Интеллектуальное казино Хочу все знать было проведено на неделе русского языка. Цель данного мероприятия: раскрыть основную функцию фразеологизмов, развивать познавательный интерес к слову, активизировать умственную деятельность учащихся, а также привить любовь к русскому языку
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Мухамбетжанова Батакоз Жекеновна ,учитель русского языка и литературы
К неделе русского языка
Классный час
Интеллектуальное казино
«Хочу все знать»
Задачи:
Обучающая : раскрыть основную функцию фразеологизмов
Развивающая: развивать познавательный интерес к слову, активизировать умственную деятельность учащихся.
Воспитывающая: прививать любовь к слову, к русскому языку.
Предварительная работа: сформировать несколько групп / ребята делятся на группы, выбирая цветные кружочки/. Таким образом участвует весь класс.
Оборудование: словари фразеологических терминов.
Ведущий. Добрый день уважаемые участники интеллектуального казино «Хочу все знать» Вы, конечно, знаете, что в Казахстане день 19 сентября объявлен Днем языков народов Казахстана. Каждый язык имеет право на существование. Казахский язык является государственным языком, а вот русский язык – не только имеет статус межнационального общения, но это официальный язык, на котором наравне с казахским , заполняются важные документы.
Итак, начнем и раскроем еще не раскрытые тайные фразеологии, так как нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Разминка: Не зевай! Договори фразеологизм.
Золотые… 11. Голубь…
Изо дня… 12. Обивать…
Зарубить… 13. С минуты…
Битком… 14. Само сабой…
Как рукой… 15.тише воды…
До поры… 16. Волчий…
Несолоно… 17. Черным по…
Как снег.. 18. В час по чайной…
Ни к селу 19. Чужими руками…
Утереть… 20. Медвежья…
Ответы: 1 руки, 2 в день, 3 наносу, 4 набито, 5 сняло, 6 до времени, 7 хлебавши, 8 на голову, 9 ни к городу, 10 нос, 11 мира, 12 пороги, 13 на минуту, 14 разумеется, 15 ниже травы, 16 аппетит, 17 белому, 18 ложке, 19 жар загребать 20 услуга. Подводим итоги.
І. конкурс «Веселый художник»
Вам дан листок с фразеологизмами . вы должны его нарисовать так, чтобы другие смогли его расшифровать.
1. папа с головой ушел в работу.
2. лошадь в яблоках
3. сестра висит на телефоне
4. человек в футляре
5. держит в руках
ІІ. конкурс «Пантомима»
Пока ребята рисуют, мы посмотрим с вами изображение данных фразеологизмов.
1. нос к носу
2. заметать следы.
3. водить за нос
4. на нем лица нет.
5. стоит на часах.
Подведите итогов 2-х конкурсов.
ІІІ. конкурс «Капитанов»
Вопросы на сообразительность , смекалку и находчивость /от каждой группы по одному человеку/.
1. Образуйте фразеологизм из следующих шести слов: ни, бы, то, что, во, стало (во что бы то ни стало)
2. какого цвета бывает скука, /скука зеленая/
3. какие фразеологизмы вошли в нашу речь из сказок? ( за тридевять земель: по устам текло, а в рот не папало и т.д.)
4. какой фразеологизм можно прочитать над входом в школу, на половичке при входе в другие общественные места? (Добро пожаловать)
5. какими словами начинается обычно призыв «дружно явиться куда-либо» (Все как один).
ІҮ. Конкурс « Подбери фразеологизмы-синонимы»
Каждой группе дается следующее выражение и к нему подбери как можно больше фразеологизмов.
1. совсем близко (в двух шагах рукой подать, быть под боком )
2. очень тесно (повернуться негде, яблоку негде упасть , как сельдей в бочке)
3. Быстро бежать (со всех ног, сломя голову, только пятки засверкали)
4. говорить вздор (Молоть ерунду, пороть чепуху, нести вздор)
5. мгновенно (в один миг, не успел глазами моргнуть , не успел оглянуться)
Ү. конкурс «Подбери фразеологизмы-антонимы»
Группам раздаются конверты, в которых на листочках написаны фразеологизмы-антонимы (найди пару)
Приносить пользу (наносить вред)
Набрать сил (выбиться из сил)
Взять себя в руки (выйти из себя)
Открыть счет (закрыть счет)
Сдержать слово (нарушить слово)
Одержать победу (потерпеть поражение)
Подведение итогов двух конкурсов.
ҮІ. конкурс «Литературный колейдоскоп»
Игра со зрителями и участниками конкурсов, пока подводятся общие итоги и определяется Всезнайка.
1. Из какого произведения взят фразеологизм «Рожденный ползать-летать не может» , «Безумству храбрых поем мы песню»
Ответ (М.Горький «Песня о Соколе»)
2. «Пусть сильнее грянет буря»
Ответ (М.Горький «Песня о Буревестнике»)
3. «А воз и ныне там»
Ответ –И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
4. «Там русский дух… Там Русью пахнет»
Ответ –А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
ҮІІ. «Конкурс переводчиков»
(Индивидуальное знание) Грамоту знатоков фразеологизмов получит тот, кто переведет на казахский язык следующие фразеологизмы (Фразеологизмы записать на доске):
Зуб на зуб не попадает (Тісі тісіне тимейді)
Делать из мухи слона (Түймедейді түйедей қылу)
Волосы встали дыбом (Төбе шашы тік тұрды)
Завершаем классный час подведением итогов и награждением победителей . Ведущий благодарит всех присутствующих за участие.