Соедините устаревшие слова (архаизмы) с их современными синонимами.
куща 1) щёки
зрак 2)здание
ланиты 3)хижина
храмина 4)взгляд
купина 5)говорит
брань 6)куст
глаголет 7)можно
льзя 8)видный
зрачный 9)битва
10)брадобрей 10)парикмахер
Ответ: 1-3 2-4 3-1 4-2 5-6 6-9 7-5 8-7 9-8 10-10
Ведущий:
А теперь предлагается шуточное задание. 6 конкурс
Соотнесите жаргонные слова с их общеупотребительными эквивалентами.
ПАРА 1)преподавательница математики
БИССЕКТРИСА 2)прилежный ученик
БОТАНИК 3)академическая задолженность
ХВОСТ по предмету
КОМОК 4)неудовлетворительная оценка,
ФАЗЕНДА двухчасовое занятие
ЭКВАТОР 5)иностранного производства,
ЗАБУГОРНЫЙ импортный
6)комиссионный магазин
7)садовый участок, дача
8)зимняя сессия на 3-ем курсе
Ответ: 1-4 2-1 3-2 4-3 5-6 6-7 7-8 8-5
Ведущий:
Все мы прекрасно помним, что такое фразеологизмы. Как часто мы слышим «хватит ворон ловить», «тебе не надоело бить баклуши», «ты снова сел в калошу» или «пишешь как курица лапой».
7 конкурс
Предлагаем вам определить, что означают следующие фразеологизмы.
С БУХТЫ-БАРАХТЫ
ДЕРЖАТЬ КАМЕНЬ ЗА ПАЗУХОЙ
СТРОИТЬ ВОЗДУШНЫЕ ЗАМКИ
ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ
КАК ПИТЬ ДАТЬ
ЗАВАРИТЬ КАШУ
НЕ В БРОВЬ, А В ГЛАЗ
ДЕРЖАТЬСЯ В ТЕНИ
ТОЧИТЬ ЛЯСЫ
КЛЕВАТЬ НОСОМ
ВИТЬ ВЕРЁВКИ
8 конкурс
Какие из приведённых ниже слов употребляются в современном языке только в значении имён существительных?
РАБОЧИЙ КЛУБ БЫЛ КРАСОЧНО ОФОРМЛЕН НАГЛЯДНОЙ АГИТАЦИЕЙ.
БЛАГОДАРЯ БОЛЬШОМУ КОЛИЧЕСТВУ СНЕГА ПОСЕВЫ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ НЕ ПОГИБЛИ.
Ответ: своя автобиография; зеленый массив; наглядная агитация; посевы озимой пшеницы.
Ведущий:
Вспомните, что такое омонимы. 13 конкурс
О каких омонимах идёт речь в этих предложениях?
1.НАС МНОГО В ИГРАХ НАБИРАЮТ,
А ИНОГДА И НА НОС НАДЕВАЮТ.
2.В БОЮ И РУБЯТ, И ВЗРЫВАЮТ,
А ПОСЛЕ БОЯ РАЗВЛЕКАЮТ.
3.В ВОДЕ ОН МЕДЛЕННО ПЛЫВЁТ,
В СТАНКЕ ЛЕТАЕТ ВЗАД, ВПЕРЁД.
4.ИЗ ЗЕМЛИ Я ВОДУ ИЗВЛЕКАЮ,
Я ВАШИ ВЕЩИ СОХРАНЯЮ,
ЗАКОНЫ МУЗЫКИ ПИШУ
И НИЧЕГО В НАГРАДУ НЕ ПРОШУ.
5.СЕЙЧАС Я, ПРАВДА, УСТАРЕЛА,
А ПРЕЖДЕ БЫЛО МНОГО ДЕЛА,
КАК ВЫЙДУ НА ЗЕЛЁНЫЙ ЛУГ,
ТАК ЗАБЫВАЮ ПРО ДОСУГ.
Ответ: очки, шашки, челнок, ключ, коса
Ведущий:
14 конкурс
В последнее время наш язык всё более пополняется заимствованными словами, то есть словами, пришедшими в наш язык из других. Часто мы слышим слова, а иногда и употребляем сами, не зная их значения. Предлагаем вам подумать и объяснить значения заимствованных слов.
ПРЕЗУМПЦИЯ
КАРТИНГ
МАРКЕТИНГ
ДОСЬЕ
КОРРУПЦИЯ
ДЕБАТЫ
ТУНЕЯДЕЦ
ИМИТАЦИЯ
Ответ:
1)предположение, основанное на вероятности;
2)вид автомобильного спорта-гонка на автомашинах типа «карт», специально оборудованная площадка, где проводятся такие гонки;
3)изучение рынка и активное воздействие на потребительский спрос;
4)совокупность документов, материалов, относящихся к какому-либо делу, вопросу, а также папка с такими материалами;
5)подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц;
6)обмен мнениями;
7)человек, который живёт за чужой счёт, чужим трудом, бездельник;
8)подражание, подделка.
15 конкурс
Объясните разницу в значении слов.
АДРЕСАТ – АДРЕСАНТ
ДИПЛОМАТ – ДИПЛОМАНТ
ОПИСКА – ОТПИСКА
ПОСТУПОК – ПРОСТУПОК
ОПЕЧАТКИ – ОТПЕЧАТКИ
СЫТО – СЫТНО
Конкурс 16
Соедини слова правого и левого столбика так, чтобы получить новые.
И последний перед домашним заданием 17 конкурс – метаграммы.
1.С Л – лить слёзы заставляю,
С Ж – по воздуху летаю.
2.С Ё – колючий,
С У – ползучий.
3. С Е – я жаркая пора,
С О – настольная игра.
4.С Б – мучительной бывает,
С М – одежду пожираю,
С Р – актёру я нужна,
С С – для повара важна.
5.С Ч – летаю над волной,
С Л – не дам волкам покоя,
С М – рубашка – безрукавка,
С З – скачу в лесу по травке,
С Г – меня крепи к детали из железа или стали.
Ответ: чайка, лайка, майка, зайка, гайка.
Ведущий:
Итак, друзья, подошли к финалу. Всем большое спасибо за знания, за активность, за творчество. Подведём итоги (объявление результатов, вручение грамот).
Задание 1
На какой слог должно падать ударение, чтобы они соответствовали приведённому рядом лексическому значению?
БРОНИРОВАТЬ – закреплять что-нибудь за кем-нибудь.
ПОТУПИТЬ – опустить.
ВИДЕНИЕ – нечто, возникающее в сознании.
ПОГРУЖЕННЫЙ – помещённый на что-нибудь или во что-нибудь.
РАЗРЯЖЕННЫЙ – разодетый, нарядный.
Задание 2
Вместо точек вставьте слова-омонимы, имеющие оба указанных значения.