Просмотр содержимого документа
«"Слово не воробей"»
Внеклассное мероприятие на лингвистическую тему «Слово не воробей»
Цели: пробуждать интерес к учебному предмету, формировать у обучающихся умение работать с языковым материалом, прививать интерес к русскому языку, развивать внимательность и умение мыслить, обогащать словарный запас, воспитывать любовь к родному языку.
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя
- Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное путешествие по стране Русский язык. Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного.
Как будто целый мир тебе знаком, Когда владеешь русским языком. Вот почему всем близок чистый, ясный, Народа русского язык прекрасный.
- У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения. Конечно, успех будет зависеть от знаний конкретного участника и, конечно, от сплоченности вашей группы. Вам предстоит пройти несколько этапов.
Желаю удачи всем.
А теперь давайте познакомимся с нашими командами.
Представление команд. (подготовлено заранее).
3. Выполнение заданий.
ТУР 1.
1. Приведите примеры сложных слов, в которых приставка стоит после корня. Например, сумасшедший, самосохранение и т. д.
2. Разберите по составу каждое слово из фразы, лишенной смысла.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.
Мой корень – родственник сраженья, Приставка – в слове заявленье, В наборщике есть суффикс, А весь тружусь я под землей.
Корнем с дорогой роднится, В сборе приставка таится, Суффикс – в слове дневник, Целым же в космос проник.
Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Весь же – в дневнике я и в журнале.
ТУР 2.
(Играют по 1 человеку; отвечают по очереди, время на раздумье – 10 секунд, начинает тот, чья команда набрала наибольшее количество очков. Время – 1 минута.)
Назовите хотя бы одно слово с суффиксом -ком. (Пешком, тайком, силком)
Подберите одно слово с суффиксом -ник, со значением названия помещения. (Коровник)
Назовите хотя бы одно слово с приставкой тре-. (Трезвон, треклятый, треволнение)
Назовите корень в слове “где”. (Где)
Назовите корень в слове“принять”
ТУР 3. Лингвистические задачи
Задача 1.Третье лишнее. (Из группы слов вычеркните одно, неродственное двум другим.)
Задача 2. Анаграммы. (Анаграммы – слова, которые отличаются друг от друга только порядком заключенных в них букв, например, куст – стук. Восстановите слова, в которых буквы переставлены местами.)
НЕАП НАУЛ ЛАГФ ЛИОШ РКАО
НОКУС СЕЛЬР ЛОЕКЬ МАНЕС ЛУТЕР
ФРАЖИ ТРАНОК БУРАЖД ДРОВОП РЕГОЦУ
Задача3. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка.
Задача4. Найдите слово. (Решите следующие задачи, пользуясь ключом-примером.Отделите плод от растения: СОШИСНШАКА.) Решение: зачеркнув буквы слова шишка, получаем растение сосна. Так же решаются остальные задачи.
1) Уберите одежду, а найдите монету. ДСАРРААХФМАНА
2) Какие здесь родственники? СПЛЕЕМСЯТННРИАК
3) Откуда выгнали маленького мальчика? ШНЕКОЗНЛАЙКА
4) Найдите числа, кратные двум. ЧВЕТОСЫЕРМЬЕ
5) Назовите день недели и месяц. АСРВГЕДУАСТ
6) Какие оценки имеет нерадивый ученик? ДЛОВДЫОЙРКЬИ
7) Кто стучится в дверь ко мне? ДОПОБЧТРЫАЛЬЙОН
8) Узнайте в охапке цветок. БФЛУКОЕКТС
9) Кто съел весь сыр? СЕМЫРШАКЯА
Подведение итогов игры
Чтец 1
Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, -Выучи русский язык!
Чтец 2
Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи- Выучи русский язык!
Чтец 3
Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник Блещут зеркальностью русского слова. Выучи русский язык!
Итог занятия.(Подсчет жюри набранных командами очков и определение победителя игры. Награждение каждой команды грамотами в соответствии с занятыми местами.)