Тип урока: комбинированный ( в форме путешествия ).
Формы организации работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ожидаемые результаты: дети повысят уровень своих знаний, обогатив свой словарный запас, проникнут в тайны истории происхождения слов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Фразеология». Урок будет проходить в необычной форме - в виде путешествия по страничкам, изображённым на интерактивной доске. Предлагаю вам окунуться в мир слов, чтобы повысить уровень своих знаний, обогатить словарный запас, проникнуть в тайны истории происхождения слов. Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.
III. Работа с эпиграфом.(слайд 2)
Но сначала поработаем в тетрадях. Запишем число, тему урока и эпиграф.
- Какой смысл заключается в эпиграфе?
Совершенно верно. Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, обогащают словарный запас. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее, ярче выражает он свои мысли.
IV. Работа с новым материалом.
– Итак, мы держим путь в страну Фразеология. Но въезд туда закрыт. Добродушный стражник хочет помочь нам. Он готов нас пропустить, но с условием, что мы ответим на все его вопросы.
Вопрос: что такое фразеологизмы? (Слайд № 7.)
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Например: сбиться с ног, скрипя сердце, обвести вокруг пальца.
— Вы справились с заданием. Стражник открывает ворота в страну Фразеология и приветствует нас на пороге очень добрым фразеологизмом. Каким?
(Добро пожаловать!)
(Над воротами появляется надпись: «Добро пожаловать!», и
ворота открываются.)
1. Въезд в страну. (Фразеологический конструктор).
(Слайд № 8.)
(Дети должны по значению узнать слова, составить из них фразеологизм и объяснить его значение. Задание получает каждый ряд.)
1-й ряд:
1. принять сидячее положение;
2. предлог;
3. часть тела, соединяющая голову с туловищем.
2-й ряд:
1. водное пространство;
2. предлог;
3. часть тела на ноге.
3-й ряд:
1. передвигать к себе;
2. домашнее животное;
3. предлог;
4. часть тела, которой виляет кот.
Ответы.
1.Ссесть на шею – обременить собой, заботами о себе;
2. Тянуть кота за хвост — надолго затягивать какое-либо решение или дело.
3. Море по колено — ничто не страшно.
– Совпадает ли значение фразеологизма со значением отдельных слов, входящих в него? (Дайте свои объяснения.)
– Итак, фразеологизмы – это несвободные, устойчивые, как бы застывшие сочетания слов.
2. «В гостях у фразеологического словаря». Одному человеку из каждого ряда даётся задание: поработать со словарём и узнать значение фразеологических оборотов. Послушаем докладчиков.(Слайд 9-15)
3. Город мастеров. (Определите профессию.) (Слайд № 16.)
— Мы пришли с вами в город мастеров. Здесь в каждом домике живут фразеологизмы, возникшие в устной речи людей разных профессий.
(Дети должны определить, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.)
1) Топорная работа;
без сучка без задоринки;
снять стружку;
разделать под орех. (Столяр.)
2) на один покрой;
трещать по швам;
семь раз отмерь, один раз отрежь;
шито белыми нитками. (Портной.)
3) калачом не заманишь;
заварить кашу;
толочь воду в ступе. (Повар.)
– Сделаем вывод.(Слайд17). Откуда пришли в русский литературный язык очень многие фразеологизмы? (Из разговорно-бытовой речи, из речи людей разных профессий.)
4. Поселок синонимов. (Слайд № 18 .)
1) Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:
бить баклуши (бездельничать);
сломя голову (быстро);
в час по чайной ложке (очень медленно);
водить за нос (обманывать);
себе на уме (хитрый).
5. Переправа. (Слайд № 19.)
- Чтобы продолжить наш путь, мы должны переправиться через реку. В этом нам решил помочь добрый лодочник. Но когда мы достигли середины реки, неожиданно началась буря. Лодочник сообщил, что буря утихнет, если мы сможем раскрыть значение фразеологизма буря в стакане воды.
(Буря в стакане воды – большое волнение по ничтожному поводу.)
- Уже в Древней Греции употреблялось выражение в буквальном переводе «гроза из корыта», которое обозначало то же самое: шум по пустякам, не стоящим внимания. Фразеологизмы, как правило, не могут быть дословно переведены на какой-нибудь другой язык.
6. Фразеологический зоопарк. (Слайд № 20.)
- Вспомните, какие животные живут во фразеологизмах. Объясните значения фразеологизмов.
Пишет как ... лапой (курица);
Делить шкуру неубитого ... (медведя);
На сердце ... скребут (кошки);
... носа не подточит (комар).
- Какие еще фразеологизмы, в которых использованы названия животных, вы знаете?
7. Подбери прилагательные. К рисункам нужно подобрать прилагательные, чтобы получился фразеологизм. (Слайд 21)
8. Кто вспомнит быстрее? (Слайд № 22.)
- Некоторые ученые к фразеологизмам относят также пословицы и поговорки. (Их называют обычно крылатыми словами и выражениями.) Закончите начатые пословицы:
Любишь кататься – ... .
Тише едешь – ... .
Лучше синица в руках, чем ... .
Не спеши языком, ... .
На вкус и цвет ... .
Готовь сани летом, а ... .
(люби и саночки возить; дальше будешь; журавль в небе; торопись делом; товарища нет; телегу зимой.)
V. Итог урока.
-Расскажите о фразеологизмах.
- Почему так нельзя сказать? ( Слайд №23 )
9. Дополнительное задание. Как работает слово? (Слайд24-25)
Выписать из стихотворения как можно больше фразеологизмов.
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт –
Под камень лежачий вода не течет.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».
В. Суслова.
VI. Домашнее задание.
- Найти в рассказе и выписать 10 фразеологизмов. (1 вариант).
- Найти в рассказе10 фразеологизмов, употреблённых в переносном значении. (2 вариант).