Просмотр содержимого документа
«Путешествие в страну Фразеологию»
МОУ «Салтыковская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
«Путешествие
в страну
фразеологию»
(конкурсная игра для учащихся 6-7 классов)
Провела Гаврюшина О.Н.
учитель русского языка
и литературы
2020 год
«Путешествие в страну фразеологию»
(Лингвистический конкурс)
…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко.
Так вырвалось бы из-под самого сердца,
Так бы кипело и животрепетало,
Как метко сказанное русское слово.
Н.В. Гоголь
Вступительное слово учителя. В середине 20 века, учёные, изучающие наш язык, увидели, что кроме огромного количества слов, составляющих язык, есть ещё особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые, как и слова, помогают нам строить речь. Причём речь образную, особенно ёмкую. Так родился новый раздел науки о языке – фразеология.
Фразеологизм обычно не терпит не только перестановки слов и замены слов, но и вставок внутрь. Послушайте сами. Когда мы хотим сказать о здоровом, цветущем человеке, мы говорим: «Кровь с молоком». А попробуйте переставить: «Молоко с кровью». Не правда ли, звучит по-другому.
Итак, фразеологический оборот, или фразеологизм, - это устойчивое сочетание, которое мы воспроизводим в памяти целиком в том виде, в котором оно всегда употребляется.
И наш сегодняшний конкурс посвящён фразеологии.
ХОД ИГРЫ.
1. Ученики делятся на четыре команды(по 4 человека). Выбирается жюри. Объявляется название команд:
1. Браться за ум. 2. Держать в уме. 3. Ума палата. 4. Себе на уме.
1 конкурс. Объяснить значение фразеологизма, который лежит в основе названия команды.
2 конкурс. Дело мастера боится
Задание. Одним словом замените фразеологический оборот. Например: с гулькин нос (мало).
1. Семи пядей во лбу (умный)
2. От горшка два вершка (маленький)
3. Яблоку негде упасть (тесно)
4. Тютелька в тютельку (точно)
5. Тяп – ляп (небрежно)
6. Хоть глаз выколи (темно)
7. Когда рак на горе свистнет (никогда)
Учитель. Все мы знаем произведения А.С. Пушкина. Язык произведений этого писателя отличается лёгкостью, образностью. Следующий конкурс мы проведём, используя материалы из произведений А. Пушкина
3 конкурс. В гостях у Пушкина
Задание. Прочитайте предложения, найдите в них фразеологические обороты, подчеркните их. Объясните их значение.
1. – Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром, что он гол как сокол.
2. Он вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми дворовыми учинить нападение на Кистенёвку.
3. Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат.
4. Марья Кириловна была ни жива ни мертва.
5. – Враньё,- решил Кирила Петрович,- сейчас я всё выведу на чистую воду.
6. Кроме приказных, никто в доме не смыкал глаз.
4 конкурс. Играем в лото.
Задание. На маленьких карточках написано начало фразеологизма, на больших - его окончание. Задача игроков найти продолжение фраз и положить ответ на соответствующую клеточку таблицы. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все клетки таблицы.
1 разрезанные карточки. 1. Изо дня. 2.Ломать. 3. Лакомый. 4. Зарубить. 5. От нечего. 6. Спустя. 7. Калачом. 8. Как рукой. 9. Брать себя. 10. Ни рыба. 11. Мастер. 12. Не долго. 13. Ни жив. 14. До поры. 15. Несолоно. 16. С горем. 17. Как снег. 18. Выбиться.
2 Целый лист. 1. В день 2. Голову 3. Кусок 4. На носу 5. Делать. 6. Рукава. 7. Не заманишь 8. Сняло 9. В руки 10. Ни мясо 11. На все руки 12. Думая 13. Ни мёртв 14. До времени 15. Хлебавши.
16. Пополам 17. На голову 18. Из сил
5 конкурс. «Бестолковый» вернисаж.
Задание. Посмотрите на картинки, которые нарисовал забавник-художник. На них он изобразил фразеологизмы русского языка, и сделал он это своеобразно. Догадайтесь, какие фразеологизмы изобразил художник.
(Листы с картинками раздаются командам)
6конкурс. Не покладая рук
Задание. Найдите к каждому фразеологизму в левой колонке противоположное по смыслу в правой. Соедини их стрелочкой.
Камень за пазухой держать Куры не клюют
Лясы точить С открытой душой
Сидеть сложа руки Держать язык за зубами
На чужой шее сидеть Своим горбом жить
Кот наплакал Не покладая рук
Держать ухо востро Ворон считать
7 конкурс. Хоть из - под земли достань
Так говорят, требуя чего-либо, особенно уплаты денег. Это выражение ведёт начало от старого обычая зарывать деньги в землю, чтобы воспользоваться ими в случае крайней необходимости. Источники фразеологических выражений различны. Одни возникли из наблюдений человека над общественными и природными явлениями, другие появились в связи с историческими событиями.
Задание. Распределите фразеологизмы по конвертам, определив, откуда пришло выражение.
1. Из сельскохозяйственной жизни: поднять целину; снимать сливки; подготовить почву; телячий восторг; взять быка за рога.
2. Из истории: открывать Америку; великое переселение народов.
3. Из устного народного творчества: по щучьему велению; за тридевять земель; рожки да ножки.
4. Из различных ремёсел: шито белыми нитками; без сучка, без задоринки; канитель тянуть.
Учитель. Раз словечко, два словечко… и рождается фраза, выражающая глубокую мысль. Эти фразы, когда-то произнесённые мудрецами, через толщу веков дошли до нас, ещё и ещё раз подтверждая слова Анны Андреевны Ахматовой:
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти всё готово.
Всего прочнее на Земле печаль
И долговечней – царственное Слово
Жюри объявляет результаты конкурса.
Игра со зрителями.
I. «Мешочек фразеологизмов»
Ведущие вносят мешочек с предметами, вытягивает, не глядя, по одному предмету. Зрители называют фразеологизм с этим словом.
Ответ: делать из мухи слона, не в коня корм, ложка дегтя в бочке меда, яблоку негде упасть, кот наплакал, вешать собак, нем,как рыба, как об стенку горох, белыми нитками шито, держать камень за пазухой)
2. «Отгадай фразеологизм»
- Что вешают, приходя в уныние? (нос)
- Не ладоши, а ими хлопают. (уши)
- На него бросают слова и деньги, кто их не ценит (ветер)
- В каких рукавицах держат озорников? (в ежовых)
- На них сидят, если очень нервничают (как на иголках)
- Ее теряют и от счастья, и от горя (голова)
- Чью грамоту никто не принимает всерьез? (Филькину)
-Чем не испортишь кашу? (маслом)
- В чем рождаются везучие и счастливчики? (в рубашке)
- За чем не лезут в карман остроумные люди? (за словом)
- В какой ящик кладут не очень срочные дела? (в долгий)
- На какую воду выводят обманщиков? (на чистую)
3. Закончи фразеологизм
1. Дрожит как …(осиновый лист)
2. Катается как …(сыр в масле)
3. Стреляный…(воробей)
4. Кривить…(душой)
5. Закадычный…(друг)
6. Морочить…(голову)
4. Конкурс «Откуда фразеологизм».
В сердце льстец всегда отыщет уголок – Басня «Ворона и лисица»
А ларчик просто открывался - Басня «Ларчик»
А воз и ныне там – басня «Лебедь, щука и рак»
Шемякин суд - древнерусская повесть «Шемякин суд»
Нить Ариадны – мифология (указание на выход из трудной ситуации)
великое переселение народов; снимать сливки; подготовить почву; шито белыми нитками; телячий восторг; по щучьему велению; взять быка за рога; за тридевять земель; рожки да ножки; без сучка, без задоринки; поднять целину; канитель тянуть.
Оценочный лист
№ задания
1. «Браться за ум».
2. «Держать в уме».
3. «Ума палата».
4. «Себе на уме».
1. Объяснить значение фразеологизма.
(2 б.)
2. Дело мастера боится.
(7 б.)
3. В гостях у Пушкина.
(7 б.)
4 . Играем в лото.
(9 б.)
5. «Бестолковый» вернисаж.
(11 б.)
6. Не покладая рук.
(6 б.)
7. Хоть из - под земли достань.
(8 б.)
ИТОГ
Место
1. Браться за ум.
2. Держать в уме.
3. Ума палата.
4.Себе на уме.
в день.
голову.
на носу.
делать.
не заманишь.
сняло.
ни мясо.
на все руки.
ни мёртв.
до времени.
пополам.
на голову.
кусок.
думая.
рукава.
хлебавши.
в руки.
из сил.
Изо дня
Изо дня
Лакомый
Лакомый
От нечего
От нечего
Калачом
Калачом
Брать себя
Брать себя
Мастер
Мастер
Ни жив
Ни жив
Несолоно
Несолоно
Выбиться
Выбиться
Зарубить
Зарубить
Ломать
Ломать
Как рукой
Как рукой
Спустя
Спустя
Не долго
Не долго
Ни рыба
Ни рыба
С горем
С горем
До поры
До поры
Как снег
Как снег
Изо дня
в день.
Ломать
голову.
Зарубить
на носу.
От нечего
делать.
Калачом
не заманишь.
Как рукой
сняло.
Ни рыба
ни мясо.
Мастер
на все руки.
Ни жив
ни мёртв.
До поры
до времени.
С горем
пополам.
Как снег
на голову.
Лакомый
кусок.
Не долго
думая.
Спустя
рукава.
Несолоно
хлебавши.
Брать себя
в руки.
Выбиться
из сил.
2 конкурс. Дело мастера боится
1. Семи пядей во лбу _____________________________
2. От горшка два вершка __________________________
Великое переселение народов; снимать сливки; подготовить почву; шито белыми нитками; телячий восторг; по щучьему велению; взять быка за рога; за тридевять земель; рожки да ножки; без сучка, без задоринки; поднять целину; канитель тянуть.
7 конкурс. Хоть из - под земли достань
1. Из сельскохозяйственной жизни: ____________________________________________
Великое переселение народов; снимать сливки; подготовить почву; шито белыми нитками; телячий восторг; по щучьему велению; взять быка за рога; за тридевять земель; рожки да ножки; без сучка, без задоринки; поднять целину; канитель тянуть.
Голова Ухо Глаз Язык Рука
3 конкурс. «Исправь ошибки»
Задание. Кто быстрее и вернее исправит ошибки в пословицах.
Ус хорошо, а два лучше – Ум
Трус своей лени боится – тени
Нашла коза на камень – коса
Не ноги горшки обжигают – боги
На безрыбье и бак – рыба – рак
От бобра бобра не ищут – добра добра
1. Наш конкурс посвящен фразеологии.
Что это за наука? Участвуют 3 команды, будут и вопросы зрителям.
2. Представление жюри.
Представление команд 8-х классов (Название,девиз, эмблема)
3. Для разминки всем командам и зрителям предлагается послушать рассказ.
Затем перечислить все услышанные в нем фразеологические обороты.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой младший братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. К тому же говорят, что он большой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел. Правда это или нет, но вот мы попались на удочку. Обвел он нас вокруг пальца.
Договорились прийти в субботу вечером. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят к тетке в город.
- Он же приглашал нас рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому-нибудь голову морочит.
У братишки сразу слезы в три ручья. Я тоже чувствую себя не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдете.
И мы пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и славную уху за обе щеки уплетали!
(Команды по очереди называют фразеологизмы.За каждый названный фразеологизм - жетон)
4. Конкурс «Собери пословицы»
Каждая команда получает карточки с частями пословиц. Кто быстрее соберет из этих частей 4 пословицы.
Под лежачий камень и вода не течет. Красна птица пером, а человек умом. Слово не стрела а хуже стрелы разит. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
(1 жетон за скорость и по жетону за каждую пословицу)
VI. Конкурс «Мешочек фразеологизмов»
Ведущие вносят мешочек с предметами. Представители команд вытягивают, не глядя, по одному предмету и называют фразеологизм с этим словом. Подходят по одному, если участник не знает– помогает команда.
Ответ: делать из мухи слона, не в коня корм, ложка дегтя в бочке меда, яблоку негде упасть, кот наплакал, вешать собак, нем,как рыба, как об стенку горох, белыми нитками шито, держать камень за пазухой)
5. Конкурс «Исправь ошибки»
Командам даются листы с пословицами, в них есть ошибки. Кто быстрее и вернее исправит.
Ус хорошо, а два лучше – Ум Трус своей лени боится – тени Нашла коза на камень – коса Не зная броду, не суйся в моду – в воду Не ноги горшки обжигают – боги На безрыбье и бак – рыба – рак От бобра бобра не ищут – добра добра
6. В это время игра с залом «Отгадай фразеологизм»
- Что вешают, приходя в уныние? (нос)
- Не ладоши, а ими хлопают. (уши)
- На него бросают слова и деньги, кто их не ценит (ветер)
- В каких рукавицах держат озорников? (в ежовых)
- На них сидят, если очень нервничают (как на иголках)
- Ее теряют и от счастья, и от горя (голова)
- Чью грамоту никто не принимает всерьез? (Филькину)
-Чем не испортишь кашу? (маслом)
- В чем рождаются везучие и счастливчики? (в рубашке)
- За чем не лезут в карман остроумные люди? (за словом)
- В какой ящик кладут не очень срочные дела? (в долгий)
- На какую воду выводят обманщиков? (на чистую)
Подведем итоги работы команд. Помощники прочитают ответы команд, 7 жетонов а все ответы и 1 жетон за скорость.
7. Фразеологические обороты приходят в язык из разных источников:
1-й источник – мифология (ахиллесова пята) 2-й источник – Библия (козел отпущения); 3-й источник – профессиональная лексика (играть первую скрипку); 4-й источник – быт народа (работать спустя рукава); 5-й источник – художественные произведения (ты сер, а я приятель – сед).
8. Конкурс «Откуда фразеологизм».
Ведущие держат карточки с фразеологизмами. По одному участнику от команды (по очереди) тянут карточку, читают фразеологизм, объясняют смысл и источник происхождения.
В сердце льстец всегда отыщет уголок – Басня «Ворона и лисица»
А ларчик просто открывался - Басня «Ларчик»
А воз и ныне там – басня «Лебедь, щука и рак»
Шемякин суд - древнерусская повесть «Шемякин суд»
А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь - басня «Квартет»
Нить Ариадны – мифология (указание на выход из трудной ситуации)