лист со всеми заполненными лепестками (даже если кто-то, сзади сидящий, пропустил свой лепесток, они должны заполнить всю ромашку). Побеждает тот ряд, который справился с задачей быстрее и правильнее.
IV. Подведение итогов урока. Оценки.
V. Домашнее задание: из учебника словесности выписать слова на каждый способ образования слов.