Материал может быть использован как внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе. В игровой форме проверяются знания изученных тем и по русскому языку, и по литературе. Есть вопросы по лексике, орфографии, словообразовании. Вопросы по литературе представляют собой в основном повторительный материал за курс 5 - 9 классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №13» г.Оренбурга
Учебно-консультационный пункт при ФКУ ИК- 3
Игра «Звёздный час»
.
Внеклассное мероприятие
по русскому языку
учитель Миль Светлана Михайловна
первая квалификационная категория
Оренбург- 2014
Игра «Звёздный час»
(Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе) Цель: формирование общеучебных компетенций по русскому языку и литературе,
повторить основные теоретические сведения по русскому языку и литературе;
развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла: расширить кругозор учащихся;
обобщенить знания, умения, навыки, полученные при изучении лексики и морфологии;
формировать практические умения и навыки учащихся по осознанному применению полученных знаний на практике;
развивать внимание, быстроту реакции, культуру речи, формировать чувство ответственности за результаты своего труда;
воспитывать коммуникативную культуру учащихся, положительное отношение к знаниям;
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Оборудование: карточки с заданиями, музыкальное сопровождение, ручки и листочки.
Ход мероприятия Психологический настрой учащихся на работу
Дарите улыбки! Встречайте теплом!
Всегда наполняйте любовью свой дом!
И будут улыбки, тепло и любовь
Назад возвращаться к вам снова и вновь!
И счастие будет на долгие годы!
Ничто не испортит вам Жизни погоды!
Сегодня мы проводим игру «Звёздный час» по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.
«Нам не дано предугадать...»
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...
Ф.И.Тютчев
Стихи о слове
И. А. Реформатский (сын А. А. Реформатского)
Слово о слове
совсем не ново,
И всё же я снова Восславлю слово.
Слово -
Всей нашей жизни
Основа.
Жить
И любить
Невозможно
Без слова.
С нами
Всюду,
Всегда
Слова.
Слово
В жизни
Всему голова.
Итак, начинаем. «Разминка». Дополните пословицы:
Что посеешь,…(то и пожнёшь).
Без труда…(не вынешь рыбку из пруда).
Кончил дело,…(гуляй смело).
Волков бояться…(в лес не ходить).
С кем поведёшься,…(от того и наберёшься).
Как аукнется -…(так и откликнется).
За двумя зайцами погонишься,…(ни одного не поймаешь).
Тяжело в учении -…(легко в бою).
Любишь кататься - …(люби и саночки возить).
Ученье - свет,…(а неученье -тьма).
Ответьте: 1. Кто автор произведений: «Дубровский», «Капитанская дочка», «Руслан и Людмила»? (А.С. Пушкин) 2. Кто написал стихотворение «Колокольчики мои, цветики степные»: Лев Толстой или Алексей Толстой? (Алексей Толстой) 3. Что такое монолог? (Один человек говорит, остальные слушают) 4.Назовите автора произведения «Муму». (Иван Сергеевич Тургенев) 5.Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов) 6. Что обычно начинается со слов: «Жили-были» или «В некотором царстве» сказка или былина? (сказка) 7. Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич) 8. Кто написал строчки: «Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза»? (Иван Андреевич Крылов) 9. Что такое антонимы? (слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением) 10. Юрий Петрович, Мурзик. Это имена существительные собственные или нарицательные? (Собственные имена существительные) 11. Назовите автора произведения «Бородино». (Михаил Юрьевич Лермонтов) 12. Назовите автора «Хамелеона», «Лошадиной фамилии». (Антон Павлович Чехов) 13. Что такое диалог? (разговор двух или более лиц) 14. Кто написал строчки: «Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало»? (Афанасий Фет) 15. Кто написал первую «Российскую грамматику»: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов) 16. Лисички– грибы, лисички – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы) 17. Как сейчас произносится древнерусское слово «персты»? (пальцы)
«Редактор».
Неграмотная бабушка из деревни прислала родственникам телеграмму:
Здорова прибываю в добром здравии.
Все отправились на вокзал встречать бабушку, но она не приехала. Что случилось
(Прибывать –приходить, приезжать куда-либо; пребывать –находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии. Неправильно употреблена приставка.)
«Письмо в бутылке».
- Однажды в море пираты увидели, что рядом с бортом их корабля плавает бутылка, в которой лежало таинственное послание. Развернув письмо, пираты поняли, что это стихотворение какого – то поэта, который решил прославиться таким путем. Но, к сожалению, вода уничтожила некоторые буквы, а некоторые слова были написаны неправильно.
- Вставьте буквы и исправьте ошибки в словах.
Карточка:
Жил ст..рик на р..звесистой ве..ке.
У нИго были вол..сы ре..ки.
Но галчата н..пали
И сАвсем общ..пали
Ст..рика на р..звесистАй ве..ке.
Жил мальчик вбл..зи Фермопил.
КАторый так жу..кА в..пил,
Что глохли все тётки,
И глохли сИле..ки.
И сып..лась пыль со стропил.
Одна стару..ка из Лока
сИбя развл..кала неплохА:
всё утро сидела
и в дуТку дудела
на куст..ке ч..ртоп..лоха.
«Догони-ка»
К словам, которые называю я, подобрать как можно больше а) синонимов:
-б) антонимы к словам: друг - враг, хорошо - плохо, счастье - горе, труд - отдых, мало - много, разговорчивый - молчаливый, доброе утро - спокойной ночи, свет - тьма, молодость - старость, чумазый - чистый, жизнь - смерть.
Пословицы.
Знай больше, а говори ........... (меньше).
Лучше вещь - новая, лучший друг - ............ (старый).
Мир строит, а война ............. (разрушает).
Смелый побеждает, а трус .............(погибает).
В ученье корень горек, зато плод ............. (сладок).
Ученье - свет, а неученье - .......... (тьма)
«Угадай-ка»
Перед вами на листочках написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: «связать» слова и на листочках в столбик записать верные ответы.
П. Ершов Калашников Остап Капитанская купец Астафьев Виктор Петрович дети дочка Красный нос «Левша» нищий Пеппи А. Линдгрен
подземелья «Конёк-горбунок» мороз Длинный чулок «Малыш и Карлсон» Аввакум принц Н.Лесков В. Распутин «Уроки французского» легенда «Тарас Бульба» протопоп Данко
(Купец Калашников, « Капитанская дочка», «Мороз Красный нос, дети подземелья, Распутин «Уроки французского», Пеппи - Длинный чулок, П.Ершов «Конек горбунок», Лесков «Левша», принц и нищий, легенда о Данко, А.Линдгрен «Малыш и Карлсон», Остап - «Тарас Бульба», протопоп Аввакум, Виктор Петрович Астафьев). Сдать листочки в жюри.
Вопросы -шутки.
Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква «Ц»)
Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
В каком слове отрицание «Нет» слышится сто раз? (стонет)
Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
Что общего у дня и ночи? ( ь на конце)
Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
Что находится между горой и оврагом? (буква и)
Какое государство можно носить на голове? (Панама)
Без чего дома не построишь? (без угла) За чем чай пьют? (за столом) За что ученика выгнали из класса? (за дверь) По чему в лес ходят? (по земле)
«Два слова из одного». К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: лапа – лаМпа, лаПта. Вот слова: сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара. (сок - сток - срок, баня- басня - башня , рис - ирис – риск, мак - мрак -смак , стол - ствол – стоял,тара - стара - таран)
«Слова-змейки».
На доске слова: 1-ой команде –КОМ, 2-ой – СОМ.
Члены команд (один за другим) подходят к доске записывают каждый по слову (существительные единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: кол-лодка-ад-…
Знатоки поговорок.
1. В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха)
2. Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет)
3. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? ( Кто рано встает, тому Бог дает).
4. Какая поговорка говорит нам, о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг).
5. Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку).
6. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться).
«Рифмовальщики» К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше слов – рифм. Все помнят, что такое рифма? Например, к слову морковь - кровь, любовь; мне - на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайте на листочках, вот слова: Крышка, дедушка, знак, цветок, народ. Предполагаемые рифмы: Мышка, малышка, мишка, мартышка, мормышка. Хлебушка, воробушка, подушка. Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок, носок. Пароход, доход, урод, завод.
«Блиц-опрос».
Команды по очереди отвечают на вопросы (за каждый правильный ответ - балл).
Часть речи, обозначающая предмет? (Существительное)
Слово «белый» по отношению к слову «черный». (Антоним)
Он может быть между корнем и окончанием в слове. (Суффикс)
Неопределенная форма глагола. (Инфинитив)
Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)
Какое числительное во всех падежах имеет окончание –а? (Полтора, полтораста)
Член предложения, отвечающий на вопрос какой? чей? (Определение)
Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)
«Откуда это и кто автор?» Я буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача – вспомнить, кто написал и что это за произведение.
«Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом… Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель». («Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь)
«Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их». («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыков-Щедрин)
«И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, … что тьма разлетелась от света его…» («Старуха Изергиль» М. Горький)
«Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне». («Ревизор» Н.В. Гоголь)
«Как много знаю я стихов!» Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его. Я помню чудное мгновенье
(Передо мной явилась ты)
( А.С. Пушкин)
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом! (…Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?) ( «Парус» М.Ю. Лермонтов)
Старик, я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас – (…Зачем? Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок.) («Мцыри» М.Ю. Лермонтов)
Я вас любил,
Любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
(Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем). (А.Пушкин)
Кто больше? «Пословицы и поговорки». На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Темы: а) вражда, ссора, драка. (Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся - только тешатся; старики бранятся – бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость). б) труд, орудия труда. (Без дела жить – только небо коптить; взялся за гуж – не говори, что не дюж; волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе – час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть). в) деньги, достаток. (Деньги всему голова; деньги – гости: то нет, то горсти; деньги – не грибы, и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей).
«Переведи» Замените иноязычные слова русскими синонимами:
алфавит (азбука)
абзац (красная строка)
абсурд (чепуха)
прогресс (развитие)
космос (Вселенная)
мираж(видения)
диалог (беседа)
«Смешинка» Стихотворение «Ни пуха ни пера».
Рано утром мама - квочка В класс отправила сыночка. Говорила: - Не дерись, не дразнись, не петушись, Поспеши, уже пора. Ну, ни пуха ни пера! Через час едва живой Петушок идёт домой. Ковыляет еле-еле Он со школьного двора, А на нём и самом деле Нет ни пуха, ни пера.
Что пожелала мама-квочка сыну, провожая его словами «ни пуха ни пера»? В каком значении она употребила это выражение? Желая сыну «ни пуха ни пера», мама-квочка употребила это выражение в переносном смысле, пожелала удачи петушку. Это фразеологизм. А сейчас попробуйте узнать, о каких фразеологизмах идёт речь в стихотворениях.
Оказался молодцом, Смог осилить ношу - Не ударил в грязь лицом И не сел в галошу.
Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней волос. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю провалиться. О чём же думал он вчера, Когда баклуши билс утра?
Плачет Ёж. Какое горе! Быть хотел солистом в хоре. Но Ежу, сказала Муха, Наступил Медведь на ухо.
Наступил Медведь на ухо -это когда у человека отсутствует музыкальный слух.
Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу, Окажешьмедвежью услугу.
Оказать медвежью услугу - неумелая и неловкая услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность.
Жил да был Воробей, По прозванью Ротозей. И зимой, и летом он Обожал считать ворон.
Cчитать ворон-быть крайне невнимательным, рассеянным, ротозейничать...
Замените высказывания фразеологизмами, в которых упоминаются животные.
Очень медленный шаг(черепаший шаг).
Так говоря о человеке, у которого очень хорошее зрение (орлиное зрение).
Так говоря о человеке, у которого длинная, тонкая шея (лебединая шея).
Так говорят, когда очень хочется кушать (голодный как волк).
Кто никого не хочет слушать, скажут (упрямый как осёл).
Очень большая доля чего-то, которая кому-то досталась (львиная доля).
«Шевели мозгами»
1.Великий учёный, поэт, основатель МГУ (М. В. Ломоносов)
2.«Терпи казак - атаманом будешь» (из какого произведения и чьи слова). (Тарас Бульба - произведение Гоголя)
3.Он родился в октябре 1814 года, погиб, как и А. С. Пушкин, на дуэли (М. Ю. Лермонтов)
4.«Береги честь смолоду». Эпиграф к какому произведению? («Капитанская дочка» А.С.Пушкина)
5.Чьи это слова : «Ты всё пела, это дело, так поди-ка попляши» (Крылов «Стрекоза и Муравей)
6. Самая издаваемая книга в мире. (Библия)
7.Сказка о пользе коллективного труда («Репка»)
8.Какие съедобные фамилии встречаются в произведениях Н. В. Гоголя (Земляника в «Ревизоре», Яичница в «Женитьбе», Плюшкин в «Мёртвых душах»)
9.Из какого произведения слова :
«Бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они» (А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)
«Смешались вместе кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой» (М. Ю. Лермонтов «Бородино»)
«Но я другому отдана и буду век ему верна» (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
«Счастливые часов не наблюдают» (А. Грибоедов «Горе от ума»)
«Быть или не быть : вот в чём вопрос» (Шекспир «Гамлет»)
10.Почему арабские сказки названы «Тысяча и одна ночь»? (Тысячу ночей рассказывала Шахразада свои чудесные сказки. А когда наступила тысяча первая ночь, она окончила свой рассказ.
Жюри подсчитывает баллы. Для вас наступил «Звёздный час»: из слова ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, получите имена существительные, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество..).