МКОУ «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»
Внеклассное мероприятие
Кукольная школа
Бюро лингвистических находок
и
Как Колобок домой вернулся
Гусельникова Л.И.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Петуховская СОШ №1»
Аннотация
Нестандартные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий в 5-6 классах.
Десять тысяч уроков – вот, сколько приходится на долю школьника за годы учебы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, урок или внеклассное мероприятие будет не результативен. Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний – вот задача учителя.
Как отойти от однотипной структуры мероприятий и уроков, преодолеть стереотипность в обучении, сделать их интересными и радостными? Как перестроиться учителю в условиях новых стандартов второго поколения?
Нетрадиционные формы помогают преодолевать трудности обучения языку.
Воспитательное мероприятие во внеурочной деятельности — это одна из организационных форм, широко используемых во внешкольной воспитательной работе.
Цель воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку в жизненной ситуации найти свое место и определить свое поведение с требованиями современной жизни, с умением адаптироваться в коллективе, прислушиваться к мнению коллектива, умению слушать, и воспринимать мир таким, какой он есть, изменять себя в зависимости от жизненных ситуаций и находить правильное решение. Значение этого способа организации деятельности учащихся состоит в том, что оно позволяет выработать у учащихся определенную систему отношений к окружающей действительности, формирует образ самого себя, ценные мотивы, чувства, духовные потребности, ответственность за поступки.
Подготовка – важный этап в проведении мероприятия. От идеи мероприятия к реализации его, мы должны учитывать возможности каждого ученика и класса в целом. Способствовать положительному проявлению личности, успеху ее, учим самоутверждению. Большую роль в подготовке мероприятия является правильно выбранная форма.
Воспитательное мероприятие влияет на общественное мнение, приобщает к жизни коллектива, формирует его традиции. Происходит взаимообогащение учащихся, крепнут связи между ними. Именно поэтому каждое мероприятие должно вести школьников к новой нравственной высоте, оставляя в душе состояние новизны, праздника, стремления к добру и красоте.
Кукольная школа позволяет в игровой, театрализованной форме узнать что-то интересное о языке и его явлениях, повторить основные сведения по теме, принять участие в написании сценария мероприятия, разыграть кукольную сказку на лингвистическую тему и так далее.
Детям больше нравится играть с куклой за ширмой, чем выступать самим на большой открытой сцене перед публикой. Они охотно отдают свои слова и поступки тряпичному герою и, прикрываясь ним, свободнее выражают себя. Постановка спектакля – результат длительной, большой, кропотливой работы, во время которой кружковцы познают радость и муки творчества.
Основные образовательные задачи:
1.Формировать интерес к театру кукол.
2.Знакомить детей с различными видами кукол, их конструкциями, техникой вождения.
3.Расширить кругозор исторических, экологических, литературологических знаний учащихся.
4.Воспитывать бережное отношение к языку, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.
5.Развивать эстетический вкус, фантазию, воображение изобретательность, художественную память.
Оборудование: ширма, декорации, плакаты, куклы, музыкальный инструмент
Современный учебно-воспитательный процесс требует от учителя совершенствования практической деятельности путем поиска новых методов и форм построения учебной деятельности учащихся. Лингвистические миниатюры способствуют созданию элемента сказочности, вызывают у учащихся интерес к предмету, развивают детскую любознательность, раскрывают взаимосвязь разных явлений языка. Миниатюры на уроках русского языка можно использовать по-разному:
в качестве дидактического материала;
как средство, помогающее организовать объяснение нового материала и воспроизведение усвоенного ранее;
как вид работы по развитию речи (сочинение детьми лингвистических сказок миниатюр при изложении той или иной темы)
При изучении любой темы могут быть использованы миниатюры в качестве дидактического материала, но особенно эффективны они при изучении таких разделов, как «Лексика», «Словообразование», «Морфология».
Бюро лингвистических находок
Театрализованные представления по лингвистике для 5-6 классов.
После изучения темы «Глагол» в 5-6 классах можно провести несколько внеклассных мероприятий на лингвистическую тему для закрепления материала и расширения кругозора детей. Эта информация может пригодиться учащимся во время подготовки и выполнения олимпиадных заданий по русскому языку.
В актовом зале все готово для представления кукольного пальчикового театра (декорации, оформление сцены, высказывания о русском языке и т.д.)
Действующие лица: Буквоед, Петрушка.
Буквоед. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился, как следует говорить, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, маминой колыбельной песни. Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно сложная Вселенная.
Петрушка. А я слышал, что в русском языке есть уникальные слова, которые могут не подчиняться основным правилам, отличаются от других слов.
Буквоед. Ты прав, Петрушка, сегодня в наше бюро попал Глагол, в котором нет корня.
Петрушка. Как же так. Ведь корень – это главная часть слова, в которой содержится его основное лексическое значение. Что же это за слово такое?
Буквоед. Такой глагол существует в русском языке! Это глагол вынуть. В нём есть приставка вы-, суффикс |ть| и суффикс -ну- (выражает однократность действия), а корня, как видите, нет! Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело слово. Глагол вынуть (вынимать — несовершенный вид) — родственник глаголов отнять (отнимать), занять (занимать), снять (снимать). Все эти родственные глаголы имеют древний корень -я- со значением "брать". Состав этих слов с исторической точки зрения можно изобразить так: от-н-я-ть, за-н-я-ть, с-н-я-ть, вз-я-ть.
А что такое звук [н] в составе этих слов? Этот звук — часть суффикса. Он появляется после некоторых приставок в тех случаях, когда корень слова начинается с гласного звука. Теперь нам осталось понять, почему я изменяется в у. Я очень короток, невыразителен, самостоятельно перестал употребляться в словах без приставок. Значение его забылось. Сочетание ня в слове вынять (как было ранее) стало непонятным. Зато во многих глаголах встречался деятельный и активный ну. По аналогии с этими глаголами слово вынять изменилось в вынуть, потеряв при этом корень. Во многих народных говорах, правда, и теперь ещё вместо глагола вынуть говорят вынять: он выняет.
Петрушка. Вот это да! Как интересно! Дедушка Буквоед, а может ты еще знаешь что-нибудь интересное?
Буквоед. Петрушка, а ты слышал о недостаточных глаголах? Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом победить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я... победю? Побежу? Побежду? Приходится употреблять заменяющую словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победителем. У этого глагола отсутствует форма первого лица единственного числа, поэтому глагол является недостаточным. А недостаточным глагол победить стал по закону благозвучия. Но есть недостаточные глаголы, ставшие такими из-за смысла. Например, глагол вызревать. Мы можем сказать, что сыры вызревают, арбузы на бахче вызревают, но не можем — мы вызреваем, а значит, все личные формы этого глагола, кроме третьего лица, будут невозможны. И этот глагол недостаточный.
В русском языке есть также глагол, который употребляется всегда только в одной форме — это глагол неймётся. У него нет никакого другого времени, и даже неопределённой формы.
Вот такие интересные глаголы живут в нашем языке.
Петрушка. Да, это все очень интересно, но хочется и отдохнуть и сказку послушать.
Буквоед. Хорошо, Петрушка. Тогда слушай сказку о Глаголе.
Гордую и упрямую Частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. НЕ постоянно перечила Глаголу. Он говорил «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».
Частица НЕ не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянен в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без неё не может. И они пошли вместе.
Петрушка. Я знаю это правило и помню слова. Негодую, ненавижу — пишется с НЕ слитно — возлюбленные объединились.
Да, но нас, кажется, русский язык не очень ба'лует!
Буквоед. Нет, все-таки русский язык нас не балу'ет!
Петрушка. Но ведь Карлсон плюшками ба'ловался! Помнишь мультик?
Буквоед. Мультфильм-то я помню. Но вообще-то надо было ему сказать: «А мы тут плюшками балу'емся».
Петрушка. Значит, правильно только: балова'ться. Я балу'юсь, ты балу'ешься, он балу'ется.
Буквоед. Именно так. А еще: у этих родителей дети бало'ванные, потому что их избалова'ли.
Петрушка. Как странно, ведь мы привыкли произносить эти слова совершенно иначе!
Буквоед. Ничего не поделаешь! Такова норма!
А знаешь, Петрушка, однажды В.И. Даль и сын Мельникова – Печерского в знойный летний день прогуливались. После прогулки Владимир Иванович угостил его чудным домашним квасом и спросил: «Что хорош квас?»
- Хорош, - сказал тот.
- А чем хорош?
- Вкусный, холодный, с эрфиксом.
- С чем? – насторожился Даль.
- С эрфиксом, - повторил тот, уж несколько смущенный строгим выражением лица собирателя «живого великого языка»?
- Да ты что, иностранец, что ли или русский? Как по-русски надо сказать, - тот молчал, не зная, как перевести «эрфикс» на русский язык.
- Ах ты, француз, француз! Ступай к отцу да спроси.
- Игристый! – выпалил юноша, после того как пошел и спросил у отца.
- Ан, врешь! – поправил Даль. - Ядреный квас (свежий, бодрящий, крепкий).
Петрушка. Любите ли вы русский язык, как любил его Даль?
Знаете ли вы русский язык, как знал его Даль? Сегодня мы об этом с вами поговорили.
Буквоед. «Человек более всего отличается от других животных словом или языком; следовательно, наука языка есть истинно человеческая и важнейшая», - говорил Н.М.Карамзин.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком! - писал якутский поэт С. Данилов. Правильно говорили в древности: «Сперва аз да буки, а потом другие науки», «Грамоте учиться - всегда пригодиться».
Кукольное пальчиковое представление сказки
Примечание. За основу сказки «Как Колобок домой вернулся» взят вариант сказки «Колобок» сайта «Добрый сказочник» (http://skazochnikonline.ru/index/scenarii_kukolnykh_spektaklej/0-2888).
Учащиеся 5 класса самостоятельно придумывают сюжет лингвистической сказки или подбирают материал из различных источников (в данном случае после изучения темы «Глагол») вставляют его в основную сказку. Сказку показывают учащимся начальных классов.
«Как Колобок домой вернулся»
Действующие лица:
Колобок
Дед
Бабка
Заяц
Волк
Медведь
Лиса
Петрушка
Петрушка
Одну простую сказку
А может и не сказку,
А может не простую
Покажем вам сейчас.
Мы всех вас очень просим
Внимательно смотрите
Как Колобок наш классный
По лесу побежит.
Вы хлопайте в ладоши
Нам очень, очень громко,
Кричите громко браво,
Зовите нас на бис.
А мы будем стараться
Чтоб всем вам было весело
И всем вам удовольствие
Доставить мы хотим.
На переднем плане слева деревенский дом. Справа деревья. На втором плане лес. Из-за деревьев справа выходит Дед с вязанкой хвороста и идет к дому. На середине сцены останавливается и кладет вязанку на край ширмы.
Дед
Ох, умаялся! Устал!
Я сегодня рано встал,
Десять грядок посадил,
В лес за хворостом сходил.
Много переделал дел,
А покушать не успел.
Бабка, скоро ли обед?
Из окна выглядывает Бабка.
Бабка (весело)
А его, дедочек, нет!
Ели хлеб и пили квас
Вот и вышел весь запас!
Будет новый урожай,
Так обедать приезжай!
Бабка выходит из дома, забирает хворост и снова скрывается в доме. Кто-то скребется. Дед прислушивается.
Дед
Погоди-ка, бабка, слышишь,
В кладовой скребутся мыши.
Ты скорей туда пойди,
По сусекам помети.
Собери муку в совок,
Испечем мы колобок.
В общем, бабка, покумекай.
Бабка выходит из дома с ведром и дает его Деду.
Бабка
Ты ж пока сходи на реку
И водицы принеси,
Чтобы тесто замесить!
Ну а лучше ключевой
Да не мертвой, а живой!
Дед берет ведро и скрывается за деревьями справа.
Бабка
Как пойду я, как пойду
По сусекам помету!
Соберу муку в совок,
Испеку нам колобок!
Бабка скрывается в доме, возвращается с миской, ставит ее на край ширмы. Из-за деревьев справа выходит Дед с ведром, подходит к Бабке.
Дед
Вот студеная вода!
Бабка
Наливай ее сюда!
Дед выливает воду в миску. Бабка начинает месить тесто.
Бабка (поет)
Тили-тили-тили-тесто –
Дед жених, а я невеста,
Коли доживем до мая,
Будет свадьба золотая!
Бабка перестает месить и достает из миски ком теста.
Дед
Ставь его скорее в печку!
Бабка
Обожди, мое сердечко!
Коли тесто подойдет,
Легче в рот потом войдет!
Ждем, ждем, ждем… А вот сейчас
Ставить в печку в самый раз!
Бабка уносит комок теста в дом.
Дед
Вот премудрое занятье!
Никогда не мог понять я,
Почему бы хлеб нам печь
Не могла сама испечь?
Бабка выглядывает в окно.
Бабка
Что стремиться к чудесам,
Если можешь сделать сам?
Бабка выносит Колобка на крыльцо.
Бабка
Вот смотри-ка с пылу с жару.
Скоро сядем к самовару
И, как водится, вдвоем
С колобком чайку попьем.
Дед хочет его взять, но обжигается.
Дед
Ай!
Бабка
Ты руки не тяни,
Пригодятся нам они.
Подожди еще малечко,
Пусть постынет на крылечке.
Мы ж, пока он спустит жар,
Подогреем самовар.
Дед с Бабкой скрываются в доме.
Колобок (испуганно)
В печке чуть не засушили,
А теперь и съесть решили.
Ждать я смерти не могу,
Я из дома убегу!
Колобок спрыгивает с крылечка и скрывается за правой кулисой. Бабка и дед выходят из дома.
Бабка (изумленно)
Дед, смотри, он укатился,
С нами даже не простился!
Дед (сокрушенно)
А все ты! Мол, посиди,
Подожди да подожди.
Вот, остались без обеда!
Бабка
Может быть, пойдем по следу?
Дед
Полно, бабка, не шути,
Колобка нам не найти!
Бабка (причитая)
Эх, дедочек мой, дедочек,
Укатился колобочек,
Сколько лет с тобой живем –
Все вдвоем, да все вдвоем…
Нет ни дочки, ни сынка.
Дед
Да не уж-то Колобка
Хочешь ты усыновить?
Бабка (вздыхая)
Может быть, дед, может быть!
Он ведь только что родился.
Ах, зачем он укатился
И куда теперь пойдет?
Пропадет он, пропадет!
Дед
Да уж, вышел бойкий слишком!
Бабка
Ох, хлебнет беды мальчишка.
Воротился бы домой
Колобок, сыночек мой!
А все ты! У, бессердечный!
Дед
Что ж меня ты пилишь вечно?
Нет моей ни в чем вины.
Бабка, испеки блины!
На переднем плане слева и справа несколько деревьев. На втором плане лес. Из-за деревьев слева выкатывается Колобок.
Колобок
Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я – веселый Колобок!
Навстречу Колобку из-за деревьев справа выходит Заяц.
Заяц
Добрый день, Колобок! Как хорошо, что мы с тобой встретились. Говорят, что ты от дедушки и бабушки ушел, а хотел бы ты вернуться обратно к ним и жить вместе с ними?
Колобок.
Добрый день, дорогой заяц! Я рад с тобой встретиться, что мне сделать, чтобы вернуться домой? Подскажи, пожалуйста.
Заяц.
Ты должен встретиться с моими друзьями и у них все узнать о глаголе, выучить времена глагола. И только после этого ты сможешь вернуться домой.
Колобок.
Я согласен. Но что же такое глагол?
Заяц.
Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», и в этом значении встречается в поэзии А.С.Пушкина, А.Плещеева, А. Толстого, Н.Огарёва. Известны пушкинские строки из стихотворения «Пророк»:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д..
Колобок.
Ой, как все мне интересно.
Заяц.
А сейчас отгадай загадку.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … .
Колобок.
Я знаю, я знаю! Это глагол.
Заяц.
Молодец, Колобок. Вот сейчас ты можешь идти дальше, только не забывай, что ты должен сделать, чтобы вернуться домой. До свидания, Колобок, удачи тебе!
Колобок быстро катится мимо Зайца и исчезает за деревьями справа.
Через некоторое время Колобок снова появляется из-за деревьев слева.
Колобок
Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я – веселый Колобок!
Из-за деревьев справа выходит Волк.
Волк
Вот так встреча, Колобок. Что заблудился?
Заяц.
Здравствуй, Волк. А я тебя ищу. Мне необходимо все узнать о глаголе, чтобы я мог вернуться к бабушке и дедушке, я уже соскучился и хочу вернуться домой.
Волк.
Ну, слушай и запоминай о времени глагола.
Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
И каждый мой день
Пребываю в запарке:
Я в школу бужу
По утрам малышей,
Кормлю их, купаю
От ног до ушей.
Я штопаю, глажу, стираю,
Игрушки за них убираю,
Мету, отмываю,
Кручу. Кипячу,
Хвалю и ругаю,
Шучу и ворчу,
Так мчится моё НАСТОЯЩЕЕ,
Нисколько меня не щадящее.
Заяц.
Ой, как интересно. Я все запомню.
Волк.
Хорошо, что ты так быстро все запомнил, а теперь отгадай загадку:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
Колобок
Глагол. Спасибо, Волк, за все, а мне пора дальше катиться.
Колобок быстро катится мимо Волка и исчезает за деревьями справа. Волк убегает за ним. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.
Колобок
Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я – веселый Колобок!
Из-за деревьев справа выходит Медведь.
Медведь
Обожает с медом пышки
Кушать косолапый мишка.
Здравствуй, Колобок! Рад тебя видеть. Хочешь узнать о глаголе что- то новенькое? Слушай о будущем времени.
В понедельник или в среду
Всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобразников моих.
Сяду в поезд и тогда
Посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт,
На какой-нибудь курорт.
Как начну я там форсить.
Платья модные носить,
Буду плавать, буду прыгать,
Буду всех с ума сводить.
Когда море надоест,
Запланирую отъезд.
И вернусь обратно к ним,
К безобразникам моим.
Колобок.
Спасибо, Мишенька. Рад был с тобой встретиться.
Медведь.
А сейчас отгадай загадку
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про… .
Колобок.
Это глагол. До свидания, Миша, мне пора идти дальше.
Колобок быстро катится мимо Медведя и исчезает за деревьями справа. Колобок снова появляется из-за деревьев слева.
Колобок
Я по коробу скребен,
По сусеку я метен,
У меня румяный бок.
Я – веселый Колобок!
Из-за деревьев справа выходит Лиса.
Лиса
Вы слыхали про лису?
Нет хитрей меня в лесу.
Добрый день, Колобок. Вот мы и встретились. Хотелось бы тебя скушать, но дедушку с бабушкой жалко, ждут они тебя очень. Поэтому слушай меня внимательно.
Была я малышкой,
Играла пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней-мартышкой.
Я пела, плясала,
Над книжкой завоевала,
Цветы собирала,
О чуде мечтала.
Но время бежало,
И скоро узнала,
Что взрослою стала
И детство моё
Навсегда потеряла.
Это прошедшее время глагола.
Колобок.
Я все запомнил, Лисичка, большое спасибо.
Лиса.
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать говорит,
Строго сам за тем следит,
А зовут его....
Колобок.
Глагол. А сейчас мне пора бежать домой. Спасибо за все, меня дома ждут.
Колобок появляется возле дома бабушки и дедушки
Колобок.
Дедушка, бабушка! Я вернулся, я много узнал и хочу вам рассказать.
А отгадайте загадку:
Я тоже часть речи,
Жду с вами встречи.
Что ты будешь завтра делать?
Можешь ли о том поведать?
Будущего нам не знать,
Можно лишь предполагать,
Что я завтра рано встану
И бездельничать не стану,
Я и ранец соберу,
Я и в школу побегу.
В настоящем - я стою
И с тобою говорю.
А вчера весь день играл,
Прыгал, бегал, не скучал.
Итак, обозначаю я действие предмета.
Кто же я? Жду вашего ответа.
Баба.
Это же глагол, Колобок. А мы тебя ждали и скучали.
Я с тобою не расстанусь.
Будь ты внуком нам на старость.
Дед.
Станем песни твои слушать.
И не станем тебя кушать.
Колобок.
Ну, раз так, пойдёмте в дом.
Славно в нём мы заживём.
Деда с Бабкой я люблю.
И за все труды
Раздобуду вам еды.
(поёт на мотив «Долина, чудная долина» гр. Мистер Кредо).
Я румяный Колобочек
Бабкой я мешён,
В печке я печён.
А затем я на окошко
Был положен и конечно остужён.
Я сбежал от Деда с Бабкой,
Встретил много разных, разных я зверей.
Чуть Лисой я не был съеден,
Потому что не послушался людей.
Мои Бабуля и Дедуля,
Я больше никогда не буду убегать.
Мои Бабуля и Дедуля,
Ведь для меня родней в деревне не сыскать.
Мои Бабуля и Дедуля,
Я постараюсь вас совсем не огорчать.
Петрушка:
Так с тех пор живут втроём.
Счастье полнится их дом.
Колобок поёт им песни,
Да одна другой чудесней.
И работает с душой.
Завалил весь дом едой.
(поёт на мотив песни «Ягода – малина» В.Легкоступова.)
Вот и сказка к концу подошла,
Колобка мы спасли от беды.
Попрощаться пришла нам пора,
До свиданья мы вам говорим.
Колобок, Зайчишка,
Волк и бурый мишка.
Лиса, Дед и Бабка,
Бабочки, птички, грибы.
Стройные берёзки,
Все герои сказки.
За вниманье мы вас благодарим.
Заключительная песня.
А знаешь, всё ещё будет.
Пусть добро по утру нас разбудит.
Колобок испечёт Бабка вкусный.
И начнётся рассказ вновь искусный.
Укатился от Бабки, от Дедки.
Вы внимательно слушали, детки?
Заяц, Волк и Медведка с Лисою,
Будут в сказке любимой с тобою.
Сказка – что она?
Та же птица:
Прочтётся и не поймаешь.
Но надо к добру стремиться,
Без него нельзя, понимаешь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. М.: Художественная литература, 1988.
2. Борунова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А. / Под ред. Р.И.Аванесова. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические нормы. М.: Русский язык, 1987.
3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987.
4. Гвоздарев Ю.А. Рассказы о русской фразеологии. М.: Просвещение, 1988.
5. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Астрель, 2003.
6. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. СПб.: Просвещение, 1995.
7. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. СПб., 2001.
8. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И. Мир родной речи. М.: Знание, 1972.
9. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. М.: Знание, 1982.
10. Львова С.И. Уроки словесности. 5–9-е классы. М.: Дрофа, 2000.
11. Народный дневник. Народные праздники и обычаи: Из «Сказаний русского народа», cобранных И.П. Сахаровым. М.: Дружба народов, 1991.
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Аз, 1992.
13. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М.: Айрис Рольф, 1996.
14. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М.: Русский язык, 1984.
15. Столбунова С.В. С любовью к русскому, родному: Ярославские радиопередачи. (В газете «Русский язык»: Приложение к газ. «Первое сентября». № 22, 26, 27, 29, 30, 31, 41, 42/2000, № 1, 3/2001.
16. Успенский Л.В. Слово о словах: Очерки о языке. Л.: Дет. лит., 1982.
17. Фелицина В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. М.: Русский язык, 1979.
18. Фроянова Т.Н. Культура русской речи. Практикум: Учебное пособие. СПб.: Паритет, 2003.
19. Шанский Н.М. В мире слов: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.
22