Литературная игра «Умники и умницы» «История души человеческой»
Литературная игра «Умники и умницы» «История души человеческой»
Внеклассное мероприятие по литературе
Литературная игра «Умники и умницы»
«История души человеческой»
( по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)
Цели:
-Повторение и углубление материала по теме «Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова.»
-В игровой форме расширение представлений о второстепенных персонажах романа и их роли в раскрытии личности главного героя
-Формирование устойчивого интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова
Оборудование:
_Мультимедийная презентация
-Выставка книг М.Ю.Лермонтова и литературы о поэте
-Иллюстрации картин русских художников к роману «Герой нашего времени»
-Высказывания о романе «Герой нашего времени», отрывки из ученических сочинений
Правила игры
-Игра проводится среди учащихся 9-ых классов
-1ый этап игры- отборочный.
Учащиеся отвечают на вопросы викторины.(Приложение№1).Те, кто набирает наибольшее количество «орденов», становятся «умниками». 9 «умников» участвуют в игре.
-Игра состоит из трех туров, в каждом из которых соревнуются 3 «умника». Финальное состязание определяет победителя.
-Состязание проходит на дорожках красного, желтого и зеленого цвета. Выбравший красную дорожку, отвечая на 2 вопроса, не имеет права на ошибку. Выбравший желтую дорожку, отвечая на 3вопроса, имеет право на одну ошибку. Выбравший зеленую дорожку, отвечая на 4 вопроса, имеет право на 2 ошибки. Очередность определяется по итогам выступления игроков в течение30 секунд на предложенную тему.
-Оценивает ответы «ареопаг»(жюри), в составе которого родители, учителя, ученики
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературная игра «Умники и умницы» «История души человеческой» »
ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
«История души человеческой»
( по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)
Учитель
Злыгостева Ирина Николаевна МБОУСОШ №6 г.Салехард
ЦЕЛИ:
-Повторение и углубление материала по теме «Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова.»
-В игровой форме расширение представлений о второстепенных персонажах романа и их роли в раскрытии личности главного героя
-Формирование устойчивого интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова
ПРАВИЛА ИГРЫ
-Игра проводится среди учащихся 9-ых классов
-1ый этап игры- отборочный.
Учащиеся отвечают на вопросы викторины.(Приложение№1).Те , кто набирает наибольшее количество «орденов», становятся «умниками». 9 «умников» участвуют в игре.
-Игра состоит из трех туров, в каждом из которых соревнуются 3 «умника». Финальное состязание определяет победителя.
-Состязание проходит на дорожках красного, желтого и зеленого цвета. Выбравший красную дорожку, отвечая на 2 вопроса, не имеет права на ошибку. Выбравший желтую дорожку, отвечая на 3 вопроса, имеет право на одну ошибку. Выбравший зеленую дорожку, отвечая на 4 вопроса, имеет право на 2 ошибки. Очередность определяется по итогам выступления игроков в течение30 секунд на предложенную тему.
-Оценивает ответы «ареопаг»(жюри), в составе которого родители, учителя, ученики
ХОД ИГРЫ
«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над сами собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить
участие или удивление».
(М.Ю.Лермонтов)
1 ТУР «Герой нашего времени» как бы не имеет времени, он живет всегда и не хочет нам открываться» В.Б. Шкловский
-Как вы понимаете высказывание В.Б.Шкловского?
(На выполнение задания -2 минуты:подготовка-1,5мин. И выступление-30 секунд)
ЗЕЛЕНАЯ ДОРОЖКАУЗНАЙ СЕБЯ:
«Нет, я не Байрон,я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой»
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
Хронологический
порядок
Композиционный порядок
В«Тамань»
А.«Бэла»
Г«Княжна Мери»
Б.«Максим
Максимыч»
А «Бэла»
В. «Тамань»
Д «Фаталист»
Г. «Княжна Мери»
Б «Максим Максимыч»
Д. «Фаталист»
?
ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПЕЧОРИН
ВОССТАНОВИТЕ СВОЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»
«Во мне душа испорчена…, воображение…, сердце… ,жизнь моя становится… день ото дня…»
ВОССТАНОВИТЕ СВОЙ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»
«Во мне душа испорчена светом , воображение беспокойное , сердце ненасытное ,жизнь моя становится пустее день ото дня…»
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
«Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений …» ( В.Белинский)
М.А. ВРУБЕЛЬ. 1890 Г.
М.А. ВРУБЕЛЬ. 1890 Г.
«Зачем я жил? Для какой цели я родился?»
МАКСИМ МАКСИМЫЧ
М
М. Врубель. Княжна Мери и Грушницкий. 1890.
Д. Шмаринов. Княжна Мери и Грушницкий. 1941.
Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан и подала его с телодвижением, исполненным невыразимой прелести; потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что ее маменька ничего не видала, кажется, тотчас же успокоилась. Когда Грушницкий открыл рот, чтобы поблагодарить ее, она была уже далеко…
Е
Я быстро наклонился к ней, обвил рукой ее гибкую талию. «Смотрите наверх! – шепнул я ей, - это ничего, только не бойтесь; я с вами»….
- Или вы меня презираете, или очень любите! – сказала она наконец голосом, в котором были слезы…
Л.Е. Фейнберг.
Переправа через Подкумок.
1940—1941
М.А. ВРУБЕЛЬ. 1890-1891 ГГ.
Р
«Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было».
и
В.А. Серов.
Объяснение Печорина с Мери.
1891.
Она обернулась ко мне бледная, как мрамор, только глаза ее чудесно сверкали.
- Я ВАС НЕНАВИЖУ… - сказала она.
16-го мая
…Я подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина, в соломенной шляпе, окутанная черной шалью, опустив голову на грудь; шляпка закрывала ее лицо. Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула.
Вера! – вскрикнул я невольно.
Она вздрогнула и побледнела.
Я знала, что вы здесь, - сказала она. Я сел возле нее и взял ее за руку. Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса: она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами: в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек…
Э.М. Андриолли. Вера в гроте. 1879
-Кому из героев принадлежит это высказывание? Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания
Моя бе-цветная молодость прот-кала в борьбе с собой и светом лучшие мои чувства боясь н-смешки я х-ронил в глубине сердца они там и умерли. Я говорил правду мне не верили я начал обманывать. Узнав хорошо свет и пружины общества я стал и-кусен в науке жизни и видел как другие без и-кусства счас-ливы пользуясь даром теми выводами которых я так н-утомимо д-бивался. И в груди моей родилось отча-ние пр-крытое любезностью и добродушной улыбкой.
(Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства , боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли.Я говорил правду- мне не верили: я начал обманывать. Узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел.,как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выводами, которых я так неутомимо добивался. И в груди моей родилось отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой» ( Печорин , повесть «Княжна Мери »)( Слайд»№33 )
Из какой повести эти строки ?Вставьте пропущенные эпитеты
«Вид с трех сторон у меня ….Весело жить в такой земле! Воздух … и …,как поцелуй ребенка; солнце …,небо …-чего бы , кажется, больше?
«Вид с трех сторон у меня чудесный….Весело жить в такой земле! Воздух чист и свеж ,как поцелуй ребенка; солнце ярко ,небо сине-чего бы , кажется, больше?
Вид Пятигорска. Масло.1837 М.Ю.Лермонтов
ПО ПРИВЕДЕННЫМ ПРИЗНАКАМ РЕЧЕВОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К РЕЧИ.
А. Обилие научно-философской терминологии, речь ироничная, насыщенная яркими неожиданными сравнениями и афоризмами, весьма парадоксальна
Б . Неравнодушие к вычурно-пышной фразе, речь отрывиста, четкая, бесстрастная
В . Герой изъясняется несколько грубовато, порой неграмотно. В его лексике много простонародных и разговорно-просторечных слов, есть бранные и вульгарные. Изъясняется неторопливо, пространно, без должной определенности
1) Максим Максимыч 2) Печорин 3) Грушницкий
РЕЧЬ ГЕРОЕВ
А. Обилие научно-философской терминологии, речь ироничная, насыщенная яркими неожиданными сравнениями и афоризмами, весьма парадоксальна- Печорин
Б. Неравнодушие к вычурно-пышной фразе, речь отрывиста, четкая, бесстрастная- Грушницкий
В. Герой изъясняется несколько грубовато, порой неграмотно. В его лексике много простонародных и разговорно-просторечных слов, есть бранные и вульгарные. Изъясняется неторопливо, пространно, без должной определенности- Максим Максимыч