Тема урока-викторины: «Интересный русский язык»
Цели: - образовательная – расширять словарный запас учащихся, способствовать понятию интереса к предмету и получению новых знаний;
- развивающая – развивать логическое мышление и повышать интеллектуальный уровень, способствовать развитию интереса к предмету и получению новых знаний;
- воспитательная – воспитывать любовь к слову и речевой культуре; учить ребят работать в команде.
Задачи урока: Проверить качество полученных знаний, способствовать сплочению коллектива, а также самовыражению личности.
Тип урока: урок-викторина
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал.
Ход урока.
Орг. Момент. Заранее поделить учащихся на 3 группы, выделить 3 членов жюри. Каждая команда придумывает название, выбирает капитана.
Вступительное слово учителя.
-Ребята! Сегодня у нас с вами не обычный урок, а урок-викторина! Сегодняшний урок русского языка мы посвятим родному языку. Наша викторина будет состоять из нескольких этапов. У нас три команды, у каждой команды есть капитан и придумано название.
III. Проведение викторины
1. «Битва капитанов».
-А начнем мы с вами с битвы капитанов. Жюри, внимательно следите за ответами наших капитанов и не забывайте ставить баллы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Задание на скорость. Отвечают капитаны команд. За каждый правильный ответ жюри начисляет команде 1 балл. По итогам этого конкурса определится команда, которая первой будет отвечать в следующем конкурсе.
Закончи пословицу «Семь раз отмерь, один - …» (отрежь)
Тютчев, Бианки – кто из них поэт? (Тютчев)
Чем кончаются день и ночь? (мягким знаком).
Назвать автора: «Вороне где-то бог послал кусочек сыра»? (Крылов).
Королева мужского пола? (король)
Какой писатель родился 31 февраля?
Изречение, цитата перед произведением. (эпиграф)
Назовите слово, в котором подряд идут три буквы «Е»? (Длинношеее, короткошеее, тонкошеее и т. д.)
Какую часть тела раньше называли «ланиты»? (щеки)
Какое русское слово состоит из 3 слогов и указывает на 33 буквы алфавита? (азбука)
Закончи пословицу: «В здоровом теле…» (Здоровый дух)
Слова какой части речи отвечают на вопрос КАК? (Наречия.)
2. «Продолжи пословицу».
-А теперь каждая группа выберет члена команды, который выйдет к доске и будет вытягивать карточку с незаконченной пословицей. За каждую правильную дополненную пословицу команде начисляется 1 балл.
Пословицы на карточках:
Ум хорошо… (а два ума лучше)
Назвался груздем…(полезай в кузов)
Гусь свинье…(не товарищ)
Дарёному коню… (в зубы не смотрят)
По одёжке встречают…(по уму провожают)
Береги платье снову… (а честь смолоду)
Что посеешь… (то и пожнёшь).
Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда).
Сделал дело … (гуляй смело).
3. «Вспомни старину»
Командам даются карточки с устаревшими словами. За 3 минуты они должны подобрать синонимы к этим словам. Если все синонимы подобраны правильно, то команда получает 5 баллов, 1 ошибка – минус 1 балл.
Слова:
Око – глаз
Чело – лоб
Выя – шея
Чрево – живот
Перст – палец
Вежды – веки
Уста – губы
Длань – ладонь
Рыло – нос
Пясть – ладонь с пальцами
десница - правая рука
глаголить – говорить
4. «Говорим правильно»
Вызывается 1 участник каждой команды, в словах на карточке должен правильно расставить ударение.
АГЕНТ АЛФАВИТ ДОГОВОР МЕДРЕСЕ ЛИНКОР КАТАЛОГ | КВАРТАЛ ВЫЗДОРОВЕТЬ КИЛОМЕТР СВЕКЛА ДОСУГ БУХГАЛТЕРИЯ | КАУЧУК ЩАВЕЛЬ ЩАВп ПОРТФЕЛЬ МАГАЗИН ЗВОНИШЬ ВОРОТА |
5. «Самый сообразительный»
На слайде отображены пословицы. Нужно подобрать аналогичную русскую пословицу. Задание выполняется на скорость. За каждый верный ответ – 2 балла.
Малайская: «Кончил шить – оборвал нить» (Сделал дело – гуляй смело)
Киргизская: «Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда» (Что посеешь, то и пожнёшь)
Арабская: «Скорпион своих привычек не меняет» (Как волка ни корми, он всё равно в лес смотрит)
Таджикская: «Если кривы деревья, то и тень от них кривая» (Яблоко от яблони недалеко падает)
6. «Пантомимы»
Поймал как-то тигр лису, она хитрая, повертела пушистым хвостом, морду кверху подняла:
- Не посмеешь меня съесть! Я послана сюда быть властелином леса.
Тигр поглядел на лису и не поверил.
- Не веришь мне? Так пойдем со мною в лес. Посмотришь, как звери меня боятся.
Согласился тигр. Лиса важно шагала впереди, а тигр следом. Что тут поднялось! Все звери и птицы, увидев тигра, бросились в чащу, поглубже забрались в нору.
- Ну, теперь ты убедился? Кто меня не боится?
- Да, ты действительно могущественна, - ответил тигр.
Эта сказка была сложена две с лишним тысячи лет назад. Но и сейчас существует фразеологизм “хитер как лиса”. Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, делают нашу речь более яркой, образной и выразительной. Слышим мы их всюду: и дома, и на улице, и в школе на уроках…А знаете ли вы фразеологизмы? Сейчас проверим. Я раздам вам листочки с фразеологизмами, вам нужно пантомимой показать их.
- Как кошка с собакой.
- Набрать в рот воды.
- Водить за нос.
За показанный фразеологизм команде дается 1 балл, за угаданный – 2 балла. К доске выходят участники команды, которые показывают пантомиму, угадывают две другие команды.
VIII. Подсчет итогов, слово жюри.
IX. Вывод. Слово учителя.
- Наша викторина завершена. Наши поздравления выигравшей команде. Что нас объединяло на этом уроке-викторине? Общее желание много знать и уметь. А это главное на пути к знанию. Всем спасибо! Вы большие молодцы.