Образовательные: познакомить учащихся с понятием «прямое и переносное значение слова»; научить различать прямое и переносное значение слова, употреблять в речи слова в переносном значении, показать, как используются слова в переносном значении в текстах (как художественные средства);
Развивающие: развивать логическое и абстрактное мышление, формировать навыки анализ текста, нахождения в нем переносных слов, развивать орфографическую зоркость, пунктуационную грамотность, познавательную активность учащихся, умение работать со словарем, творческие способности и речь учащихся.
Воспитательные: формировать культуру общения на уроке; воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: толковые словари, наглядный и раздаточный материал
Ход урока
Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Наш урок сегодня пройдёт под девизом: «Повышайте чистоту вашей речи!».
Это будет и нашей минуткой каллиграфии.
Аутотренинг
Я – ученик.
Я – личность творческая.
У меня хорошее настроение.
Я хочу все знать.
Меня все получится.
Актуализация опорных знаний учащихся.
Проверка домашнего задания (устно)
Терминологический диктант. Взаимопроверка.
Наука, изучающая словарный состав языка, называется…. (лексикология)
Словарный состав языка называется… (лексика)
То, что обозначает слово, называется… (лексическое значение)
Слово, имеющее одно лексическое значение, называется… (однозначное)
Слово, имеющее два и более значений, называется… (многозначное).
Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется… (толковый словарь).
- Сколько значений имеет слово «золотой»? Какое из них основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»?
Пальчиковая гимнастика
Формулирование и темы и целей урока.
Таким образом, давайте вместе определим, какова тема нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить? Какие цели мы с вами сегодня перед собой поставим?
(запись темы «Прямое и переносное значение слова».)
Работа над темой урока.
Работа с учебником. Чтение правила.
2. Чтение учащимися стихотворений.
Чудесный выдался денек.
А я учу предлоги…
Я должен твердо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит – «по»?
«Что значит – «за»?
И «за» и «по» - предлоги…»
А хорошо бы - за порог
И мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги?
- Объясните смысл этого шутливого стихотворения.
- По словарю Ожегова, предлог – внешний повод к чему-нибудь.
3.Чтение учеником отрывка из письма к писателю Эдуарда Успенского:
« Я понимаю, - пишет ученик, - когда мне говорят: не порти мамину машинку. Испортить – значит сломать так, что она перестанет работать, действовать. А что значит, если в газете написано: «Объявим борьбу порче русского языка!». Разве можно язык сломать так, что он не будет действовать? Или говорят: тетрадка грязная, речь грязная. А как речь сделать чистой?
- О чем говорит мальчик?
5. Объяснение нового материала.
- Прямое значение слова – это его основное лексическое значение, оно направлено на обозначаемый предмет, явление, действе, признак и сразу вызывает представление о них.
- Переносное значение слова – это вторичное значение, которое возникло на основе прямого.
Сущность переноса состоит в том, что значение переходит на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов.
- Каким же образом создается перенос слова.
Перенос слова происходит на основе сходства по форме, по цвету, по функции, по звучанию.
Физкультминутка «Солнце спит»
Солнце спит и небо спит.
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Все лучи свои послало.
Вдруг повеял ветерок,
Небо тучей заволок,
И деревья раскачал.
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крышам.
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик.
– Есть ли в тексте физкультминутки слова в переносном значении?
7. Распределительный диктант.
Запишите слова в две колонки: в первую с прямым значением слова, во вторую - с переносным.
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе.
Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: "Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях".
Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить... Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: "Чтобы и духом матери не пахло в хате".
Поселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух.
Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.
Рассвирепела жена, прибежала к мужу: "Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне". Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: "Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке".
Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце.
Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: "Сыночек мой золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место".
- О чем эта легенда?
Работа в парах.
Выпишите из текста в столбик словосочетания с переносным значением.
- Как они характеризуют героев? Давайте проведем самопроверку.
- Давайте сделаем вывод, на основании чего произошел перенос слов.
- А хотите узнать, как закончилась легенда?
Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мама и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратится к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами каждое утро, восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов...
- Для чего нужны переносные значения слов в этом тексте?
- Чему учит нас эта легенда?
9. Работа у доски (на карточках)
Карточка № 1
Выпишите в один столбик слова с прямым значением, а во второй – с переносным.