kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: подготовка учащихся к написанию сжатого изложения.

Задачи:

1. Обучающие:

  • обучать умению определять тему и основную мысль текста;
  • отмечать главное и второстепенное в тексте;
  • кратко излагать содержание прочитанного текста;
  • познакомить с особенностями стихотворения в прозе.

2. Развивающие:

  • развивать память;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • развитие информационной компетенции;

3. Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к чувствам других,
  • прививать интерес к художественному слову.

 

Ход урока

Эпиграф к уроку записан на доске.

       Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

        Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

                                                                                                              (И. Тургенев)

 

1.      Организационный момент      

 - Ребята, прочитайте эпиграф нашего урока.

 -  К этим словам  И. Тургенева мы будем возвращаться на протяжении всего урока.

  - Какая бывает любовь? Д:Родительская,  материнская  т.д.

 

2.  Словарная работа.  

                  Значение слова  «любовь» (по словарю русского языка С.Ожегова) – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

                Значение слова «благоговеть» - высок. Глубочайшее почтение, уважение к кому-либо, к чему-либо.

 3. Введение в тему урока.  

 -Чем же держится и движется жизнь? Д: Любовью.     

-А поможет понять и почувствовать всю значимость и силу этого чувства рассказ И. Тургенева «Воробей».

4. Чтение рассказа.  

- Почему автор назвал воробья «героической птицей»?

- Где происходят описанные события?

 -  как повела себя собака?

 - Кого увидел автор на аллее?

 -   как описан воробей?

-Прочитайте, как описывается в рассказе молодой воробей, что усиливает наше впечатление о маленьком воробушке, как о совершено беспомощном?

 - Почему он сидел неподвижно, беспомощно расставив крылышки? (не умел летать)

-  Прочитайте, как автор подчёркивает, что воробей бросился спасать своё детище, не раздумывая, не теряя ни секунды . Выберите глаголы, которые показывают действия старого воробья.

  -Как вы понимаете предложение: «....он жертвовал собою»?  

Что заставило воробья жертвовать собой?

- Действительно ли любовь – это сила? Как говорит об этом автор?

Какой эпизод в рассказе производит «сильное» впечатление? Почему?

 -         Какова основная мысль рассказа?
Д: Любовь родителей к детям.

Для того чтобы эту мысль раскрыть ярче, писатель продумано отбирал каждое слово, каждое выражение. На некоторые из них мы обратим особое внимание.

-Давайте выпишем те слова, которые помогают автору передать эмоциональное состояние героев стихотворения.

Повторное самостоятельное чтение текста учащимися с выписыванием опорных, ключевых слов и словосочетаний:

собака: бежала, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал силу, смущённый

воробей: камнем упал, взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком, ринулся, заслонил, трепетал от ужаса, замирал, жертвовал собою (ключевое словосочетание)

герой: удалился, благоговея, благоговел.

- Что обозначает данное слово?  

- Что вызывает огромное уважение автора? Чем он восхищается? (огромной силой любви маленькой птицы по отношению к своему детёнышу)

- Какую мысль (очень важное открытие) пытается донести до нас, читателей, И.С. Тургенев?

( Любовь к своему ребёнку - сильнее смерти и страха смерти. “Только ею, только любовью держится и движется жизнь” - к такому глубокому философскому осмыслению приходит лирический герой стихотворения и таким очень важным открытием делится с нами писатель).

- В русском языке есть выражение “воробьиная душа”. Как вы думаете, что оно обозначает? (трусливая натура)

- В данном тексте, какое значение имеет слово “воробей”? (воробей – символ жертвенной любви; смелая птица, готовая пожертвовать собой ради спасения своего детёныша)

- И.С. Тургенев назвал своё произведение “Воробей”. Какие названия могли бы предложить для этого текста вы? Попробуйте в названии выразить тему или основную мысль текста. (Тема: спасение жизни детёныша, тема всепобеждающей любви. Идея: любовь – всепобеждающая сила. Только любовью держится и движется жизнь)

Запись даты и темы работы в тетради для творческих работ.

-Что значит “сжатое” изложение? Подберите синонимы к слову “сжатое” (краткое, сокращённое, уменьшенное).

- Как вы думаете, о чём обязательно нужно написать, а что можно опустить (сократить)? Прочитайте текст ещё раз, вычёркивая, на ваш взгляд, не совсем важную информацию. Прочитайте получившийся сокращённый вариант текста. Передаёт ли он суть исходного текста? Сохраняет ли он эмоциональность, лиризм текста? Если да, то вы можете взять его за основу и написать сжатое изложение.

Самостоятельная работа учащихся по сокращению исходного текста (на листках с текстом).

Анализ переработанных вариантов текста.

Заслушиваются 1-2 варианта текста (в зависимости от располагаемого времени) Обращается внимание на удачные синонимичные замены авторских выражений, объединение смысловых частей текста, удаление ненужных предложений и словосочетаний.

- Передаёт ли данный сокращённый вариант суть исходного текста? Сохраняет ли он эмоциональность, лиризм текста?

-Да, полученный текст можно взять за основу для написания сжатого изложения.

3. Работа над черновиком.

  заслушать черновой вариант изложения

 4. Пишем изложение.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева" »

Сжатое изложение по материалам стихотворения в прозе "Воробей" И.С. Тургенева



Цель: подготовка учащихся к написанию сжатого изложения.

Задачи:

1. Обучающие:

  • обучать умению определять тему и основную мысль текста;

  • отмечать главное и второстепенное в тексте;

  • кратко излагать содержание прочитанного текста;

  • познакомить с особенностями стихотворения в прозе.

2. Развивающие:

  • развивать память;

  • развивать устную и письменную речь учащихся;

  • развитие информационной компетенции;

3. Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к чувствам других,

  • прививать интерес к художественному слову.

Ход урока

Эпиграф к уроку записан на доске.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(И. Тургенев)


1. Организационный момент

- Ребята, прочитайте эпиграф нашего урока.

- К этим словам И. Тургенева мы будем возвращаться на протяжении всего урока.

- Какая бывает любовь? Д:Родительская, материнская т.д.


2. Словарная работа.

Значение слова «любовь» (по словарю русского языка С.Ожегова) – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Значение слова «благоговеть» - высок. Глубочайшее почтение, уважение к кому-либо, к чему-либо.



3. Введение в тему урока.

-Чем же держится и движется жизнь? Д: Любовью.

-А поможет понять и почувствовать всю значимость и силу этого чувства рассказ И. Тургенева «Воробей».


4. Чтение рассказа.

- Почему автор назвал воробья «героической птицей»?

- Где происходят описанные события?

- как повела себя собака?

- Кого увидел автор на аллее?

- как описан воробей?

-Прочитайте, как описывается в рассказе молодой воробей, что усиливает наше впечатление о маленьком воробушке, как о совершено беспомощном?

- Почему он сидел неподвижно, беспомощно расставив крылышки? (не умел летать)

- Прочитайте, как автор подчёркивает, что воробей бросился спасать своё детище, не раздумывая, не теряя ни секунды . Выберите глаголы, которые показывают действия старого воробья.

-Как вы понимаете предложение: «....он жертвовал собою»?

- Что заставило воробья жертвовать собой?

- Действительно ли любовь – это сила? Как говорит об этом автор?

Какой эпизод в рассказе производит «сильное» впечатление? Почему?

- Какова основная мысль рассказа?
Д: Любовь родителей к детям.

Для того чтобы эту мысль раскрыть ярче, писатель продумано отбирал каждое слово, каждое выражение. На некоторые из них мы обратим особое внимание.

-Давайте выпишем те слова, которые помогают автору передать эмоциональное состояние героев стихотворения.

Повторное самостоятельное чтение текста учащимися с выписыванием опорных, ключевых слов и словосочетаний:

собака: бежала, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал силу, смущённый

воробей: камнем упал, взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком, ринулся, заслонил, трепетал от ужаса, замирал, жертвовал собою (ключевое словосочетание)

герой: удалился, благоговея, благоговел.

- Что обозначает данное слово?

- Что вызывает огромное уважение автора? Чем он восхищается? (огромной силой любви маленькой птицы по отношению к своему детёнышу)

- Какую мысль (очень важное открытие) пытается донести до нас, читателей, И.С. Тургенев?

( Любовь к своему ребёнку - сильнее смерти и страха смерти. “Только ею, только любовью держится и движется жизнь” - к такому глубокому философскому осмыслению приходит лирический герой стихотворения и таким очень важным открытием делится с нами писатель).

- В русском языке есть выражение “воробьиная душа”. Как вы думаете, что оно обозначает? (трусливая натура)

- В данном тексте, какое значение имеет слово “воробей”? (воробей – символ жертвенной любви; смелая птица, готовая пожертвовать собой ради спасения своего детёныша)

- И.С. Тургенев назвал своё произведение “Воробей”. Какие названия могли бы предложить для этого текста вы? Попробуйте в названии выразить тему или основную мысль текста. (Тема: спасение жизни детёныша, тема всепобеждающей любви. Идея: любовь – всепобеждающая сила. Только любовью держится и движется жизнь)

Запись даты и темы работы в тетради для творческих работ.

-Что значит “сжатое” изложение? Подберите синонимы к слову “сжатое” (краткое, сокращённое, уменьшенное).

- Как вы думаете, о чём обязательно нужно написать, а что можно опустить (сократить)? Прочитайте текст ещё раз, вычёркивая, на ваш взгляд, не совсем важную информацию. Прочитайте получившийся сокращённый вариант текста. Передаёт ли он суть исходного текста? Сохраняет ли он эмоциональность, лиризм текста? Если да, то вы можете взять его за основу и написать сжатое изложение.

Самостоятельная работа учащихся по сокращению исходного текста (на листках с текстом).

Анализ переработанных вариантов текста.

Заслушиваются 1-2 варианта текста (в зависимости от располагаемого времени) Обращается внимание на удачные синонимичные замены авторских выражений, объединение смысловых частей текста, удаление ненужных предложений и словосочетаний.

- Передаёт ли данный сокращённый вариант суть исходного текста? Сохраняет ли он эмоциональность, лиризм текста?

-Да, полученный текст можно взять за основу для написания сжатого изложения.

3. Работа над черновиком.

заслушать черновой вариант изложения

4. Пишем изложение.

Иван Тургенев «Воробей» (стихотворение в прозе)

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса - и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1879



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Зиатдинова Татьяна Александровна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103075


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства