В последние годы в нашей республике уделяется все больше внимания возрождению, сохранению всего, чем были богаты наши предки. Национальные традиции становятся основой нравственного, гражданского, культурного воспитания подрастающего поколения семьи.
Каждый год в нашей школе с целью сохранения преемственности поколений, укрепления семейных и семейно-родственных связей на основе общности национальных традиций, воспитания патриотического отношения к своей малой Родине и бережного отношения к его историческому и культурному наследию, формирования исторического сознания и нравственной культуры подрастающего поколения; приобщения к изучению истории Отечества через историю своей семьи, создания и пропаганды новых форм семейного досуга учителями башкирского, русского языка и литературы, ИКБ, истории по утвержденному плану проводится народный праздник «Шежере - байрамы».
В празднике участвуют практически все ученики, потому что он начинается с единого классного часа по темам: «Моя родословная», «Страницы истории малой Родины», «Мои родственники- нефтяники», «История семьи в истории страны», «Отчий дом», «Моя семья», «Моя родина - Башкортостан», «Семейные традиции», «Родословная - история моей семьи».
На празднике всегда много гостей, звучат детские рассказы о семье, о предках и родственниках. Все это сопровождается показом презентаций (фотографии, документы начала прошлого века). Широта географического и исторического охвата событий и глубина значения происходящего никого не оставляют равнодушным.
В вестибюле школы развертывается целая галерея рисунков учащихся 1-4 классов «Я и моя семья». Рисунки разного характера. Родителям очень приятно узнавать себя в этих рисунках - маленьких окошечках детской души.
Проводятся различные конкурсы, которые пробуждают интерес к истории своей семьи, рода, школы. Участвуя в « Геральдическом конкурсе», учащиеся проявляют фантазию, знание традиций и корней своей семьи.
В эстафете для пятиклассников «Веселые старты» представляются
национальные игры народов нашей республики («Метание в цель», «Бой петухов», «Перетягивание каната», «Встречная эстафета», «Бег в мешках»).
В этом конкурсе ребята соревнуются азартно, с неподдельным интересом, стремлением быть первым.
Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и все, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством предшественников, красотой, наполненной в веках. Конкурс «Моя родословная» проводится среди учащихся 5-9 классов. Обучающиеся под руководством учителей составляют генеалогическое древо своего рода, собирают материалы, посещают архивы, беседуют с престарелыми людьми.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже не сильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.
Вспомнили на празднике и историю своей школы. Сколько она сменила зданий, сколько директоров её возглавляли за 75 лет, и какие замечательные учителя работают в ней сейчас.
В викторине «Моя малая родина» участвуют учащиеся 9-х классов. Они готовят иллюстративные материалы (картины о семье, Башкортостане, мультимедиа).
В конкурс классных газет «Счастливая семья - счастливая страна» участвуют учащиеся 10-х классов. Ребята показывают свои таланты. Газеты всегда красочно оформлены, соответствуют глубокому содержанию. И что особенно ценно - во всех 10-х классах ребята нашли семьи, где изучена и составлена родословная от 7 колена и выше. Были составлены на листах ватмана рисунки родословного дерева, где представлены славные и знаменитые предки.
И работники нашей столовой не остаются в стороне, организуя «День национальной башкирской кухни». Башкирские национальные блюда («Бишбарма3», «Ва3 б9леш», «С9к-с9к», «#ыстыбый»,«*урпа»), приготовленные нашими поварами, очень вкусные.
Каждый год традиционно приглашаем на праздник внештатного сотрудника городского этнографического музея «Юрматы» Бессаренко В.И.Его выступление является настоящим украшением общешкольного праздника. Замечательная лекция – интереснейший рассказ об истории башкирского женского костюма и украшений периода 1812 года. Владимир Иванович занимается реставрацией старинных женских украшений.
Учащиеся 8-11классов Халикова А., Уразгулова Э., Шафикова Г., Хуснутдинова Л., Жданова А., Минигулова Л., Зайнуллина А., Гайнуллина Э., Клявлина Э., Федосеева М., Губайдуллина А., Ярмухаметова А., Фазылова К. с удовольствием демонстрируют женские башкирские костюмы и украшения (а им не одна сотня лет). Мы очень благодарны Владимиру Ивановичу за его познавательный рассказ, за представленные раритеты, за то, что есть такие замечательные люди, которые заинтересованы в том, чтобы современная молодежь знала историю и назначение костюмов и украшений далекого прошлого. Ведь без прошлого нет будущего.
Роль изучения и составления Шежере в педагогической деятельности велика. Изучая Шежере , учащиеся имеют возможность познакомиться с людьми, которые прославили нашу республику, наш город.
Праздник «Шежере - байрамы», ставший уже традиционным в СОШ №11, не только красочное представление с яркими музыкальными номерами и веселыми играми, но аспект нравственного воспитания детей через осознание себя частицей семьи и даже целого рода. Знание истории страны, родного края и своего рода – это неотъемлемое качество не только цивилизованного человека, но и показатель уровня развития общества в целом. Мировосприятие каждого человека неразрывно связано с родительским домом, семьей. Истинным идеалом воспитания в Башкортостане испокон веков являлось традиционное духовное мировоззрение, основывающееся на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Вечными истинами провозглашались заветы добра и душевной чистоты, порядочности, сохранения вековых традиций.
Тот, кто знает свои корни, свой род, историческое прошлое своей семьи, тот чувствует себя хозяином этой земли, продолжателем традиций своих предков. А это прекрасно!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Родной язык в моих корнях »
Учительница башкирского языка
и литературы
Тимиргалина Ф.М.
МБОУ СОШ №11
г. Ишимбай
Родной язык в моих корнях.
В последние годы в нашей республике уделяется все больше внимания возрождению, сохранению всего, чем были богаты наши предки. Национальные традиции становятся основой нравственного, гражданского, культурного воспитания подрастающего поколения семьи.
Каждый год в нашей школе с целью сохранения преемственности поколений, укрепления семейных и семейно-родственных связей на основе общности национальных традиций, воспитания патриотического отношения к своей малой Родине и бережного отношения к его историческому и культурному наследию, формирования исторического сознания и нравственной культуры подрастающего поколения; приобщения к изучению истории Отечества через историю своей семьи, создания и пропаганды новых форм семейного досуга учителями башкирского, русского языка и литературы, ИКБ, истории по утвержденному плану проводится народный праздник «Шежере - байрамы».
В празднике участвуют практически все ученики, потому что он начинается с единого классного часа по темам: «Моя родословная», «Страницы истории малой Родины», «Мои родственники- нефтяники», «История семьи в истории страны», «Отчий дом», «Моя семья», «Моя родина - Башкортостан», «Семейные традиции», «Родословная - история моей семьи».
На празднике всегда много гостей, звучат детские рассказы о семье, о предках и родственниках. Все это сопровождается показом презентаций (фотографии, документы начала прошлого века). Широта географического и исторического охвата событий и глубина значения происходящего никого не оставляют равнодушным.
В вестибюле школы развертывается целая галерея рисунков учащихся 1-4 классов «Я и моя семья». Рисунки разного характера. Родителям очень приятно узнавать себя в этих рисунках - маленьких окошечках детской души.
Проводятся различные конкурсы, которые пробуждают интерес к истории своей семьи, рода, школы. Участвуя в « Геральдическом конкурсе», учащиеся проявляют фантазию, знание традиций и корней своей семьи.
В эстафете для пятиклассников «Веселые старты» представляются
национальные игры народов нашей республики («Метание в цель», «Бой петухов», «Перетягивание каната», «Встречная эстафета», «Бег в мешках»).
В этом конкурсе ребята соревнуются азартно, с неподдельным интересом, стремлением быть первым.
Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и все, что будет выходить из рук его, будет овеяно мастерством предшественников, красотой, наполненной в веках. Конкурс «Моя родословная» проводится среди учащихся 5-9 классов. Обучающиеся под руководством учителей составляют генеалогическое древо своего рода, собирают материалы, посещают архивы, беседуют с престарелыми людьми.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет силу ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже не сильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история.
Вспомнили на празднике и историю своей школы. Сколько она сменила зданий, сколько директоров её возглавляли за 75 лет, и какие замечательные учителя работают в ней сейчас.
В викторине «Моя малая родина» участвуют учащиеся 9-х классов. Они готовят иллюстративные материалы (картины о семье, Башкортостане, мультимедиа).
В конкурс классных газет «Счастливая семья - счастливая страна» участвуют учащиеся 10-х классов. Ребята показывают свои таланты. Газеты всегда красочно оформлены, соответствуют глубокому содержанию. И что особенно ценно - во всех 10-х классах ребята нашли семьи, где изучена и составлена родословная от 7 колена и выше. Были составлены на листах ватмана рисунки родословного дерева, где представлены славные и знаменитые предки.
И работники нашей столовой не остаются в стороне, организуя «День национальной башкирской кухни». Башкирские национальные блюда («Бишбарма3», «Ва3 б9леш», «С9к-с9к», «#ыстыбый»,«*урпа»), приготовленные нашими поварами, очень вкусные.
Каждый год традиционно приглашаем на праздник внештатного сотрудника городского этнографического музея «Юрматы» Бессаренко В.И..Его выступление является настоящим украшением общешкольного праздника. Замечательная лекция – интереснейший рассказ об истории башкирского женского костюма и украшений периода 1812 года. Владимир Иванович занимается реставрацией старинных женских украшений.
Учащиеся 8-11классов Халикова А., Уразгулова Э., Шафикова Г., Хуснутдинова Л., Жданова А., Минигулова Л., Зайнуллина А., Гайнуллина Э., Клявлина Э., Федосеева М., Губайдуллина А., Ярмухаметова А., Фазылова К. с удовольствием демонстрируют женские башкирские костюмы и украшения (а им не одна сотня лет). Мы очень благодарны Владимиру Ивановичу за его познавательный рассказ, за представленные раритеты, за то, что есть такие замечательные люди, которые заинтересованы в том, чтобы современная молодежь знала историю и назначение костюмов и украшений далекого прошлого. Ведь без прошлого нет будущего.
Роль изучения и составления Шежере в педагогической деятельности велика. Изучая Шежере , учащиеся имеют возможность познакомиться с людьми, которые прославили нашу республику, наш город.
Праздник «Шежере - байрамы», ставший уже традиционным в СОШ №11, не только красочное представление с яркими музыкальными номерами и веселыми играми, но аспект нравственного воспитания детей через осознание себя частицей семьи и даже целого рода. Знание истории страны, родного края и своего рода – это неотъемлемое качество не только цивилизованного человека, но и показатель уровня развития общества в целом. Мировосприятие каждого человека неразрывно связано с родительским домом, семьей. Истинным идеалом воспитания в Башкортостане испокон веков являлось традиционное духовное мировоззрение, основывающееся на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Вечными истинами провозглашались заветы добра и душевной чистоты, порядочности, сохранения вековых традиций.
Тот, кто знает свои корни, свой род, историческое прошлое своей семьи, тот чувствует себя хозяином этой земли, продолжателем традиций своих предков. А это прекрасно!