Мастер - класс «История моей семьи в истории моей Родины»
Мастер - класс «История моей семьи в истории моей Родины»
Исследуемая проблема – использование технологии проектного обучения на уроках литературы – осмысливается нами в рамках более широкой социальной и педагогической проблемы: развития свободной, творческой личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс «История моей семьи в истории моей Родины»»
«История моей семьи в истории моей Родины»
Иванова Екатерина Эдуардовна
учительница русского языка и литературы
МБОУ «Сунтарская СОШ №1 имени А.П.Павлова
Исследуемая проблема – использование технологии проектного обучения на уроках литературы – осмысливается нами в рамках более широкой социальной и педагогической проблемы: развития свободной, творческой личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме.
Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстрее и качественно находить, обрабатывать и усваивать нужную информацию. В этих условиях становится всё более очевидным, что традиционное образование, ориентированное на прямую передачу эталонных знаний, уже не в полной мере способно решать поставленные перед нами задачи.
Возникает необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. Методистами как в зарубежной, так и в российской науке метод проектов признан одной из наиболее эффективных учебных технологий современной школы.
Специфика технологии проектного обучения позволяет включить ученика в реальную исследовательскую деятельность, в информационный поиск и обмен в рамках учебного процесса. Метод активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его индивидуальные особенности и влияет на развитие таких черт характера, как целеустремлённость, настойчивость, ответственность, коммуникативность, креативность. Кроме того, «метод проектов вполне может стать той средой, когда наши «середнячки» обретут силу и уверенность, той ситуацией успеха, которая станет точкой отсчёта для их последующего роста, в первую очередь в собственных глазах».
На уроках использование учебных проектов даёт возможность по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию, что позволит отказаться от репродуктивного уровня усвоения материала и выйти на новый уровень осмысления проблематики художественного текста на всех уровнях. Формулирование проблемных вопросов учебной темы потребует от учащихся знания содержания произведения, умения вести анализ художественного текста на всех уровнях, навыка работы с различными источниками информации, позволит высказать собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции. Всё это способствует развитию диалогического мышления, необходимого современному человеку.
1. Овладение функциональной грамотностью.
2. Овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста.
3. Овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи.
4. Определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение.
5. Приобщение к литературе как к искусству слова.
6. Приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Осмысленное, правильное чтение целыми словами
Ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного
Подробный пересказ текста
Составление устного рассказа по картинке
Заучивание наизусть небольших стихотворений
Высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений
Соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений
Умение различать рассказы и стихотворения
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная на приобретение новых знаний путём самообразования. Метод даёт простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создаёт положительную мотивацию ребёнка к учёбе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как применить эти знания».
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик в школе получит исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет профессию, будет жить творческой жизнью. Необходимость технологии – это объективное требование, и, поэтому, как правило, каждый учитель со временем её вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:
1). Создать собственную технологию;
2). Перенять то, что открыто другими.
Образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но и также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребёнку в решении его насущных жизненных проблем. Иными словами, школа – это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребёнок живёт и учится жить в сложном окружающем мире, работать и общаться с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребёнка. При этом важно заметить, что важнейшим признаком проекта является самостоятельная деятельность учащихся. Они выступают активными участниками процесса обучения.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
1). Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2). Учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4) развивают у себя исследовательские умения
5) развивают системное мышление.
Организация проектной деятельности на уроках литературы
Учебный проект
Проблема проекта
«Почему»
Актуальность проблемы – мотивация
Цель проекта
«Зачем?» (мы делаем проект)
Целеполагание
Задачи проекта
«Что?» (для этого мы делаем)
Постановка задач
Методы и способы
«Как?» (мы это можем сделать)
Выбор способов и методов, планирование
Результат
«Что получится?» (как решение проблемы)
Ожидаемый результат
Учебный проект, который возможно предложить обучающимся 8 класса – сборник работ, объединённый названием «История моей семьи в истории Родины», можно предложить после изучения рассказа В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Отправной точкой к созданию проекта будет последняя фраза из рассказа: «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история»
Алгоритм работы над учебным проектом
Тема: «История моей семьи в истории моей Родины», 8 класс
Тип проекта: творческий
Проблема
Мы плохо знаем свою родословную, историю своей семьи, своих предков
Почему?
Не интересуемся
Не сохранилось достаточно сведений
Что делать?
Изучить историю семьи
Как?
Узнать у родителей, бабушек, дедушек, родственников сведения о семье
Изучить документы, семейные реликвии, фотографии
Как получить? (результат)
Сочинением «История моей семьи в истории моей Родины»
Для решения возникшей проблемы учащиеся должны будут находить в семейных альбомах самую старую (или самую интересную, на их взгляд) фотографию, рассказать не только о том, где и когда она была сделана, но и узнать у родителей или бабушек о людях, изображённых на ней, их судьбах и тем самым прийти к выводу о том, как история нашей страны, народа отразилась в судьбах, какой вклад внесли они в историю своего народа. Подобная работа, во-первых, сближает старшее и младшее поколения, воспитывает и тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к образу жизни предшествующих поколений, что в конечном счёте несколько снимает напряжённость в разрешении вечной проблемы «отцов» и «детей».
В 9-ом классе самая значимая и объёмная тема – «Жизнь и творчество
А.С. Пушкина», поэтому для реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над созданием проекта «Памятник А.С.Пушкину». Реализация этого проекта поможет ученикам создать свой образ Пушкина, сделать его близким и даже «родным».
Невозможно перечислить все проекты, которые проводим мы, учителя в рамках нашего методического объединения: это и участие в различных конкурсах, конференциях разного уровня. Так, к 200-летию
М.Ю. Лермонтова в школе были проведены различные мероприятия-проекты: конкурс презентаций по творчеству поэта, «Лермонтовский бал» и др.
Сегодня я вам хочу предложить работу по картине «Неравный брак» В.В.Пукирева .
Работа проводится в 6-ом классе после изучения романа «Дубровский» А.С.Пушкина. После чтения ХV111 главы произведения.
Из этой главы мы узнали, как Маша Троекурова до последнего ждала Владимира Дубровского, но не дождалась. Её, бледную, неподвижную, привезли в церковь, где вышел навстречу жених князь Верейский, он был намного старше её.
(Чтение отрывка из учебника, 131-132)
Учитель показывает картину «Неравный брак».
1. Внимательно смотрим на картину.
- Где происходит действие картины? (В церкви)
- Какую сцену мы видим на картине? Кто изображен на картине художника? ( Венчание, жених и невеста)
- А что необычного мы наблюдаем на этой картине? (Женится старик на молодой девушке)
- Что можем сказать о девушке? Как она одета? ( Одета в кружевное платье)
- Какой у неё вид? Какая она? Что она держит в руке? ( Она очень молодая, красивая. Вид у неё грустный, печальный ).
Да она одета в красивое кружевное платье, но она очень печальна, что даже не замечает того, что происходит вокруг неё. Ведь венчание и свадьба это самое радостное событие в жизни девушки, а она тут очень печальна, потому что выдают её замуж за немолодого человека против её воли, насильно. Такое случалось раньше в 19-ом веке, выдавали молодых девушек без их согласия.
- Теперь обратимся к жениху. Какой это человек? ( Старый, ужасный, равнодушный взгляд, дряхлый, видимо, осуждает девушку за её слезы)
- Жалеет ли он молодую девушку? (Нет, это чёрствый человек, он не замечает, что она заплаканная, печальная).
2. Послушаем песню «Стояла у церкви карета», какие ощущения вызывает эта песня?
3. Восприятие картины через худож. произведение:
Прослушаем стихотворение поэта Геннадия Брянского:
Бледна, едва дыша, потупив очи,
Держа свечу дрожащею рукой,
Стоит невеста. Чист и непорочен
Прелестный лик. С подавленной тоской
Протянута рука навстречу року
В обличье обручального кольца,
Готового сковать её без сроку
Веригами постылого венца
Со сластолюбцем – сморщенным Кащеем
Обласканным судьбою и царём;
Сияет крест Владимира на шее.
И чин, и власть, и деньги – всё при нём.
Сейчас священник, в ризу облачённый,
Надев кольцо на полудетский перст,
Захлопнет дверцу клетки золочёной
Бедняжка! В ней нести тебе свой крест.
Твой милый здесь же, близко – за тобою,
Но вам не быть с ним мужем и женой.
Как много вас, униженных судьбою,
С немилыми обходят аналой!
Театрализация картины
Класс делим на несколько групп. Учащимся без названий дают , которые они попробуют инсценировать. Для этого в каждой группе выбирается режиссёр, он получает задание, остальные актёры, получив задание, обсуждают сюжет картины. Продумываем название картин и соотносим их с названиями художников. Позже обсуждаем насколько точно актёры передали сюжет.
Заключение: Картина помогает понять состояние героя романа А.Пушкина «Дубровский», поможет создать особый эмоциональный настрой у учащихся и работать над сочинением.