kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Развитие устной монологической речи учащихся».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе по развитию устной монологической речи я опиралась на опыт Т.А. Ладыженской, изложенный в монографии «Система работы по развитию связной устной речи учащихся». М.: «Педагогика», 1974 г.Это необходимо для всестороннего развития детей, для развития их логического мышления, навыков самообразования. Хочу остановиться на некоторых аспектах этой огромной темы, а именно: на приемах подготовки к устным высказываниям, особенностях методики обучения устным высказываниям и приемах развития устной речи на уроках русского языка разного типа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Развитие устной монологической речи учащихся».»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6

г. Вольска

Саратовской области»


Зайченко Светлана Викторовна


Я, Зайченко Светлана Викторовна, закончила Вольское педагогическое училище №2 им. Ф.И.Панферова в 1985 году. С этого же года работала учителем начальных классов. В 2007 году закончила Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского по специальности учитель русского языка и литературы. Общий стаж-24 года.

В муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Вольска Саратовской области» я работаю с 2002 года. За эти годы я постоянно занималась повышением своей профессиональной компетентности. 2008 году присвоена первая квалификационная категория. Я в владею методикой преподавания русского языка и литературы, знаю психологию среднего и старшего школьного возраста, творчески отношусь к работе. Я использую традиционные и современные формы и методы работы на уроке, творчески отношусь к своему делу и люблю детей. Мои уроки всегда продуманы, четко организованы, методически правильно построены, интересны. Отношения с детьми строю на доверии, уважении, требовательности. Стараюсь обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

На уроках русского языка я уделяю внимание развитию орфографической зоркости, работаю над каллиграфией младших школьников. Я использую для этого перфокарты, карточки для звукового анализа слов, словообразовательные упражнения, упражнения на орфоэпическое и орфографическое проговаривание слов и словосочетаний, упражнения со словарями, различные виды письма по памяти, заучивание текстов, творческие упражнения, творческие работы.

На уроках литературы моя работа ориентирована на формирование и развитие у учащихся навыка чтения, на развитие речи, творческого мышления, памяти.

Я включаю в урок ребусы, кроссворды, загадки, скороговорки, творческие задания.

В целях экономии времени и профилактики утомляемости учащихся на уроке я руководствуюсь такими формами работы, которые требуют импровизации, экспромта, живого игрового участия, состязания в эрудиции.

Более половины учащихся обучаются на «4» и «5», прочность знаний подтверждается результатами контрольных работ, проводимых администрацией школы, управлением образования.

Работаю над методической темой: « Развитие устной монологической речи учащихся».


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6









Развитие устной монологической речи учащихся.















Учитель русского языка и литературы

Зайченко С.В.











В своей работе по развитию устной монологической речи я опиралась на опыт Т.А. Ладыженской, изложенный в монографии «Система работы по развитию связной устной речи учащихся». М.: «Педагогика», 1974 г.

«Мы слушаем говорящего сто раз, прежде нежели прочтем им написанное. Уже по одному этому уменье говорить важнее всего прочего», - писал Ф.И. Буслаев. Если это так, то научить детей говорить ясно, убедительно, свободно (живо, импровизируя, в контакте с аудиторией), правильно – основная задача работы по развитию устной речи учащихся. Это необходимо для всестороннего развития детей, для развития их логического мышления, навыков самообразования. Хочу остановиться на некоторых аспектах этой огромной темы, а именно: на приемах подготовки к устным высказываниям, особенностях методики обучения устным высказываниям и приемах развития устной речи на уроках русского языка разного типа.

Приемы подготовки к устным высказываниям.

Очень часто мы даем учащимся задание подготовить различного рода устные высказывания (рассказ, пересказ, сообщение, доклад, критическое выступление и т.д.), не вооружая их заранее приемами подготовки к устным высказываниям. Поэтому многие затрудняются это сделать, механически заучивают материал, не могут говорить без записей. Наша задача – научить ребят приемам подготовки к устным высказываниям. Исходить надо из условий подготовки.

Если это доклад, который планируется заблаговременно, то нужно обучать учащихся составлению рабочих материалов, плана и даже самого текста. Если неожиданно возник вопрос, требующий обсуждения, то надо научить фиксировать в нескольких словах главное (факты, аргументы), чтобы не упустить, не забыть самое важное. То есть, необходимо учить трем основным приемам подготовки к устным высказываниям: составлению рабочих материалов, плана и набросков плана, тезированию.

Что же фиксируется в рабочих материалах?

1.Прежде всего в рабочие записи включается материал, отражающий основные моменты содержания и служащий раскрытию основной мысли будущего высказывания. При этом особую роль играет выбор языковых средств. Предпочитаются те из них, с помощью которых можно более ярко раскрыть основную мысль (слова, словосочетания, предложения, цитаты, факты.) 2.Фиксируются те языковые средства, которые служат для связи отдельных частей высказывания. 3.Можно предложить записать некоторые слова, трудные для произношения и употребления.

4.Делаются пометки об интонационной форме преподнесения материала, о тех средствах звучащей речи, которые помогут сделать высказывание более выразительным.

Приему сопоставления рабочих материалов целесообразно специально учить в связи с формированием умения собирать и систематизировать материал к высказыванию. Это надо начинать с пятого класса и продолжать в системе вплоть до выпуска, постепенно усложняя, углубляя, оттачивая эту работу. Начать, конечно, надо с диагностики. Определив уровень умений и навыков учащихся, нужно составить для себя перспективный план работы, определить возможные ее направления. Так, например, на уроках развития речи в 5 – 9 классах с введением понятия о теме сочинения, начинается работа по обучению сбора материала для ее раскрытия (собирание материала к сочинению по картине, к сочинению-описанию, повествованию, рассуждению и т.д.). Вот пример рабочих материалов, составленных в ходе подготовки к изложению текста описательного характера «Море» (5 класс).



План

сбора материалов.

Рабочие материалы.

1. Море утром.

Штиль, нежное, грустное, голубое; горело, как магнит.

2. Штиль.

Тихое, белые дорожки штиля; играет барашками, цвета индиго.

3. Буря.

Крупная зыбь, взбаламученные волны; волокут и швыряют и т.д.

4. Главная мысль.

Море всегда разное и невиданное.

А это рабочие материалы к сообщению на тему «Употребление сложных предложений в различных стилях речи» (9 класс), (лекция учителя).

1.Зачем это знать?

Избежать однообразия Синтаксических конструкций. Выразить сложные мысли. Лаконично, четко, ясно, ярко.

2. Синтаксическая синонимика.

ССП – художественный, публицистический, разговорный стили. Явления, происходящие одновременно. Передача впечатлений. Создание образной картины.

СПП – научный и публицистический стиль; причинно-следственные, временные отношения и др.

БП – чаще в разговорном стиле. Интонация!

После записи рабочих материалов дается время на обработку лекции, подготовку устного ответа.

Итак: развиваются и письменная и устная речь; совершенствуются два умения: составление плана и рабочих материалов к нему. Этот прием хорош и для других школьных дисциплин. К тому же занят весь класс во время объяснения и проверки домашнего задания (если с этим устным ответом выступает ученик). Можно дифференцировать задание: одни составляют план и дают последующий анализ раскрытия темы, другие записывают материалы с последующим устным анализом языковых средств речи, ее убедительности, экспрессивности.

В 9-11 классах практикуются и другие формы подготовки к устным высказываниям на уроках: тезирование лекции учителя (с последующим анализов тезисов); тезирование ответа ученика (с последующей рецензией на ответ); задание по группам: собрать рабочий материал к той или иной (небольшой) теме. Обменяться материалом. Составить устный ответ. (Так можно провести обобщение материала, групповой зачет как по русскому языку, так и по литературе.)

При работе над высказываниями, которые требуют быстрой подготовки, нужно тренировать в составлении набросков плана. Их надо отличать от плана высказывания. Если наброски составляются только для себя, то план не только для себя, но и для слушателя (читателя). Исходя из этого и работаем: в набросках дается спорное слово (например, при описании внешности мы запишем: глаза, улыбка, манера говорить, походка и т.д.). Они подскажут, о чем говорить и в какой последовательности. Наброски могут быть и более подробными, тогда они приближаются к рабочим материалам. Учить этому надо хотя бы для того, чтобы сформировать у учеников элементарные навыки публичного выступления.

Вместе с тем необходимо тренировать учащихся и в составлении отработанного во всех отношениях плана высказывания.

Давно иссяк праздный спор методистов о преимуществах планов, заголовки которых отличаются единством стиля и обращением к одной из трех канонизированных форм: повествовательной, вопросительной либо форме назывных предложений. Методисты пришли к выводу, что все формы заголовков хороши, если они соответствуют содержанию произведения.

Основные требования к плану:

1.Заголовок должен быть «говорящим»; не расплывчатым, а конкретным. Сравним два варианта плана к тексту изложения «Последний лист осени» (По В. Пескову).

План № 1. План № 2.

  1. Зима. 1.Сегодня – завтра все забелеет. (или Ожидание зимы.)

  2. Заяц 2.Заяц готов зимовать.

  3. Береза. 3.Последний лист осени.

Формулировки пунктов первого плана не соответствуют содержанию, неконкретны, невыразительны.

2.Типы заголовков должны соответствовать тому, с какой стороны подходить к анализу текста: дать ход событий, отразить идею, раскрыть композицию.

Это трудно, но всему надо учить. В 5 классе практиковать в заглавиях, повторяющих ход событий. В 6 классе, продолжая работу первого типа, выявлять в заголовках внутренний смысл событий. Учащиеся 7-8 классов должны уметь и то, и другое; но надо уже приучать к планам, отражающим композицию.

В выборе формулировки играет роль и жанр высказывания (жанр эпизода). Если это повествование (повествовательный эпизод), то пункт плана – повествовательное предложение; если описательного характера, то назывное предложение; если диалог, прямая речь – опорное слово или цитата.

Главное условие: заголовком нужно выразить авторскую мысль, дать себе отчет в идейном содержании, в ходе событий, в их причинно-временной связи. Хороший план тот, по которому можно воскресить мысли и чувства, появившиеся в процессе чтения, по которому легко пересказать текст. Совершенно ясно, что это требования к окончательной форме плана письменного и заранее подготовленного устного высказывания.

В условиях быстрой подготовки возможны и «скучные» заголовки. Но они должны отразить последовательность и главную мысль.

Особенности методики обучения устным высказываниям.

В обучении устным высказываниям имеется своя специфика. Поэтому есть и свои специфические методы обучения устным высказываниям.

Роль подражания в обучении речи осознавалась с древнейших времен. Не случайно знаменитые греческие и римские ораторы учились красноречию на образцах. М.В. Ломоносов в своей «Риторике» среди 5 средств обучения красноречию на третье место поставил «подражание авторам».

Что же должен представлять собой образец и как он должен использоваться? Для работы по развитию навыков устной речи необходимы образцы звучащей речи (устные рассказы, устные выступления публичного характера). Где их взять?

  • Это могут быть грамзаписи с отрывками из устных рассказов И. Андроникова, пластинки с записью художественного чтения в исполнении мастеров слова.

  • Собственные устные рассказы, увлекательные, искренние, создающие естественную ситуацию речевого общения.(Например, о летних впечатлениях, о временах года и т.д. в зависимости от темы .)

  • Письменные тексты устных рассказов.

В этом случае слуховое восприятие дополняется зрительным. Самое главное в методике использования образца – найти такие пути, которые позволили бы предупредить копирование источника и пробудили бы в них творческую самостоятельность. Для этого можно предложить для анализа образец, аналогичный по композиции, но с другой темой; можно анализировать недочеты и ошибки в раскрытии этой темы; знакомить с несколькими образцами на одну тему, чтобы убедить, что у каждого свое видение мира, свои мысли, свои слова.

Обсуждение устных высказываний учащихся – очень важный момент в обучении монологической речи. Анализ ответа может сделать учитель. Лучше, если ученики, так как в процессе обсуждения усваиваются требования к устным высказываниям. Ребята привыкают самокритично относиться к своей речи. На это не надо жалеть времени, так как, готовясь к обсуждению, ребята учатся слушать, делать наброски и выступать в условиях, близких к тем, которые существуют в жизни. Анализируется содержание, последовательность, языковое оформление, средства выразительности.

При организации устного обсуждения необходимо дать время на продумывание и подготовку выступлений. Первым выступает говоривший (Доволен ли тем, как выступил? Все ли сказал, о чем хотел? Над чем надо поработать? В чем сильные и слабые стороны выступления?) Затем предоставить слово лучшим ученикам, которые поведут обсуждение в нужном плане. Учитель не должен прерывать рассказывающего. Он делает для себя необходимые пометки и выступает последним.

Облегчает анализ – использование звукозаписей выступлений учащихся.

Создание речевых ситуаций тоже способствует развитию монологической речи. Например, ученики готовят выступление в классе (хорошо знакомая аудитория), выступление перед младшими школьниками, незнакомыми сверстниками, родителями, проводят экскурсию, ведут репортаж с места событий. В зависимости от речевой ситуации будет изменяться содержание, языковое оформление и исполнение высказывания. Для развития навыков устной речи необходима систематическая тренировка, необходимо предоставлять ученикам возможность говорить как можно чаще и не только на специально отведенных программой часах, а и на уроках грамматики, фонетики, словообразования и т.п.; на уроках разного типа.

Приемы развития устной речи на уроках русского языка

разного типа.

Специализированный урок (объяснение нового материала + закрепление). При объяснении нового материала есть свои возможности для развития устной речи учащихся. Можно пользоваться такими приемами:

- прочитать параграф, составить его план и, пользуясь планом, рассказать материал. Выделить, пользуясь специальными языковыми средствами самое важное, главное. (К этому приему можно прибегать, если материал не очень сложный, а объемный. Например, 8 класс, темы «подлежащее», «определение», «дополнение», «обстоятельство» и др.) Надо учить ребят способам выделения главного. Например, заранее на доске приготовить языковой материал:… обратите внимание на…; …обратите внимание, что…;… нужно запомнить главное… и др. Нужно попросить их включить эти обороты в свой монологический ответ.

- аналитический разбор правила – еще один прием развития устной речи. Под руководством учителя анализируются опорные слова в определении (например: окончание – изменяемая значимая часть слова) что это значит «изменяемая», «значимая». Далее установить, как связано первое слово в определении с ролью окончания: если «изменяемая», значит, служит для связи слов в предложении и т.д. Правило становится понятным. Теперь можно попросить ребят повторить объяснение за учителем (а это уже монологический ответ).

При аналитическом разборе правила можно включать элементы рассуждения, а значит, и включать и языковые средства: во-первых,…во-вторых…, наконец…,значит и др.

- прием сравнения развивает не только речь, но и мышление. К нему можно прибегать при изучении многих тем. Например:

5 класс. Кончается изучение темы «Словообразование, состав слова». Знакомимся с приставкой. Другие части слова уже изучены. Ребята получают задание: повторить ранее изученный материал, прочитать параграф о приставке, приготовить ответ на вопрос: что общего и чем отличаются друг от друга все части слова. Начать ответ с тезиса. (Приставка, корень, суффикс, окончание – это значимые части слова. Их объединяет то, что это значимые части слова. Причем, корень – главная значимая часть, так как в нем заключено общее значение всех родственных слов. Отличаются они по своему назначению (роли). Если приставка и суффикс служат для образования новых слов, то окончание не образует новые слова, а образует формы одного и того же слова. Окончание выполняет еще одну важную роль – служит для связи слов в предложении и словосочетании. Отличаются приставки и суффиксы по своему месту в слове. Приставка стоит перед корнем, а суффикс после корня.).

Нужно помочь ребятам, записав на доске схему ответа и языковые средства, если это задание выполняется впервые.

1.Что такое ?

2.Их объединяет …..

3.Отличаются они, во-первых…, во-вторых….

6 класс. Сравните прилагательные и существительные по грамматическим признакам.

7 класс. Сравните две формы глагола (деепричастие и причастие).

8 класс. Тема «Однородные члены предложения». Прочитать параграф, что нового вы узнали об однородных членах и т.д.

- объяснить орфограмму. Этот прием дает возможность обучать ребят рассуждениям двух типов: от частного к общему (А1 А2 – ТВ (тезис-вывод); от общего к частному (Т- А1 А2…).

Урок обобщающего типа предоставляет богатые возможности для развития устной монологической речи. Первый этап урока – обобщение знаний по теме. Это можно сделать разными приемами. Например, составить сложный план по теме, таблицу, схему, тезисы, приготовить устный комментарий к ним, сравнить два или несколько языковых явления (монологический ответ). Можно организовать работу в парах, группах, дав возможность каждому проговорить материал. Устные рецензии (по памятке, без нее, по плану) дадут возможность подвести итоги этой части урока.

Второй этап – закрепление знаний и умений по теме, контроль. Предпочтение отдается упражнениям творческого характера (реконструкция текста, создание своего текста с анализом языковых явлений (устно и письменно).

Третий этап – развитие речи (употребление данного языкового явления в различных типах, стилях речи. Это устные и письменные сочинения на грамматическую тему, сочинения – этюды, сочинения по картине, по диафильму, изложения разных видов.)

В заключение хочется сказать, что любая работа эффективна, если она проводится не от случая к случаю, а систематически.



































Используемая литература.

1.Капинос В.И., Сергеева И.Н., Соловейчик М.С.

Развитие речи: Теория и практика обучения. 5-7 классы: Книга для

учителя. – М., 1991г.

2.Ладыженская Т.А.

Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.,

«Педагогика», 1975г.

3.Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/

Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.: Под редакцией

Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991г.

4.Пленкин Н.А.

Уроки развития речи:5-9 кл.: Книга для учителя: Из опыта работы. М.:

Просвещение, 1996г.

5.Речь. Речь. Речь.: Книга для учителя/ Под редакцией

Т.А. Ладыженской. – М., 1990г.

6.Рыбникова М.А.

Очерки по методике литературного чтения. М.: Просвещение, 1985г.









Тема урока: Сложное предложение

(повторение изученного материала).

(2 часа, 10 класс)

Цели урока.

Образовательные:

1.обобщить изученный материал по теме «Виды сложных предложений» (СП).

Развивающие:

1.продолжить формирование следующих общеучебных умений и навыков:

- обобщение материала разными приемами: схемой, таблицей, планом;

- сравнение языковых явлений;

- рецензирование;

- конспектирование лекции учителя;

- приемы записи ответов учащихся;

- самоконтроль.

Воспитательные:

- воспитание внимания;

- трудолюбия;

- организации правильного учебного труда;

- нравственности.

Материал.

Этап.

Тип урока.

Знаком.

Закрепление и контроль.

Специализированный.

1-й урок.

Методы и приемы.

Этапы урока.

1.Постановка цели урока учителем. (Записано на доске.)











Новое!















Примечание: домашнее задание:









2.

Учитель: (вводная беседа).









Опрос.



Классу:

Монологический устный ответ (сравнение СП). Класс во время ответа составляет план и замечания. После ответа рецензирование по плану, который записан на доске:

Самопроверка.













Обобщить схемой:



1-й



2-й

Самоконтроль с помощью опорных таблиц. (На момент проверки вывешиваются таблицы по данному вопросу.)

3.





А



















































Проверка:

Мы проводим сегодня обобщающий урок по теме «Виды сложных предложений».

Наша цель:

1)обобщить знания по теме;

2)определить уровень умений и навыков каждого;

3)развитие устной монологической речи;

4)развитие умений употреблять СП в различных стилях речи;

5)период.

Напомню, что все виды работ выполняются на листке с домашней работой. Оцениваются все виды работ. Оценки в журнал:

1)за домашнюю работу;

2)за рецензирование, краткие записи, конспект лекции;

3)за практическую часть (упражнение).

1)обобщить теоретический материал любым способом (схема, таблица, план), приготовить устный ответ;

2)записать на листе примеры, иллюстрирующие каждое положение ответа (примеры брать не из параграфа).

Обобщение знаний.

1.Материал известен. Большой по объему, но надо обобщить.

- Какие приемы обобщения материала вы знаете? (схема, таблица, план)

-Кто обобщал материал с помощью схемы? таблицы? плана?

2.На доске начертить схему, таблицу (без заполнения материалом).

3.найдите памятку «Как сравнить два языковых явления», повторите, сравните виды СП. (Памятка прилагается.)













  1. Полнота.

  2. Правильность ответа.

  3. Примеры.

4.Проверка схемы и таблицы (самостоятельно).

5.Групповая работа (по 4 человека).

В каждой группе отвечает 1 ученик, которых называет учитель. Остальные составляют план ответа и кратко рецензируют самостоятельно, потом обсуждают ответ в группе, выставляют оценки. В это время 2 ученика обобщают знания по пунктуации:

чертит схемы, объясняет знаки препинания в бессоюзном (БП) предложении;

в ССП и СПП.

После групповой работы предлагается каждому самостоятельно проверить эти схемы, недостающие записать себе на листке, неправильные записать правильно.





Практикум.

Задания разноуровневые.

Отредактировать текст, употребляя разные виды СП. Закончить рассказ. Отметить элементы композиции.

? (озаглавить)

Это произошло в Сахалинском заливе. Четверо рыбаков вели последний лов наваги. Неожиданно поднялся штормовой ветер. Их льдину понесло в открытое море. Об этом узнали на берегу. Выслали вертолет. Из кабины ничего не было видно. Но…

Восстановить текст по плану:

1)простое предложение;

2)ССП;

3)сложное с разными видами связи;

4)СПП;

5)БП. Расставить знаки препинания. (Текст записывать без знаков.)

1.Весь зенитный расчет проводил ночь у орудий, поэтому комиссар сошел с мостика и обходил палубу. 2.Черное море сияло под холодной луной, и на палубе была жестокая стужа. 3.Была тревожная походная ночь. 4.Видимо, он и сам промерз порядочно: подойдя на корму к автомату номер два, он вдруг раскинул руки и начал делать зарядку. 5. Корабль шел недалеко от врага, и каждую секунду пустое обширное небо могло обрушить на него бомбы: на лунной дороге миноносец был отчетливо виден.

Работа на карточках. Расставить знаки препинания, определить вид СП (образец в конверте).

Группа С сдает карточки старшему в группе, он их проверяет (вместо домашнего задания);

В – читается вслух без знаков;

А – проверяется в ходе лекции учителя.

2-й урок

Тема лекции: «Употребление СП в различных стилях речи».

Лекция учителя с элементами беседы.

- Как вы считаете, для чего необходимо знать, различать виды СП? (Это необходимо для того, чтобы уметь выразить свои мысли и лаконично, и четко, и ясно, и ярко. К тому же избегая однообразия синтаксических конструкций. СП помогают выразить сложные мысли, то есть помогают указать на взаимосвязь явлений.)

1) Проверка задания А.

- Прочитайте отредактированный текст, сравните с данным. Каковы ваши наблюдения?

- Второе, над чем хочется остановиться, это синтаксическая синонимика (кратко с примерами). И, наконец, об употреблении СП в различных стилях речи.

ССП широко используются в художественной, публицистической, разговорной речи. Они являются средством создания образной картины, передачи впечатлений. Они могут говорить о явлениях, происходящих одновременно, чередующихся, противопоставляющихся. (Например: «Пророк» А.С. Пушкина.) Экспрессивность таких предложений.

СПП широко используют в научной и публицистической речи, так как четко устанавливают смысловые отношения (причинно-следственные, временные и др.).

БП реже всего употребляются в научной речи, а часто в разговорной, так как простые в БП связываются при помощи интонации, а она – яркое средство выражения смысловых отношений. БП обычно экспрессивны, поэтому их охотно используют писатели и публицисты, особенно в текстах с разговорной окраской.

Примечание! Перед лекцией напомнить основные способы записи лекций. Коллективно вспомнить основные требования к лекции: не старайся записать каждое слово; сначала уясни главную мысль, потом запиши; пользуйся сокращенной записью; лекцию необходимо обработать сразу после прослушивания (выделить главное, план, дополнить).

2) Проверка.

- Какой план составили вы?

- Обработайте лекции; что общего и чем отличается употребление СП в различных стилях?

3) Практикум.

Задание: прочитайте текст, проанализируйте его по плану: Тема – Основная мысль – Жанр (тип речи) – Стиль – роль СП.

Мы часто ходим по земле, но часто ли нам приходит желание нагнуться и тщательно рассмотреть эту землю, рассмотреть все, что находится у нас под ногами. А если бы мы нагнулись или, даже больше, - легли бы на землю и стали рассматривать ее, то на каждой пяди бы нашли много любопытных и прекрасных вещей.

Задание: А создайте по этому образцу текст на тему «Милосердие». Б (работа над лексическим значением слова). С составьте сложные предложения на эту тему.

Новый материал: знакомимся с таким стилистическим приемом, как ПЕРИОД. (Через кодоскоп показываем определение периода.)

Период – это относительно законченное в смысловом отношении сложное (реже простое) предложение, четко распадающееся на 2 противоположные части. 1-я состоит из ряда однородных единиц и произносится повышающим тоном. 2-я, произносимая пониженным тоном, заключает первую в смысловом, грамматическом и интонационном отношении. Между 1-ой и 2-ой частями периода ставится запятая и тире. Период – это стилистический прием, повышающий экспрессивность, эмоциональность речи.

Обучающий момент. Как запомнить большое определение?

Анализ определения: находим опорные слова, выражающие главную мысль; делим на части, составляем план.

Итак, анализ определения выглядит так. Что это? СП. Строение? 2 части. Интонация? Повышается, понижается. Знаки препинания? Запятая, тире. Для чего? Для экспрессивности.

Анализ примеров. а)А.С. Пушкин «Евгений Онегин» глава 4 (XIII строфа). б)Кто никогда не был на вершине Ивана Великого, кому никогда не случалось окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни разу не любовался этой величественной, почти необозримой панорамой, - тот не имеет понятия о Москве.

Задание. Создать по образцу период. Можно выразить чувство радости, восхищения природой, животными, книгами и т.д.

Обобщение. Словарь урока (записан на доске). Работа в течение урока. Экспрессия – выразительность. Лаконизм - ? Анафора - ? Милосердие. Рецензия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
« Развитие устной монологической речи учащихся».

Автор: Зайченко Светлана Викторовна

Дата: 24.01.2016

Номер свидетельства: 282136

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Доклад на тему:"Развитие связной речи учащихся на основе газетной статьи" "
    ["seo_title"] => string(85) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-uchashchikhsia-na-osnovie-ghazietnoi-stat-i"
    ["file_id"] => string(6) "187584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426529201"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Порядок слов в предложений "
    ["seo_title"] => string(30) "poriadok-slov-v-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "127059"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415266274"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "конспект открытого урока по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "180561"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425209622"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Развитие устной речи учащихся 5-го класса на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(74) "razvitiie-ustnoi-riechi-uchashchikhsia-5-gho-klassa-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229994"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441948137"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок английского языка в 7 классе по теме: «Окружающая среда»"
    ["seo_title"] => string(71) "urok-anghliiskogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-okruzhaiushchaia-srieda"
    ["file_id"] => string(6) "267063"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450286260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства