Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе»
Пригородная средняя школа
Открытое внеклассное мероприятие:
Брейн-ринг«Выучи русский язык!»
среди учащихся 8-9 классов
Учитель: Кусаинова Г.К.
2016г.
Брейн-ринг«Выучи русский язык!»
Цель: расширить знания учащихся в области лексикологии, синтаксиса, пунктуации, морфологии;
развивать логическое и образное мышление учащихся;
воспитывать любовь к родному языку
Оборудование:
красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов; словари, имеющиеся в школе (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.),
переносная доска для выполнения некоторых заданий,
презентация.
Высказывания о русском языке:
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен»
А. И. Куприн
«Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его»
Н В. Гоголь
«Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью»
Учитель: В школе начинается Неделя русского языка и литературы.
А сегодня в нашем зале в игре "Брейн-ринг" встречаются знатоки русского языка. Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Девиз нашей игры: Выучи русский язык! Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!
Правила игры: в игре три тура, в каждом туре от 3 – до 7 вопросов. Время размышления над вопросом - одна минута. Команда, не отвечающая на вопросы, получает ноль баллов. Победительницей будет признана команда, набравшая большее количество баллов в трёх турах.
А теперь жеребьёвка. После жеребьёвки команд начинается игра.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ
1 тур «Синтаксис»:
1). О каких знаках идет речь?
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак.)
2).Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак.)
3).Известно миру с давних пор,
Что знак и я немаловажный
И не окончен разговор...
И начинает думать каждый. (Многоточие.)
4).Он очень вежлив...
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь,
Он в слове "мать" и в слове "дочь"
И в тихом лунном слове "ночь".
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить... (Мягкий знак.)
2. Какой знак препинания впервые был введён Н. М. Карамзиным? Что означает сейчас этот знак препинания?
(Тире. Слово "тире" заимствовано из французского языка, tirer - "тянуть", что вполне соответствует форме знака.)
3.Как во времена М. В. Ломоносова называли восклицательный знак, чёрточку, скобки? Вам необходимо составить соответствие:
вместительный -
удивительный –
единительный –
(Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, чёрточку - единительным, а скобки - вместительным.)
4. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения? (Многоточие, тире, кавычки.)
5.Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё.)
6. Составьте распространённое предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву К (1 команда) и на Л(2 команда).
(Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение - умная голова.)
2 тур «Лексика»
1. Что означают выражения? Когда мы их употребляем?
а) шиворот-навыворот;
б) спустя рукава;
(Шиворот-навыворот означает "совсем наоборот, наизнанку". Раньше это выражение связывалось с позорным наказанием. Преступника или пойманного вора одевали в вывороченную одежду. Шиворот на выворот означало "одежда, вывороченная наизнанку в наказание".
Спустя рукава означает "трудиться неохотно, небрежно". Раньше старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошло выражение "работать спустя рукава, т. е. неохотно, небрежно".
2. Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или отдельными месяцами, или закончите пословицы и поговорки.
Весна красна цветами,... (а осень снопами).
Весною час упустишь -... (годом не наверстаешь).
Осень прикажет, а... (весна своё скажет).
Декабрь год кончает, а ... (зиму начинает).
В зимний холод... (всякий молод).
Лето припасает, а .. .(зима поедает).
3. Объясните написанные на доске словосочетания:
Грамотный инженер, грамотное сочинение, грамотный чертеж, грамотный ученик.
(Грамотный инженер - обладающий знаниями в определённой области.
Грамотное сочинение - не содержащее ошибок.
Грамотный чертёж - выполненный со знанием дела.
Грамотный ученик – умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить.)
3 тур «Морфология»
1. Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня?
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
2. Превратите слово мел в мелкое место, угол - в топливо, шест – в число?
3. Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гимнастёрка! Используйте толкования этих слов в "Словаре русского языка" С. И. Ожегова.
(Гимн - торжественная песня - символ, гимназист - учащийся гимназии, гимнаст - спортсмен, занимающийся гимнастикой, гимнастёрка - верхняя рубашка, военная форменная одежда. Данные слова не являются однокоренными.)
4. Определите, где предлоги, а где наречия?
а) Вокруг стояла тишина;
б) Туристы расположились вокруг костра;
в) Не мешай слушать, после расскажешь;
г) После небольшого отдыха все запели.
(Предложения под буквами а, в - с наречиями. Предложения под буквами б, г — с предлогами.)
5. Отгадайте загадки.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (Книга.)
Стоит дом, кто в него войдёт,
Тот ум приобретёт. (Школа.)
Какая водица только для грамотного годится? (Чернила, паста).
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься, скажу. (Дневник.)
Чёрные, кривые, от рождения немые,
Станут в ряд - сразу заговорят. (Буквы.)
6. Задание : «Начало А, конец Я» . Написать 3 слова – имени существительных в именительном падеже единственного числа, начинающихся на А и заканчивающихся на Я. Например: армия, аллея, акация, акция, Кто быстрее?
7. Задание : «Составь слова». Из исходного слова за определённое время составить как можно больше слов, состоящих из букв данного слова. Например: вертолёт – вор, лет, лето, рот, вот, тело, врёт, рёв, лев, тёр, торт, вол, вёл и т.д.
8. Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные.
(«Один дома», «12 стульев», «17 мгновений весны», «12 месяцев», «3 поросенка», «3 в лодке не считая собаки», «Белоснежка и 7 гномов», «9 рота», «13-й район», «3 толстяка», «300 спартанцев», «3 орешка для Золушки», «15 летний капитан».
Победителем будет та команда, которая последней назовёт кинокартину.
Инсценировка отрывка из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
- А у меня дома овсянка!
-Подумаешь, -сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.
-Люблю я овсянку! – добавил Сашка. – И я люблю! – сказал Матвей.
- Она желтая, красивая, такая! – И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка
-Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
- Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
-Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей
-Про какую овсянку?
-Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
-И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
-Каша песни пела?! – изумился Матвей.
-Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: -Айда ко мне – мою овсянку слушать.
-Айда!-согласился Матвей.
-Потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
-На этом наш Брейн-ринг подошел к концу, всем большое спасибо за участие. Ребята, учите русский язык!
«Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его»
Н В. Гоголь
Слово предоставляется для поздравления Айгуль Канатбаевне.
-Вручение призов.
До свидания!
Инсценировка отрывка из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова.
Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:
- А у меня дома овсянка!
-Подумаешь, -сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.
-Люблю я овсянку! – добавил Сашка. – И я люблю! – сказал Матвей.
- Она желтая, красивая, такая! – И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка
-Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.
- Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.
-Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей
-Про какую овсянку?
-Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
-И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
-Каша песни пела?! – изумился Матвей.
-Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: -Айда ко мне – мою овсянку слушать.