Турнир знатоков русского языка
Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками, совершенствовать навыки групповой работы. Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайды для сопровождения занятия.
Ход мероприятия
Ученик 1.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Ученик 2.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слов
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Ученик3
Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Учитель: Сегодня у нас в гостях – его величество русский язык.
И мы проводим турнир знатоков русского языка.
- А что такое турнир? (ответы детей)
Турнир. - спортивное соревнование , а у нас будет с вами словесный турнир между командами
В нашем турнире примут участие две команды:
1 команда «Приставки»
Наш девиз: Приставки всегда молодцы,
Приставки всегда впереди!
2 команда «Предлоги»
Наш девиз: Думай, пробуй и ищи,
Трудно будет- не пищи!
-А теперь ребята, представление нашего уважаемого жюри.(представление жюри)
- Уважаемое жюри каждая команда желает вас поприветствовать.
Приветствие жюри командами:
1 команда «Приставки»
Мы жюри подарим мыло,
Чтоб нас строго не журило.
Мы жюри подарим смех,
Чтобы было всем потех.
2 команда «Предлоги»
Вы жюри, нас не журите,
Справедливее судите!
Чтобы счёт не потерять,
Вот вам счёты, чтоб считать.
Разминка.
-Я говорю вам существительное в единственном числе, а вы мне в ответ во множественном числе. Отвечайте хором.
Нога - …(ноги)
Рука – …(руки)
Дуга - … (дуги)
Мука - … (сущ. мука не имеет множественного числа)
Ведро - … (ведра)
Бедро - …(бедра)
Метро - …(сущ. метро не имеет множественного числа)
День - …(дни)
Пень - …(пни)
Лень - …(сущ. лень не имеет множественного числа)
Цыпленок -…(цыплята)
Козленок - …(козлята)
Бочонок - … (бочонки)
- Поиграли, а теперь приступим к серьезным испытаниям. Теперь вы будете работать в командах. Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы.
1 Конкурс <Угадай слова> (Слайд)
Мы обычные слова,
Всех нас знает каждый.
Мы содержим букву А
Трижды или дважды.
Иногда всего одну-
Только не в начале.
Но сегодня - ну и ну!
Все они сбежали.
1.Бклжн, баклажан
2.вринт, вариант
3.гдюк, гадюка
4.днтист, дантист
5.кдр,кадр
6.кнв, канава
7.схр,сахар
8. мтерик, материк
2. Конкурс <Пословицы и поговорки> (слайд)
Учитель: Существует очень много пословиц и поговорок на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и развивает память.
Задание по очереди для каждой команды. Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их.
1 команде:
1. В гостях хорошо, …(а дома лучше)
2. Один- за всех …(все- за одного)
3. Не имей сто рублей …(а имей сто друзей)
4. Без труда не вынешь …(рыбку из пруда)
5. Скучен день до вечера …(коли делать нечего)
6. Терпение и труд …(все перетрут)
7. Семь раз отмерь …(один отрежь)
8. Ветер рушит горы ,а слово….(дружбу)
2 команде:
1. Любишь кататься …….(люби и саночки возить)
2. Век живи ……(век учись)
3. Ты ему слово, а……(он тебе два)
4. Язык мой – (враг мой)
5. Слово – серебро, а …..(молчание – золото)
6. Делу время - ……(потехе час)
7. Хочешь есть калачи - ……(не сиди на печи)
8. Поспешишь - …..(людей насмешишь)
3. конкурс. “Путешествие в страну Фразеологию”
От пословиц и поговорок переходим к фразеологическим оборотам, которыми богат русский язык. Еще великий М.В. Ломоносов называл устойчивые сочетания предлагая включать их в словари.
Продолжите, вставив названия животных.
Голоден как… (волк)
Хитер как... (лиса)
Труслив как… (заяц)
Здоров как… (бык)
Изворотлив как… (уж)
Надут как… (индюк)
Нем как… (рыба)
Грязен как… (свинья)
Упрям как… (осел)
Болтлив как… (сорока)
Колюч как… (еж)
4. Конкурс <Части речи>
Задание командам (на карточке)
-Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.
Посадила мама в печьсущ. пироги печьгл..
Снежное покрывалосущ. покрывалогл. все поле.
Ведро дало течьсущ. и вода стала течьгл.
Игра со зрителями «Назови пару».
К существительным мужского рода ученики по очереди называют существительные женского рода..
Козел- коза
Бобер- бобриха
Медведь- медведица
Осел- ослица
Оса- оса
Стрекоза- стрекоза
Ворон- ворона
Волк- волчица
Курица- петух
Баран- овца
Муха- муха
Обезьяна- обезьяна
Слон- слониха
Кот- кошка
Корова-бык
5. Конкурс <Переставьте буквы> (Слайд)
Нужно образовать новые слова, переставляя буквы.
1. ЛОЖКА (жало)
2. ВОБЛА (обвал)
3. ПИОН (пони)
4. ЧИСЛА (силач)
5. КОНУС (сукно)
6. ТОВАР (отвар)
7. УКОЛ (урок)
8. ОБРАЗ (забор)
6. НАБОРЩИК
Задача Учащихся «набрать», то есть составить из имеющихся букв наибольшее количество слов.
АКТИВНОСТЬ – Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности,мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.
актив, акт, кисть, кость, кит, кот, кон, конь, ткань, тина, тон, ток, тост, ива, воск, воин, винт, нос, носки, нива, нота, сват, скот, так, …. (23).
А в это время пока команда работает над набором слов , капитаны поработают самостоятельно от своей команды
7. Конкурс для капитанов.«Найдите лишнее слово».
Дождь, снег, град, луна.
Земля, серая, желтая, зеленая.
Увидеть, покрасить, краска, добежать.
Белый, белизна, белеет, белка.
Игра со зрителями.Крылатые выражения
Учитель: В народе говорят: <Хорошую речь хорошо и слушать>. Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом. Например: Работать, засучив рукава (хорошо)
1. Мчаться на всех парах (стремительно)
2. Орать во все горло (громко)
3. Спать мертвым сном (крепко)
4. Работать, не покладая рук (усердно)
5. Сделать на скорую руку (наспех)
6. Вылететь из головы (забыть)
7. Без году неделя (недавно)
8. Втирать очки (обманывать)
1. Обвести вокруг пальца (обманывать)
2.Поставить на ноги (вылечить)
3. Вешать нос (огорчаться)
4. Зарубить на носу (запомнить)
5. Рукой подать (близко)
6. В час по чайной ложке (медленно)
7. Морочить голову (обманывать)
8. Прикусить язык (замолчать)
8.Конкурс «Рассказ на одну букву».
Команды в течение 5 минут должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.
Пример : Росла рядышком роза. Розовая роза редкая.
1 команда-п
2 команда-м
Игра со зрителями.
Конкурс <Вопрос - ответ>
1. У кого глаза велики? (у страха )
2. Чем горю не поможешь? (слезами)
3. Кого по осени считают? (цыплят)
4. Чем соловья не кормят?(баснями)
5. В какие сани не следует садиться? (не в свои)
6. Что надо беречь смолоду? (честь)
7. Без чего не вынешь рыбку из пруда? (без труда)
8. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят? (волка)
9.Кто должен на горе свиснуть, чтобы нечто несбыточное произошло? (рак)
Подведение итогов. Награждение команд
Ученик. Учите русский - годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
(А. Ахматова)
– Ребята, любите и изучайте русский язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мысль. На этом наш турнир подходит концу всем большое спасибо за внимание.