kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по русскому языку «Путешествие в страну фразеологии».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый  урок по русскому языку

«Путешествие в страну фразеологии».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку «Путешествие в страну фразеологии».»

МКОУ «Ирганайская СОШ им. М. А. Заргалаева»









Открытый  урок по русскому языку

«Путешествие в страну фразеологии».



Класс: 6

Учитель: Магомедова М. Дж.









Цели: познакомить обучающихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов.


Задачи:


развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;


научиться ориентироваться в изученном материале;


воспитывать любовь к слову и к родному языку;


Оборудование: интерактивная доска, компьютер, рисунки, иллюстрирующие фразеологизмы, карточки с домашним заданием.

Тип урока: комбинированный ( в форме путешествия ).

Формы организации работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ожидаемые результаты: дети повысят уровень своих знаний, обогатив свой словарный запас, проникнут в тайны истории происхождения слов.



Ход урока


I. Организационный момент.


II. Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Фразеология». Урок будет проходить в необычной форме - в виде путешествия по страничкам, изображённым на интерактивной доске. Предлагаю вам окунуться в мир слов, чтобы повысить уровень своих знаний, обогатить словарный запас, проникнуть в тайны истории происхождения слов. Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.

III. Работа с эпиграфом.(слайд 2)

Но сначала поработаем в тетрадях. Запишем число, тему урока и эпиграф.

- Какой смысл заключается в эпиграфе?

Совершенно верно. Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, обогащают словарный запас. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее, ярче выражает он свои мысли.

IV. Работа с новым материалом.

– Итак, мы держим путь в страну Фразеология. Но въезд туда закрыт. Добродушный стражник хочет помочь нам. Он готов нас пропустить, но с условием, что мы ответим на все его вопросы.


Вопрос: что такое фразеологизмы? (Слайд № 7.)

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Например: сбиться с ног, скрипя сердце, обвести вокруг пальца.


— Вы справились с заданием. Стражник открывает ворота в страну Фразеология и приветствует нас на пороге очень добрым фразеологизмом. Каким?

(Добро пожаловать!)

(Над воротами появляется надпись: «Добро пожаловать!», и

ворота открываются.)


1. Въезд в страну. (Фразеологический конструктор).

(Слайд № 8.)

(Дети должны по значению узнать слова, составить из них фразеологизм и объяснить его значение. Задание получает каждый ряд.)


1-й ряд:


1. принять сидячее положение;

2. предлог;

3. часть тела, соединяющая голову с туловищем.


2-й ряд:


1. водное пространство;

2. предлог;

3. часть тела на ноге.


3-й ряд:


1. передвигать к себе;

2. домашнее животное;

3. предлог;


4. часть тела, которой виляет кот.


Ответы.


1.Ссесть на шею – обременить собой, заботами о себе;

2. Тянуть кота за хвост — надолго затягивать какое-либо решение или дело.

3. Море по колено — ничто не страшно.


– Совпадает ли значение фразеологизма со значением отдельных слов, входящих в него? (Дайте свои объяснения.)

– Итак, фразеологизмы – это несвободные, устойчивые, как бы застывшие сочетания слов.


2. «В гостях у фразеологического словаря». Одному человеку из каждого ряда даётся задание: поработать со словарём и узнать значение фразеологических оборотов. Послушаем докладчиков.(Слайд 9-15)

3. Город мастеров. (Определите профессию.) (Слайд № 16.)


— Мы пришли с вами в город мастеров. Здесь в каждом домике живут фразеологизмы, возникшие в устной речи людей разных профессий.

(Дети должны определить, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.)


1) Топорная работа;

без сучка без задоринки;

снять стружку;

разделать под орех. (Столяр.)


2) на один покрой;

трещать по швам;

семь раз отмерь, один раз отрежь;

шито белыми нитками. (Портной.)


3) калачом не заманишь;

заварить кашу;

толочь воду в ступе. (Повар.)


– Сделаем вывод.(Слайд17). Откуда пришли в русский литературный язык очень многие фразеологизмы? (Из разговорно-бытовой речи, из речи людей разных профессий.)



4. Поселок синонимов. (Слайд № 18 .)


1) Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:


бить баклуши (бездельничать);

сломя голову (быстро);

в час по чайной ложке (очень медленно);

водить за нос (обманывать);

себе на уме (хитрый).



5. Переправа. (Слайд № 19.)


- Чтобы продолжить наш путь, мы должны переправиться через реку. В этом нам решил помочь добрый лодочник. Но когда мы достигли середины реки, неожиданно началась буря. Лодочник сообщил, что буря утихнет, если мы сможем раскрыть значение фразеологизма буря в стакане воды.

(Буря в стакане воды – большое волнение по ничтожному поводу.)


- Уже в Древней Греции употреблялось выражение в буквальном переводе «гроза из корыта», которое обозначало то же самое: шум по пустякам, не стоящим внимания. Фразеологизмы, как правило, не могут быть дословно переведены на какой-нибудь другой язык.


6. Фразеологический зоопарк. (Слайд № 20.)


- Вспомните, какие животные живут во фразеологизмах. Объясните значения фразеологизмов.


Пишет как ... лапой (курица);

Делить шкуру неубитого ... (медведя);

На сердце ... скребут (кошки);

... носа не подточит (комар).


- Какие еще фразеологизмы, в которых использованы названия животных, вы знаете?

7. Подбери прилагательные. К рисункам нужно подобрать прилагательные, чтобы получился фразеологизм. (Слайд 21)



8. Кто вспомнит быстрее? (Слайд № 22.)


- Некоторые ученые к фразеологизмам относят также пословицы и поговорки. (Их называют обычно крылатыми словами и выражениями.) Закончите начатые пословицы:

Любишь кататься – ... .


Тише едешь – ... .


Лучше синица в руках, чем ... .


Не спеши языком, ... .


На вкус и цвет ... .


Готовь сани летом, а ... .

(люби и саночки возить; дальше будешь; журавль в небе; торопись делом; товарища нет; телегу зимой.)

V. Итог урока.

-Расскажите о фразеологизмах.

- Почему так нельзя сказать? ( Слайд №23 )


9. Дополнительное задание. Как работает слово? (Слайд24-25)

Выписать из стихотворения как можно больше фразеологизмов.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Лентяй отдыхает, а время идёт –

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом!

Стихи я пишу не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».

В. Суслова.


VI. Домашнее задание.


- Найти в рассказе и выписать 10 фразеологизмов. (1 вариант).

- Найти в рассказе10 фразеологизмов, употреблённых в переносном значении. (2 вариант).

Задания на карточках.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Открытый урок по русскому языку «Путешествие в страну фразеологии».

Автор: Магомедова Муи Джамалудиновна

Дата: 05.11.2019

Номер свидетельства: 525810

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Открытый урок по русскому языку «Путешествие в страну фразеологии»."
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi_urok_po_russkomu_iazyku_puteshestvie_v_stranu_frazeologii_1"
    ["file_id"] => string(6) "571036"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1611313449"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства