Просмотр содержимого документа
«Познавательная игра по русскому языку на тему: «Язык – наследие народа» для учащихся 5-8 классов»
ГУ «Первомайская средняя школа»
Познавательная игра
по русскому языку
на тему: «Язык – наследие народа»
для учащихся 5-8 классов
Подготовила и
провела: Поплавская Р.А.
2014 год
Познавательная игра по русскому языку
на тему: «Язык – наследие народа»
для учащихся 5-8 классов
Цель: привить любовь к великому русскому языку, повысить общую языковую культуру, развить интерес к русскому языку как учебному предмету.
Ход игры
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Приветствую интеллектуалов нашей школы на игре «Язык – наследие народа», посвящённой неделе гуманитарных наук!
Эпиграфом сегодняшней игры, являются слова поэтессы серебряного века Анны Ахматовой:
Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое Русское Слово.
Вступительное слово учителя
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился, как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песни и прибаутки, бабушкины сказки. А сказки и прибаутки – это язык. Мы вырастаем, идём учиться в школу, в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Через слова мы впервые узнаём, какие мысли были у наших предков. Через слова мы можем обратиться к нашим правнукам, которые будут жить после нас. И всё это благодаря словам. А слова составляют язык. Что же такое слово? (Ответы)
« Слово – это единица речи, служащая для выражения отдельного понятия».
( С.И.Ожегов.)
«Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».
( В.И.Даль.)
Мы знаем всё то, что можем выразить языком, поэтому в нашей игре будут звучать вопросы не только по русскому языку и литературе, но и вопросы на логику, на общие знания. - А демонстрировать командный дух, глубину своих познаний в области истории, русского языка и литературы, состязаться в смекалке, логике и быстроте реакции сегодня будут 2 команды. Давайте с ними познакомимся! - Я называю команду, команда встаёт с места и приветствует остальных участников: Представление команд 1. Команда «Грамотеи», капитан команды______________. 2. Команда «Умники», капитан команды_______________. Следить за ходом игры и определять лучших игроков будет Совет мудрейших: 1. 2. 3. 4. - И прежде чем команды вступят в интеллектуальную битву прослушайте правила нашей игры:
Интеллектуально – познавательная игра состоит из туров.
В каждом туре участники команд отвечают на вопросы и за правильный ответ получают баллы.
Победителем игры становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
- Желаю Вам удачи!
И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык. Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.
1 тур «Разминка»
1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? ( Буква «ц».)
2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? ( Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
3. В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? ( Стонет.)
4. Что общего у дня и ночи? ( Ь на конце слова. )
5. Что находится между горой и оврагом? ( Буква «и».)
6. Используйте слово «язык» в разных смысловых сочетаниях. («Длинный» язык, язык Пушкина, варёный язык.)
Ведущий. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы, «Ведь пословица недаром молвится».
2 тур «Конкурс знатоков поговорок»
1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почём фунт лиха.)
2. Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.)
3. Согласно какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.)
4. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.)
5. Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? ( После дождичка в четверг.)
6. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день? ( Кто рано встаёт, тому Бог подаёт.)
3 тур «Полиглот».
Задание. Вы должны вставить в пословицу недостающее слово и перевести это слово на казахский и английский языки. В этом туре учитывается не только правильный ответ, но и правильное произношение. Первым отвечает участник команды, поднявший раньше других сигнальную карту, которая лежит у вас на столах. За каждый правильный ответ участник получает 2 балла. Внимание на экран! 1. « Без труда не вынешь ..... из пруда» (Рыбку, балық, fish) 2. « Не имей сто рублей, а имей сто .....» (Друзей, дос, friend). 3. « Делу -…, потехе - час (время, сағат, time ) 4. «Хлеб - всему ......» ( Голова, бас, head) 5. «Под лежачий камень и ... не течёт.» (Вода, су, water ) 6. Готовь сани летом, телегу… (зимой, қыс, winter)
1. Команда «Грамотеи» зарабатывает ____________ 2. Команда «Умники» зарабатывает _____________
4 тур «Конкурс знатоков пословиц»
К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.
1. Дагестанская: «Торопливым людям не хватает мудрости». (Поспешишь - людей насмешишь.)
2. Украинская: « И живи до старости, и учись до старости». ( Век живи - век учись.)
3. Киргизская: « Потихоньку далеко пойдёшь, а пляской устанешь».
(Тише едешь - дальше будешь.)
4. Малайская: «Кончил шить - оборвал нить». ( Сделал дело - гуляй смело.)
5. Киргизская: « Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда». ( Что посеешь, то и пожнёшь.)
6. Таджикская: « Если кривы дерева, то от них и тень крива». (Яблоко от яблони недалеко падает.)
5 тур «Мозговой штурм»
Я по очереди буду задавать каждой команде вопросы. Если команда не сможет дать правильный ответ, то право отвечать переходит к другой команде. Время на обдумывание 30 секунд. Каждый правильный ответ принесет командам по 2 балла.
-Итак, внимание, вопрос
1. Англичане говорят: «Одна птица в руке стоит двух птиц в кустах». А что говорим мы? (лучше синица в руках, чем журавль в небе)
2. Именно так в Др.Греции назывался пергамент, сложенный для удобства пользования вчетверо. Сейчас вы используете это в школе каждый день. О чём речь? (тетрадь)
- Следующий вопрос 3. Все вы, конечно, помните басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» и слова стрекозы «не оставь меня, друг милой, дай ты мне собраться с силой и до вешних только дней накорми и обогрей». А что означает слово «вешние»? (весенние)
4. В 1769 году в Петербурге была издана книга "Письмовник", в которой предлагались русские слова, объясняющие или заменяющие иностранные. Например, "актер" предлагали заменить на "представщик", "пульс" — на "жилобой". А вместо чего употребили "ошейник"? (галстук)
- Следующий вопрос 5. Эта пищевая добавка в древности ценилась дороже драгоценных металлов и даже использовалась в качестве заменителя денег. Назовите её. (соль)
- И последний вопрос 6. Жители одного высокогорного селения называют это животное «лягушка с крышкой». О ком идёт речь? (черепаха)
- 4 тур подошел к концу и сейчас слово предоставляется судьям, которые объявят результаты этого тура.
6 тур «Подобрать окончания к поговоркам»
1. Сам пропадай - … (а товарища выручай).
2. По одёжке встречают - …(по уму провожают).
3. Семь раз отмерь - …(один раз отрежь).
4. Глаза страшатся - …(а руки делают).
5. С кем поведёшься -…(от того и наберёшься).
6. Старый друг -…(лучше новых двух).
7. Не место красит человека -…(а человек место).
8. Не говори «гоп» -…(пока не перепрыгнешь).
9. Береги платье снову -…(а честь смолоду)
7 тур «Битва капитанов».
Уважаемые участники, вот и наступил решающий момент, по окончанию этого тура мы узнаем победителя игры. Каждый из капитанов команд в течение 45 секунд должен ответить на наибольшее количество вопросов. Отвечать нужно быстро. Если не знаете ответ говорите «дальше» и если у вас останется время к нему можно потом вернуться». Каждый правильный ответ принесет вам 1 балл.
1. Сколько месяцев в году? (12) 2. Слова различные по звучанию и написанию, но схожие по значению (синонимы) 3. Сколько спряжений у глаголов? (2) 4. Автор повести «Тарас Бульба» (Гоголь) 5. Какого рода слово тюль? (м.р.) 6. Какая часть речи обозначает предмет? (существительное) 7. Подберите синоним к слову очи (глаза) 8. Как называется речь одного человека? (монолог) 9. Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать? (7 раз) 10. К какому склонению относится слово папа? (I)
1. Столица Казахстана? (Астана) 2.Слова противоположные по значению. (антонимы) 3. какого рода слово кофе (м.р.) 4. Сколько падежей в русском языке? (6) 5. Какая часть речи обозначает признак предмета? (прилагательное) 6. Автор трагедии «Моцарт и Сальери» (Пушкин) 7. Подберите синоним к слову уста (губы) 8. Как называется речь двух и более человек? (диалог) 9. К какому спряжению относятся окончания ут, ют (Iспряжение) 10. Сколько человек одного не ждут? (семеро)
Вопросы всем командам
1. Сколько дней в неделе? (7) 2. Какая часть речи обозначает действие предмета? (глагол) 3. Какого рода слово кенгуру? (м.р.) 4. Автор поэмы «Полтава» (Пушкин) 5. Новые слова, недавно появившиеся в языке. (неологизмы) 6. Сколько склонений в русском языке? (з) 7. Подберите антоним к слову друг (враг) 8. К какому спряжению относятся окончания ат, ят (II спряжение) 9. Определите вид глагола бежать (несов. вид) 10. Кто совершил первый полет в космос? (Ю. Гагарин )
- Спасибо участникам за ответы.
Заключительное слово учителя.
Образные слова и выражения, с которыми мы сегодня познакомились,- это лишь капля в море слов. Но, возможно, она приведёт вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие. Один умный человек назвал образные выражения «мудростью», другой заметил: «Мудростью нужно уметь пользоваться». Поэтому, если полез за словами в карман мудрых людей, делай это с умом. Помни, слово ранит, но слово и исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем употреблять эти меткие, эти мудрёные слова.
( Подведение итогов игры).
А сейчас мы узнаем, сколько баллов набрали наши участники, и какая команда одерживает победу. Слово предоставляется жюри.