kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка внеклассного мероприятия на тему «Год культуры – история Кубани в лицах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель.  Формировать гражданское, патриотическое мышление у учащихся, бережное отношение к историческому прошлому и традициям народов Кубани; уважительное отношение к трудовым и ратным подвигам старшего поколения; расширить представления о государственной символике Кубани; обобщить знания детей о родном крае, показать красоту природы, разнообразие растительного и животного мира; развивать познавательный интерес к предмету, формировать способности к поисковой деятельности; воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю и месту, где родился и вырос человек. Приобщать детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России, своего края.

Оборудование: выставка рисунков учащихся на тему: «Моя любимая Кубань»,

аудиозапись гимна Кубани; карта Кубани; компьютер; мультимедиа; компьютерная презентация.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Идёт рассвет, ступая по курганам.

Навстречу солнцу встали тополя…

Как ты мила и как ты дорога нам,

Кубань, Кубань – родимая земля!

Виктор Подкопаев

  1. Тема классного часа.

- О чём мы будем говорить на классном часе?

     3. Основная часть.

а) Вступление

Дорогие ребята! Наша малая Родина, Кубань, имеет древнюю и богатую историю. Более подробное изучение исторической науки вас ждёт в старших классах. Задачей нашего занятия является краткое знакомство с историей нашего Краснодарского края. Вам, наверное, приходилось слышать песню « С чего начинается Родина?», которую написал поэт Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер.

Звучит песня « С чего начинается Родина?»(презентация)

  - Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? ( ответы ребят).

С родного города, станицы, посёлка. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки – ветерана Великой Отечественной…

Пройдёт совсем немного лет, и вы с гордостью скажите: « Я – гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавите: « Я – уроженец Кубани».

Пройдите по знакомым улицам и тропинкам. Постойте, склонив голову, у обелиска в центре станицы. Вслушайтесь в торопливый лепет реки, в звонкий птичий разговор. Всмотритесь в лица людей, которые вас окружают.

Всё это – ваше, самое близкое и дорогое. И даже если судьба забросит вас далеко от этих мест, вы всё равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь - ваши корни. Родина начинается здесь.

б) Кубань – древняя земля.

Земля кубанская – древняя земля. Благоприятные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека. Открытые на территории края стоянки древних людей позволяют проследить практически все археологические эпохи. Древняя Кубань имеет очень бурную историю: какие только племена и народы не ступали на эту землю – основывали свои города – колонии древние греки, вторгались полчища гуннов, хазар, печенегов, половцев и монголо – татар.

 Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как  жили казаки.  А начиналось всё с Указа царицы  Екатерины II. Она даровала 30 июня 1792 года земли таманского полуострова с окрестностями с целью охраны южных границ России  казакам  в благодарность за их добросовестную  службу.

И потянулись обозы по пыльным  степным дорогам. И стали стекаться  на необжитые земли переселенцы с  Запорожской  Сечи – казаки – запорожцы. Так  появились наши предки-казаки  на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон  и надежно защищала от врагов.

  Обживая земли, казаки строили себе дома (жильё) их называли: мазанки, хаты.  Хаты строили из самана. Саман – это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади.                          

 Хата внутри  и снаружи обязательно белилась.

Для чего?

 Белый  цвет – это символ чистоты и опрятности (аккуратности).   Крыши крыли камышом и соломой. Пол  обмазывали  глиной. Хату огораживали

 плетнём.

в) Труд на Кубани

Кубанская земля славилась своими мастерами, одарёнными людьми. Из простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавались произведения искусства, но ценность изделия определялась не материалом, а мастерством и фантазией.

 «Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» - гласит пословица.

Люди занимались гончарным делом. В каждой кубанской семье была необходимая глиняная посуда: макитра, миска, кувшин.

 Многие казачьи семьи приобретали глиняную посуду у иногородних гончаров, их называли на Кубани горшечниками.

Занимались кузнечным делом – каждый шестой казак был отличным кузнецом. Они ковали подковы для лошадей, оружие, сабли. Плуги, лопаты, вилы и т.д.

      Занимались ткацким делом.  Умели и половики ткать на загляденье, и рушники вышивать. В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими  полотенца, накидки. Всюду были салфетки кружевные.

       Занимались плетением.  Плели из камыша, тростника, прутьев. Мастера плели корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди. Ничего подобного в то время в магазинах не было.  Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше - для взрослых, поменьше - для детей.

г) Образование Краснодарского края.

- В течение прошлого века границы, название земли, на которой мы живём, менялись много раз. В самом начале века – это были Кубанская область и Черноморская губерния, во время гражданской войны – Кубанский край, позднее – Кубано-Черноморская область, затем землю разделили на округа: Кубанский, Армавирский, Майкопский и др. в составе Северо-Кавказского края. И только в 1937 году Азово-Черноморский край был разделён на Ростовскую обл. и Краснодарский край.

Дату 13 сентября 1937 г. принято считать Днём рождения Краснодарского края.  

 - Посмотрите на современную карту Краснодарского края.

(Работа с картой Краснодарского края.)

Могучие горы,

Степные просторы,

Приморского берега грань…

Леса и поляны,

Сады и лиманы – всё это родная Кубань. (В. Подкопаев )

Презентация («Край родной,  мой Краснодарский»)

Учитель:

- Ребята, Краснодарский край, где мы с вами живём, по праву называют жемчужиной России. В этом понятии ёмко и красиво отразились удивительная природа и бескрайние хлебные просторы, трудолюбие людей и древнейшая история, плеск волн двух морей и здоровье целебных вод. Краснодарский край - это южные ворота страны, которая может гордиться своим самым солнечным регионом. Кубань постепенно становится настоящей культурной столицей юга России.

…И всё это только штрихи к жизни огромного южного края, жители которого своей работой, творчеством, оптимизмом делают его неповторимым. Краснодарский край самый южный регион России. Он занимает площадь 76 тысяч кв. км. С юго-запада наш край омывается Чёрным морем, с северо-запада – Азовским морем и Керченским проливом. Граничит с Ростовской областью и Ставропольским краем, Карачаево-Черкесией, имеет внутренние границы с республикой Адыгея. Край делится рекой Кубань на две части: северную – равнинную (2/3 территории) и южную – горную (1/3 территории). В этом году нашему краю исполняется 75 лет. Именно так и обозначена тема нашего классного часа: «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!».  И откроем мы нашу встречу гимном края. Гимном Краснодарского края стали стихи полкового священника Константина Образцова, положенные на народную музыку в обработке профессора Виктора Захарченко.

(Звучит гимн Краснодарского края, дети исполняют гимн под фонограмму)

Ученик 1:

Кубань земля такая:

 От хлеба золотая

 Степная сторона.

 Гостей она встречает,

 И песни запевает,

 И душу открывает

 Прозрачную до дна.

 Казачка огневая

 Красива, молода,

 Кубань - земля такая:

 Однажды приласкает –

 Полюбишь навсегда!

Учитель: Да, Кубань – это край необозримых степей, высоких гор, покрытых лесными массивами. Буйный, сказочный мир природы неодолимо манит людей. Неоглядные равнины сменяются холмистыми полями, ласкают взор лесные массивы и цветущие субальпийские луга, чаруют своей красотой теснины гор и ущелья, глубокие каньоны рек, голубые воды озер и морей. Жемчужиной России называют нашу землю

В 1792 году запорожские казаки по велению государыни императрицы Екатерины 11 начали переселяться на благодатные земли Кубани и это стало точкой отсчёта новейшей истории Кубани. . Сорок куреней было основано на Кубани. Начал строится главный войсковой город – Екатеринодар. Казаки большую часть своей жизни проводившие в сражениях старались обустроить свой дом. А хозяйка, ожидавшая мужа с полей сражений, делала этот дом уютным, теплым, добрым.

Учитель:

А сейчас мы с вами перенесемся в это время и поиграем.

  1. Казачья усадьба на Кубани называлась( подворье). Хаты были турлучные или (саманные). Крыша хаты покрывалась соломой или (камышом). Со стороны улицы оградой служила камышовая изгородь – (лиска). Во дворе находился колодец, амбар и летняя печь – (кабица). Центральным местом в кубанской хате был угол с иконами – (святой угол). Традиционным украшением хаты были вышитые полотенца – (рушники).
  2. На Кубани всегда ценили умных, мудрых людей. Посмотрим, насколько вы мудры, чтобы распознать суть кубанских пословиц и поговорок.

Почему казаки говорили: «Мальчик – зернышко, а девочка – полова, ветер дунет, от дома улетит» (на мальчиков выделялся земельный пай по исполнению им 17 лет, на девочку не полагалось ничего, она уходила жить в семью мужа. Но казачьи семьи всегда радовались первенцу девочке – «сначала нянька – говорили они, – а потом лялька»).

«Як казак народывся, сатана зажурывся». (Казаки всегда были глубоковерующим православным народом. В каждой хате был святой угол, где висели иконы, передававшиеся из поколения в поколение. Практически в каждой семье хранилась Библия. Казаки соблюдали основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В первые же годы после переселения в куренях стали строить церкви).

«Як хошь меня узнавай, абы не крамарем, за те полаю» (Как хочешь меня называй, но только не торгашом, за что обругаю). Казаки считали позором для себя заниматься торговлей и ремеслом. Это было делом иногородних. Задачей казака была защита Царя и Отечества.

д) Практическая работа учащихся.

(Составление коллажа карты из рисунков учащихся)

4. Итог классного часа

 Дорогие ребята. Ведь именно вы – наследники нашей прекрасной кубанской земли: её истории, её культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам приумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудится на полях и заводах, совершать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле.

Свою Родину нужно не просто любить, нужно знать ее историю и культуру. И чем дальше уходит время, тем ближе сердцу подвиги и дела тех, кто вписал незабываемые строки в книгу истории Кубани. Мы должны чтить и помнить дела наших отцов и продолжать начатое ими. Через десятки лет вы уже не игрой, а делом будете принимать участие в жизни Кубани. Так бы хотелось, чтобы вы принесли пользу своей малой Родине. А сейчас нужно хорошо учиться, заниматься спортом, музыкой. Кубань ждет вас! Помните и любите историю и культуру своей малой Родины,  гордитесь делами тех, кто своим трудом умножил ее богатство,

наследуйте и свято храните традиции  наших предков

Шумят, шумят желтеющие нивы,

Красою сердце веселя.

Родимый край мой,

Край судьбы счастливой,

Земля отцов – моя земля.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия на тему «Год культуры – история Кубани в лицах»»

Разработка внеклассного мероприятия

«Год культуры – история Кубани в лицах»

Автор:    Лапшина Елена Викторовна

Цель.  Формировать гражданское, патриотическое мышление у учащихся, бережное отношение к историческому прошлому и традициям народов Кубани; уважительное отношение к трудовым и ратным подвигам старшего поколения; расширить представления о государственной символике Кубани; обобщить знания детей о родном крае, показать красоту природы, разнообразие растительного и животного мира; развивать познавательный интерес к предмету, формировать способности к поисковой деятельности; воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю и месту, где родился и вырос человек. Приобщать детей к глубинному нравственному наследию и эстетическому богатству культуры России, своего края.

 

Оборудование: выставка рисунков учащихся на тему: «Моя любимая Кубань»,

аудиозапись гимна Кубани; карта Кубани; компьютер; мультимедиа; компьютерная презентация.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Идёт рассвет, ступая по курганам.

Навстречу солнцу встали тополя…

Как ты мила и как ты дорога нам,

Кубань, Кубань – родимая земля!

Виктор Подкопаев

  1. Тема классного часа.

- О чём мы будем говорить на классном часе?

3. Основная часть.

а) Вступление

Дорогие ребята! Наша малая Родина, Кубань, имеет древнюю и богатую историю. Более подробное изучение исторической науки вас ждёт в старших классах. Задачей нашего занятия является краткое знакомство с историей нашего Краснодарского края. Вам, наверное, приходилось слышать песню « С чего начинается Родина?», которую написал поэт Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер.

Звучит песня « С чего начинается Родина?»(презентация)

-- Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? ( ответы ребят).

С родного города, станицы, посёлка. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки – ветерана Великой Отечественной…

Пройдёт совсем немного лет, и вы с гордостью скажите: « Я – гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавите: « Я – уроженец Кубани».

Пройдите по знакомым улицам и тропинкам. Постойте, склонив голову, у обелиска в центре станицы. Вслушайтесь в торопливый лепет реки, в звонкий птичий разговор. Всмотритесь в лица людей, которые вас окружают.

Всё это – ваше, самое близкое и дорогое. И даже если судьба забросит вас далеко от этих мест, вы всё равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь - ваши корни. Родина начинается здесь.

б) Кубань – древняя земля.

Земля кубанская – древняя земля. Благоприятные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека. Открытые на территории края стоянки древних людей позволяют проследить практически все археологические эпохи. Древняя Кубань имеет очень бурную историю: какие только племена и народы не ступали на эту землю – основывали свои города – колонии древние греки, вторгались полчища гуннов, хазар, печенегов, половцев и монголо – татар.

Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как жили казаки. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II. Она даровала 30 июня 1792 года земли таманского полуострова с окрестностями с целью охраны южных границ России казакам в благодарность за их добросовестную службу.

И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи – казаки – запорожцы. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Казаки начали обживать кубанские земли. Это была настоящая военная крепость. Они насыпали вокруг нее земляной вал, установили сторожевые вышки и орудия. Буйная река Кубань охватывала крепость с трех сторон и надежно защищала от врагов.

Обживая земли, казаки строили себе дома (жильё) их называли: мазанки, хаты. Хаты строили из самана. Саман – это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади.

Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

Для чего?

Белый цвет – это символ чистоты и опрятности (аккуратности). Крыши крыли камышом и соломой. Пол обмазывали глиной. Хату огораживали

плетнём.


в) Труд на Кубани


Кубанская земля славилась своими мастерами, одарёнными людьми. Из простых материалов – дерева, металла, камня, глины – создавались произведения искусства, но ценность изделия определялась не материалом, а мастерством и фантазией.


«Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства» - гласит пословица.


Люди занимались гончарным делом. В каждой кубанской семье была необходимая глиняная посуда: макитра, миска, кувшин.

Многие казачьи семьи приобретали глиняную посуду у иногородних гончаров, их называли на Кубани горшечниками.


Занимались кузнечным делом – каждый шестой казак был отличным кузнецом. Они ковали подковы для лошадей, оружие, сабли. Плуги, лопаты, вилы и т.д.


Занимались ткацким делом. Умели и половики ткать на загляденье, и рушники вышивать. В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были салфетки кружевные.

Занимались плетением. Плели из камыша, тростника, прутьев. Мастера плели корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди. Ничего подобного в то время в магазинах не было. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше - для взрослых, поменьше - для детей.


г) Образование Краснодарского края.


- В течение прошлого века границы, название земли, на которой мы живём, менялись много раз. В самом начале века – это были Кубанская область и Черноморская губерния, во время гражданской войны – Кубанский край, позднее – Кубано-Черноморская область, затем землю разделили на округа: Кубанский, Армавирский, Майкопский и др. в составе Северо-Кавказского края. И только в 1937 году Азово-Черноморский край был разделён на Ростовскую обл. и Краснодарский край.

Дату 13 сентября 1937 г. принято считать Днём рождения Краснодарского края.

- Посмотрите на современную карту Краснодарского края.

(Работа с картой Краснодарского края.)

Могучие горы,

Степные просторы,

Приморского берега грань…

Леса и поляны,

Сады и лиманы – всё это родная Кубань. (В. Подкопаев )

Презентация («Край родной, мой Краснодарский»)

Учитель:

- Ребята, Краснодарский край, где мы с вами живём, по праву называют жемчужиной России. В этом понятии ёмко и красиво отразились удивительная природа и бескрайние хлебные просторы, трудолюбие людей и древнейшая история, плеск волн двух морей и здоровье целебных вод. Краснодарский край - это южные ворота страны, которая может гордиться своим самым солнечным регионом. Кубань постепенно становится настоящей культурной столицей юга России.

…И всё это только штрихи к жизни огромного южного края, жители которого своей работой, творчеством, оптимизмом делают его неповторимым. Краснодарский край самый южный регион России. Он занимает площадь 76 тысяч кв. км. С юго-запада наш край омывается Чёрным морем, с северо-запада – Азовским морем и Керченским проливом. Граничит с Ростовской областью и Ставропольским краем, Карачаево-Черкесией, имеет внутренние границы с республикой Адыгея. Край делится рекой Кубань на две части: северную – равнинную (2/3 территории) и южную – горную (1/3 территории). В этом году нашему краю исполняется 75 лет. Именно так и обозначена тема нашего классного часа: «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!».  И откроем мы нашу встречу гимном края. Гимном Краснодарского края стали стихи полкового священника Константина Образцова, положенные на народную музыку в обработке профессора Виктора Захарченко.

(Звучит гимн Краснодарского края, дети исполняют гимн под фонограмму)

Ученик 1:

Кубань земля такая:

 От хлеба золотая

 Степная сторона.

 Гостей она встречает,

 И песни запевает,

 И душу открывает

 Прозрачную до дна.

 Казачка огневая

 Красива, молода,

 Кубань - земля такая:

 Однажды приласкает –

 Полюбишь навсегда!

Учитель: Да, Кубань – это край необозримых степей, высоких гор, покрытых лесными массивами. Буйный, сказочный мир природы неодолимо манит людей. Неоглядные равнины сменяются холмистыми полями, ласкают взор лесные массивы и цветущие субальпийские луга, чаруют своей красотой теснины гор и ущелья, глубокие каньоны рек, голубые воды озер и морей. Жемчужиной России называют нашу землю

В 1792 году запорожские казаки по велению государыни императрицы Екатерины 11 начали переселяться на благодатные земли Кубани и это стало точкой отсчёта новейшей истории Кубани. . Сорок куреней было основано на Кубани. Начал строится главный войсковой город – Екатеринодар. Казаки большую часть своей жизни проводившие в сражениях старались обустроить свой дом. А хозяйка, ожидавшая мужа с полей сражений, делала этот дом уютным, теплым, добрым.

Учитель:

А сейчас мы с вами перенесемся в это время и поиграем.

  1. Казачья усадьба на Кубани называлась( подворье). Хаты были турлучные или (саманные). Крыша хаты покрывалась соломой или (камышом). Со стороны улицы оградой служила камышовая изгородь – (лиска). Во дворе находился колодец, амбар и летняя печь – (кабица). Центральным местом в кубанской хате был угол с иконами – (святой угол). Традиционным украшением хаты были вышитые полотенца – (рушники).

  2. На Кубани всегда ценили умных, мудрых людей. Посмотрим, насколько вы мудры, чтобы распознать суть кубанских пословиц и поговорок.

Почему казаки говорили: «Мальчик – зернышко, а девочка – полова, ветер дунет, от дома улетит» (на мальчиков выделялся земельный пай по исполнению им 17 лет, на девочку не полагалось ничего, она уходила жить в семью мужа. Но казачьи семьи всегда радовались первенцу девочке – «сначала нянька – говорили они, – а потом лялька»).

«Як казак народывся, сатана зажурывся». (Казаки всегда были глубоковерующим православным народом. В каждой хате был святой угол, где висели иконы, передававшиеся из поколения в поколение. Практически в каждой семье хранилась Библия. Казаки соблюдали основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В первые же годы после переселения в куренях стали строить церкви).

«Як хошь меня узнавай, абы не крамарем, за те полаю» (Как хочешь меня называй, но только не торгашом, за что обругаю). Казаки считали позором для себя заниматься торговлей и ремеслом. Это было делом иногородних. Задачей казака была защита Царя и Отечества.

д) Практическая работа учащихся.

(Составление коллажа карты из рисунков учащихся)

4. Итог классного часа

Дорогие ребята. Ведь именно вы – наследники нашей прекрасной кубанской земли: её истории, её культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам приумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудится на полях и заводах, совершать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле.

Свою Родину нужно не просто любить, нужно знать ее историю и культуру. И чем дальше уходит время, тем ближе сердцу подвиги и дела тех, кто вписал незабываемые строки в книгу истории Кубани. Мы должны чтить и помнить дела наших отцов и продолжать начатое ими. Через десятки лет вы уже не игрой, а делом будете принимать участие в жизни Кубани. Так бы хотелось, чтобы вы принесли пользу своей малой Родине. А сейчас нужно хорошо учиться, заниматься спортом, музыкой. Кубань ждет вас! Помните и любите историю и культуру своей малой Родины,  гордитесь делами тех, кто своим трудом умножил ее богатство,

наследуйте и свято храните традиции  наших предков

Шумят, шумят желтеющие нивы,

Красою сердце веселя.

Родимый край мой,

Край судьбы счастливой,

Земля отцов – моя земля.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка внеклассного мероприятия на тему «Год культуры – история Кубани в лицах»

Автор: Лапшина Елена Викторовна

Дата: 31.10.2020

Номер свидетельства: 561922


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства