Цели урока: познакомить обучающихся с наречием как частью речи, научить определять грамматические признаки наречия, распознавать наречия среди других частей речи.
Тип урока: урок изучения нового материала
Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации, ИКТ.
Методы обучения: интерактивный, словесный, наглядный, частично-поисковый.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 7 классе»
Конспект урока русского языка в 7 классе
Тема урока «Наречие»
Цели урока: познакомить обучающихся с наречием как частью речи, научить определять грамматические признаки наречия, распознавать наречия среди других частей речи.
Тип урока: урок изучения нового материала
Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации, ИКТ.
Методы обучения: интерактивный, словесный, наглядный, частично-поисковый.
Ход урока
Организационный момент.
Определение темы урока
- Ребята! Мы с вами уже говорили на предыдущих уроках о том, как богат и красив наш язык, сколько всего можно описать с помощью слов русского языка. Сегодня мы ещё раз в этом убедимся.
Прочитайте стихотворение на слайде и подумайте, о чём оно?
Наш язык и скромен, и богат,
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Если вспомнишь слово ты «светло»,
То увидишь – солнышко взошло.
Если скажешь ты «темно»,
Сразу вечер постучит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну а если скажешь ты «красиво» -
Пред тобою сразу вся Россия!
- О чём говорится в стихотворении? ( О языке, о его богатстве, красоте)
Слова какой части речи выделены в стихотворении? (Наречия)
Сформулируйте тему урока («Наречие как часть речи»)
Целеполагание
- Почему вы решили, что выделенные слова - наречия?
- Отвечают на вопросы КАК?
- Значит, если слово отвечает на вопросы КАК? – это наречия? А эти слова- наречия: без отдыха, с радостью?
- Нет.
- Так достаточно ли одного вопроса для того, чтобы понять, какой частью речи является слово?
- Не достаточно.
- Можно ли спутать наречие с другими частями речи? (Да)
- Так какие цели мы поставим перед собой на нашем уроке?
1. Научиться определять, что такое наречие.
2. Распознавать наречие среди других частей речи
4.Актуализация знаний о наречии
Приём «Мозговой штурм»
- Вспомните и запишите всё, что вы уже знаете о наречии. Работа ведётся в группах, каждая группа работает на листе ватмана. Оформите ваши записи в «Кластер».
На какие вопросы отвечает наречие?
От каких слов в предложении зависит наречие?
Изменяется ли по лицам, числам, падежам?
Есть ли у наречия окончание?
(Записи групп учащихся проверяются коллективно, напротив правильных ответов ставится +, неправильные обсуждаются).
- Сегодня мы только начинаем изучение наречия. В течение урока мы будем вносить добавления в наш кластер, как только появится новая информация о наречии.
5. Этап изучения нового материала
1) - Давайте посмотрим, с какими частями речи может быть связано наречие, чьим помощником оно является.
Задание для 1 группы
Вместо пропусков вставьте в текст подходящие по смыслу наречия
……ночью пошёл дождь. Он ……….стучал в окна, ………шумел в густой листве, …………журчал в водосточных трубах.
Слова для справок: поздно, весело, звонко, деловито.
-Чьим помощником можно назвать наречие? (Здесь наречие – помощник глагола, поясняет его).
- Чьим помощником является здесь наречие? (Оно помогает глаголу и другому наречию).
2) - Выясним значения наречия, его роль в предложении, разобрав словосочетания. ( К доске выходят представители каждой группы и разбирают словосочетания из своих карточек, остальные работают в тетрадях). Слабым обучающимся даются памятки с порядком разбора словосочетания.
- Сделаем выводы и внесём добавления в «Кластер»: от каких частей речи может зависеть наречие и что оно обозначает.
- Итак, давайте попробуем сформулировать правило, что же такое наречие, какими признаками оно обладает. (Слабым обучающимся предлагаются для ответа опорные слова на карточках).
Физкультминутка.
Используем для разминки наречия: вверх, вправо, вниз, вперёд.
6. Этап закрепления
Уровень А.
На ваших столах лежат карточки с предложениями. Если выделенное слово – наречие, то напротив него поставьте букву Н, если не наречие – поставьте прочерк. Поставьте вопрос к наречию, указав стрелкой, от какого слова оно зависит.
Я очень люблю весну
Он лениво потянулся
Туман медленно исчезает
Солнце слегка коснулось воды
Это платье красивое
Стол стоит крепко
Руки работают ловко
Уровень В.
Найдите в сказке фразеологизмы, выпишите их и подберите к ним синонимы – наречия.
Сказка.
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.
Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!
А Муравей ей в ответ:
- Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
Самопроверка
Сломя голову – быстро.(слайд)
Рукой подать – близко.
Куры не клюют – много.
Спустя рукава – плохо.
Встало однажды Солнышко и пошло гулять по весеннему небу.
Выписать 5 предложений с наречиями.
Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия, подчеркните их как члены предложения.
Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась чёрная туча, которая ________ двигалась с запада на восток. ________ подул ветер. Молодая березка ________ затрепетала.
Синтаксический разбор предложения.
Мой друг всегда учился очень легко.
(Повеств, невоскл., прост, распр. не осл.)
5.Как образуются наречия? Суф, прист, прист- суф.сложение. (на доске)
Быстро – быстрый, досуха – сухой, нехорошо – хорошо, еле-еле
Поработайте с фразеологизмами, подобрав к ним нужное наречие-синоним. Выберите наречие из слов для справок.