Просмотр содержимого документа
«Конкурс редакторов»
Внеклассное мероприятие
«Конкурс редакторов»
Класс: 5 – 6
Учитель: Матвеева Юлия Викторовна
2013 г.
Цели:
предупреждать ошибки в устной и письменной речи детей;
развивать умения и навыки по нахождению речевых ошибок;
расширять кругозор учащихся;
развивать творческие способности детей;
воспитывать любовь к родному языку, родному слову.
Оборудование: газеты, журналы, распечатки заданий, таблички «Главный редактор», «Редакционная коллегия», почетные грамоты, фишки, с помощью которых оцениваются результаты конкурса.
Предварительное задание: узнать, кто такой редактор журнала, чем занимаются люди этой профессии.
Ход мероприятия
I. Вступительное слово учителя.
- Уважаемые коллеги! Я, главный редактор, собрал вас сегодня для того, чтобы обсудить итоги нашей работы. Близится выход очередного номера журнала. Материалов для печати набралось предостаточно. Выбрать лучшее – вот наша задача на сегодняшний день. Это сделать не так-то просто. К нам в редакцию поступило много рассказов, стихотворений, объявлений, рекламы и писем читателей. Понятно, что все напечатать мы не можем. Придется выбирать. Какие же требования предъявляются к публикациям? Прежде всего, в них не должно быть орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.
Мы часто повторяем, что русский язык велик и могуч. Есть десятки тысяч прекрасных, точных и очень нужных нам слов. Однако при этом наша речь часто бывает бедна и невыразительна. Что же происходит? Почему мы не используем богатство родного языка и не заботимся о культуре речи? Очевидно, причина этому – наша леность, неумение или нежелание выбрать из множества слов самое нужное, которое точно передает нашу мысль. Ведь чем больше слов в языке, тем труднее в них разобраться, вот и берем мы первое попавшееся, потом оказывается, что выбор наш неудачен, мысль выражена неясно, а то и вовсе искажена.
Речевые ошибки – большое зло, с ним нужно бороться. Не будем спорить, речевые ошибки подстерегают нас на каждом шагу. Но не стоит забывать мудрую пословицу: «Слово не воробей…» Нужно думать, что говоришь и пишешь. Давайте предупреждать ошибки!
Мы, редакторы, и занимаемся тем, что не позволяем материалам с речевыми ошибками попасть на страницы нашего журнала. Редакционная коллегия (т. е. объединение) обрабатывает текст, готовит его к печати. Чтобы не допустить публикации текста с речевыми ошибками, попробуем взять на учет хотя бы некоторые из них. Одни ошибки появляются в результате неточного выбора слов, другие – в результате сопоставления несопоставимых понятий, нарушения правил сочетания слов, употребления однородных членов, пропуска слов, повторов и т. д.
II. I тур конкурса.
Задание: исправить ошибки в объявлениях:
Продам коврик, зеленого цвета холодильник, куртку, на меху шкаф, телевизор, цветной пылесос.
Пропала собака, пудель, темно-коричневого цвета, отзывается на кличку Арто, любит мороженое, по утрам приносит тапочки, лает редко, гулять просится четыре раза в день.
Кто спер дневник, оставленный в парке возле школы учеником 5 класса Петровым Васей? Прошу вернуть за вознаграждение.
Куплю стол, стулья, кровать, диван, кресла, шкаф, цветы в горшках и прочую мебель.
Требуются рабочие для работы на работе.
Задание: исправить ошибки в программе телепередач.
Программа телепередач на 2 ноября
6.00 – «Спокойной ночи, малыши!»
6.15 – «Новости».
7.00 – для наших бабушек и дедушек. Мультфильм «Том и Джерри».
8.00 – «Новости».
9.00 – новогодний «Голубой огонек». Прямой эфир.
12.00 – для самых маленьких. Фильм ужасов «Мумия возвращается».
14.00 – «Новости».
14.30. – футбол. Чемпионат Европы. Сборная США против сборной Японии.
16.00 – «Новости».
16.30 – для вас, юные зрители. Программа «Новое законодательство о пенсиях».
18.00 – «Новости».
18.30 – концерт, посвященный Международному женскому дню. Прямой эфир.
20.00 – супер-боевик. Мультфильм «Три поросенка».
20.30 – программа для полуночников «Когда тебе не спится».
а) плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника;
б) плавучий знак для обозначения опасных мест на реках, озерах;
в) русская мера длины;
Гравий – это:
а) мелкие камни, употребляемые в строительных и дорожных работах;
б) гимнастический снаряд;
в) порода собак;
Лексикон – это:
а) герой древнегреческих мифов;
б) запас слов и выражений человека;
в) башня с сигнальными огнями.
Партер – это:
а) летательный аппарат;
б) сорт яблок;
в) нижний этаж зрительного зала.
Цикада – это:
а) насекомое;
б) город в Испании;
г) слесарный инструмент.
Ш. II тур конкурса
Задание: составить текст из фрагментов.
Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть.
Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку.
Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше, и пришлось бобрятам расплываться в разные стороны.
Я заметил его и вытащил из воды. Думал, водяная крыса, а потом вижу – хвост лопаточкой, и догадался, что это бобренок.
После еды бобренок собрал все палочки и листики, подгреб их под себя и уснул.
Долго он долго чистился и сушился, потом нашел веник за печкой, уселся на задние лапки и стал его грызть.
Задание: вставить пропущенные буквы.
Карабас и пятый класс
В жизни всякое случае..ся подчас,
Мне навстречу к..выляет Карабас.
И хр..мает, и рыдает Барабас –
Не узнать его ни в профиль, ни в анфас.
- Где вы были, Карабас Барабас?
Почему у вас подбит правый гла..?
Что случилось, Карабас Барабас?
Чешет сбитое к..лено Карабас:
- Я попал на перемену в пятый класс!
Задание: исправить речевые ошибки.
И стоят наши дальневосточные березки в подвенечном саване.
На уроке литературы Вовка перепутал все имена и фамилии древнегреческих богов.
Около памятника Пушкину собралось много людей и писателей.
Клюв лесного рябчика не отличается по окраске от клюва рябчика обыкновенного.
Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируют одно и то же название фильма.
Вдали показалась стая уток и зайцев.
Ставьте автомат на колено левой руки!
Не размахивай глазами!
Как сожму кулаки на руках и ногах!
Ты эту работу пойдешь устно писать?
Ученики шестого класса добились ухудшения дисциплины.
В соревнованиях наша спортсменка одержала поражение.
Незнакомец сел на коня и поехал пешком.
Сдается квартира с ребенком.
Промежуток между школой и жизнью занимает короткое время, а в памяти остается надолго.
Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а тот, кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение.
Неосторожность может привести к несчастным случаям, к гибели человеческих жертв.
В углу стоял круглый стол квадратной формы.
IV. Заключительное слово учителя.
Мои дорогие коллеги! Вы сегодня хорошо поработали, проявили наблюдательность, смекалку, показали грамотность, все ошибки в текстах исправили. Теперь мы точно знаем, что не подведем наших читателей.
V. Подсчет набранных очков, подведение итогов, награждение победителей.